Цели воспитания

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Цель воспитания
предполагаемый результат воспитания, модель существования.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Цель воспитания
развитие личности ребенка как индивидуальности, субъекта собственного развития гражданина, носителя общечеловеческих ценностей.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ
идеальные представления о предполагаемом или проектируемом результате воспитательной деятельности, определяющие ее методы и организационные формы.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ
заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ
в разные исторические эпохи наполнялись разным содержанием. Цели воспитания определяются потребностями развития общества, социально-экономическими условиями страны, уровнем достижений педагогической науки и практики, качеством подготовки учителей и др.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Цель воспитания
рассматривается, как правило, с двух позиций: в глобальном выражении - идеал совершенного человека (идеал достижения) с точки зрения данного общества, семьи, воспитателя, на реализацию которого направлено воспитание; в локальном плане - предвосхищаемый результат воспитательной деятельности.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Цели воспитания
(1)теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни; (2) – воспитание всесторонне развитой и гармоничной личности.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ
воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство,моральную чистоту и физическое совершенство/идеал цели воспитания/, ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ имеют конкретноисторический характер, реальные цели всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретной социальной системы.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ
формирование гармонично и всесторонне развитой, общественно активной личности. Всестороннее развитие личности характеризуется единством ее умственного и физического, нравственного и эстетического развития, обеспечивающего высокий уровень общего и профессионального образования, психологической и практической подготовленности к труду, формирование разносторонних духовных потребностей и творческих способностей.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Цель воспитания
это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) стремятся получить в процессе их воспитания.
Цели воспитания, формулируемые педагогами, должны отвечать некоторым требованиям:
1) они должны быть актуальны, соответствовать потребностям и перспективам развития личности и общества, особенностям детей и тем проблемам воспитанности, которые для них характерны;
2) они должны быть ясны и конкретны, их не следует описывать абстрактными и малопонятными формулировками, излишне аморфно и витиевато;
3) они должны быть достижимы, а процесс их достижения – изучаемым. См. также:
Степанов П.В., Степанова И.В. Технология постановки целей и планирования результатов работы с классом // Классный руководитель, 2015, № 3. – С.98-105.

Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016

Цели воспитания
это предвидение педагогом, родителями и учащимся результатов воспитательных отношений, направленных на развитие личности учащегося. Конкретное содержание целей воспитания зависит от многих факторов: внутренних (уровень развития учащегося, его воспитуемости и обучаемости) и внешних (характера культуры, экономических, политических, психологических и педагогических возможностей). Но при любых условиях главной и системообразующей целью является духовно-нравственное воспитание. Высшая цель жизни – нравственность. Согласно православной педагогике эта цель заключается в исцелении духовного начала человека, в спасении и искуплении грехов. Готовиться к жизни вечной нужно с детства («Береги честь с молоду»). Нельзя воспитывать так, будто нет смерти и вечной жизни души. Конечная цель воспитания и состоит в освобождении детей от власти греха, в развитии в них способности к самовоспитанию через раскрытие образа Божия и усвоение нравственных законов. Составной частью целей воспитания являются цели образования и обучения.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Цель воспитания
идеальный, образ человека, тип лично ста, являющийся ориентиром в воспитании при определении его содержания, методов, критериев оценки результатов, различаю общую и конкретную, индивидуальную цели воспитания. В качестве общей цели личностно-ориентированного воспитания выступает образ человека культуры, а индивидуальная цель воплощается в личностном образе каждого отдельного ребенка. Peaлизация общей цели воспитания требует ее конкретизации по национально-региональным, средовым, половозрастным, индивидуально-личностным признакам. Приблизить цель к личности ребенка поможет включение в ее структуру задачи воспитания характера, а также учет и поддержка личностных целей самовоспитания, определяемых самим воспитанником в отношении смысла жизни, нравственного идеала, развития своих культурных потребностей и творческих способностей, самоопределения. В содержании цели находят отражение ценности и смыслы воспитания, принятые его участниками. Цель воспитания разрабатывается с учетом трех источников: педагогического зал роса общества, самого воспитанника и воспитателя.

Источник: Глоссарий по педагогике.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ
приобщение растущего человека к общим ценностям, одобряемым в социуме, к общему социальному опыту.
Ц.в. детерминирована теми целями и задачами, которые ставит перед собой общество, а также тем пониманием сущности и предназначения человека, которое оно исповедует. В Ц.в. приоритетным является и развитие собственной активности личности – важнейшей основы ее самовоспитания, самоутверждения и самостоятельности.
Изучение тенденций социально-экономического, политического развития общества позволило сформулировать современную Ц.в. учащихся профтехшколы – воспитание человека-хозяина, социально адаптированного и защищенного. Эта цель наиболее адекватно отвечает требованиям общества, его стратегическим задачам и гуманистическому идеалу.
Сформулированная таким образом цель учитывает интересы каждого конкретного человека и общества в целом, отдельных социальных групп и слоев населения.
Свободный человек, живущий в демократическом обществе, в условиях цивилизованного рынка, действительно должен быть хозяином, соответственно адаптированным к этому обществу и социально защищенным.
Данная цель ставит перед воспитательными институтами, которые участвуют в процессе воспитания, задачи научить молодых людей жить и трудиться в условиях, когда каждый конкретно отвечает за то, что происходит в его коллективе, бригаде, организации, когда каждый думает о последствиях своих действий и поступков для группы, училища,предприятия, района, страны в целом, когда от его инициативы, настойчивости, мастерства зависит успех не только личный, но и общего дела, когда каждый чувствует себя комфортно в ближайшем окружении и надежно социально защищен.
Можно выделить ряд общественных требований, которые влияют на Ц.в. учащихся профтехшколы.
В первую группу входят требования, вытекающие из характера доминирующих производственных отношений, которые, в свою очередь, определяются в настоящее время вхождением в рыночные отношения.
Хозяин на современном производстве – это не традиционный «сдельщик». Это рабочий- предприниматель, человек сознательный, ответственный и инициативный, умеющий работать в условиях приватизации, аренды, хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости, сочетать личные и общественные интересы, анализировать складывающуюся обстановку, ситуацию и найти разумный выход из них. В настоящее время человек, воспитанный как хозяин, имеет возможность открыть свое собственное дело, за которое будет полностью отвечать.
Другая группа общественных требований, влияющих на цель воспитания, вытекает из необходимости непрерывного образования учащихся, которое становится основой их социальной защиты и адаптации в обществе.
Современный уровень и темп развития науки и техники, общественных отношений требует постоянного обновления знаний, повышения квалификации работающих. Уже не срабатывает бытовавшее ранее мнение, что полученного образования хватит на всю жизнь. Нежелание постоянно пополнять свои знания резко затруднило и даже сделало невозможным для многих рабочих выполнение производственных и других обязанностей.
Отсутствие у рабочего стремления учиться или переучиваться снижает социальную защищенность. Современное профессиональное образование должно стать непрерывным, ибо без обновления знаний невозможно обновление общества и производства.
Все это вызывает целый ряд новых требований к Ц.в. личности. И важнейшее из них – формировать у каждого молодого рабочего устойчивое стремление постоянно обновлять свои знания, учиться всю жизнь. Только это может стать гарантом настоящей свободы человека в условиях рынка, его социальной защищенности.
В настоящее время основной центр тяжести в образовании переносится на самообразование. Поэтому необходимо научить учащихся делать правильный выбор, соизмерять свои силы и возможности с поставленными целями, учить работать рационально.
Новые требования к Ц.в. предъявляет и вхождение многих учащихся в разнообразные общественные объединения, где они могут проявить самостоятельность, чувство хозяина, действовать в условиях самоуправления. Появление многочисленных общественных объединений связано с процессом демократизации, когда осуществляется переход от централизованной к децентрализованной структуре общества.
Помогая учащимся оперативно создавать разнообразные молодежные объединения, где учащиеся могут удовлетворить свои потребности и интересы, стремление к общению и деятельности, получая социальную защиту, педагоги, как и все заинтересованные лица, призваны эффективно способствовать достижению Ц.в. – формированию у учащихся чувства хозяина.
Лит.: Батышев С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. – М., 1995; Фокин В.А. Теория и практика нравственного воспитания учащихся профтехшколы. – М., 1992.
В.А. Фокин

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.