Целесообразность
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
соответствующий поставленной цели, вполне приемлемый в данной ситуации практически полезный подход, действие, деятельность.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
свойство процессов и явлений приводить к определенному результату, цели в широком или узком смысле слова. Целесообразность специфически проявляется в органическом мире, общественных системах, деятельности человека.
Целесообразность
лат. – направленность к финалу) – действия, предопределенные и соответствующие цели, когда определенная цель сама делается причиной совершаемых действий. Целесообразность есть особая форма причинности в живой природе, обществе, человеческой деятельности. В органическом мире целесообразность проявляется в приспособлении структур, функций живого к условиям среды, в определенной направленности процессов в живых организмах. В общественной жизни многие процессы направляются целеполагающим сознанием человека. Целесообразное действие, поступок – это те, которым присуще цель. Эти действия служат сохранению педагогических систем, процессов, позволяют управлять ими.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Целесообразность
свойство процессов и явлений приводить к определенному результату, цели в широком или условном смысле слова. Целесообразность специфически проявляется в органическом мире, общественных системах, действиях человека. Высшая форма целесообразности — целесообразность человеческой деятельности, где в причинно-следственную связь в качестве ее важнейшего звена включается сознательная цель. Все действия человека, соответствующие некоторой цели, «целесообразны» в широком смысле. В более узком смысле «целесообразна» лишь деятельность, отвечающая не только условиям данного момента, но и общему направлению развития, основывающаяся на знании объективных законов и потребностей развития.
Источник: Исследовательская деятельность
Целесообразность
1) общ. соответствие поставленной или намеченной цели, разумность, полезность; 2) соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели; форма проявления причинно-следственных отношений; 3) биол. соответствие процесса (явления) или образовавшейся структуры (органа, ткани и т.п.) фактически сложившимся условиям, что дает системе-2 преимущества лучшей адаптации к среде; в случае преадаптации возникает как бы запас целесообразных признаков; 4) биол., псих. принцип развития живых и социальных систем и человека, объясняющий сообразность жизненных процессов с целью и являющийся альтернативой редукционизму, рассматривающему биологические и психические явления на основе физико-химических закономерностей. Начало учению о Ц. было положено Аристотелем, который понимал цель как причину всего. Он обозначал эту цель энтелехией, под которой понимал осуществляющую силу. Аристотель отличал цели человеческой деятельности и человеческого ума от естественных целей, Мирового Ума. Человеческий ум по Аристотелю есть подобие Космического Ума. Сократ и Платон рассматривали Ц. как божественность, наличие разумного устройства всего сущего – Бога. Как и Аристотель, Гегель объективизирует цель в природе. Он понимает цель как причину, осуществляющуюся сама собой путем развития собственной сущности. Эти представления о Ц. сохранились и до наших дней, однако, они дополнились учением об органической Ц. В этом учении отрицается представление об эволюции как способе достижения заранее поставленной цели. Вместе с тем, Ц. рассматривается как особый тип причинности, состоящей в постоянной направленности к цели при переменных условиях. Б. Рассел подчеркивает: «Достижение определенного конца или предела не является отличительным свойством направленной деятельности... Им является активное постоянство направленной деятельности в достижении своей цели, употребление альтернативных средств для достижения одного и того же конца, достижение результатов, несмотря на трудности». Современное состояние проблемы Ц. связано с дальнейшим познанием законов эволюции биосферы и ноосферы, постановкой задачи об управляемой социогенной эволюции, решением задач восхождения человека киндивидуальности под влиянием собственных потенциалов как «осуществляющей силе», имманентно включающей в себя цели человека.