Целесообразность

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
соответствующий поставленной цели, вполне приемлемый в данной ситуации практически полезный подход, действие, деятельность.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
свойство процессов и явлений приводить к определенному результату, цели в широком или узком смысле слова. Целесообразность специфически проявляется в органическом мире, общественных системах, деятельности человека.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Целесообразность
лат. – направленность к финалу) – действия, предопределенные и соответствующие цели, когда определенная цель сама делается причиной совершаемых действий. Целесообразность есть особая форма причинности в живой природе, обществе, человеческой деятельности. В органическом мире целесообразность проявляется в приспособлении структур, функций живого к условиям среды, в определенной направленности процессов в живых организмах. В общественной жизни многие процессы направляются целеполагающим сознанием человека. Целесообразное действие, поступок – это те, которым присуще цель. Эти действия служат сохранению педагогических систем, процессов, позволяют управлять ими.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Целесообразность
свойство процессов и явлений приводить к определенному результату, цели в широком или условном смысле слова. Целесообразность специфически проявляется в органическом мире, общественных системах, действиях человека. Высшая форма целесообразности — целесообразность человеческой деятельности, где в причинно-следственную связь в качестве ее важнейшего звена включается сознательная цель. Все действия человека, соответствующие некоторой цели, «целесообразны» в широком смысле. В более узком смысле «целесообразна» лишь деятельность, отвечающая не только условиям данного момента, но и общему направлению развития, основывающаяся на знании объективных законов и потребностей развития.

Источник: Исследовательская деятельность

Целесообразность
1) общ. соответствие поставленной или намеченной цели, разумность, полезность; 2) соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели; форма проявления причинно-следственных отношений; 3) биол. соответствие процесса (явления) или образовавшейся структуры (органа, ткани и т.п.) фактически сложившимся условиям, что дает системе-2 преимущества лучшей адаптации к среде; в случае преадаптации возникает как бы запас целесообразных признаков; 4) биол., псих. принцип развития живых и социальных систем и человека, объясняющий сообразность жизненных процессов с целью и являющийся альтернативой редукционизму, рассматривающему биологические и психические явления на основе физико-химических закономерностей. Начало учению о Ц. было положено Аристотелем, который понимал цель как причину всего. Он обозначал эту цель энтелехией, под которой понимал осуществляющую силу. Аристотель отличал цели человеческой деятельности и человеческого ума от естественных целей, Мирового Ума. Человеческий ум по Аристотелю есть подобие Космического Ума. Сократ и Платон рассматривали Ц. как божественность, наличие разумного устройства всего сущего – Бога. Как и Аристотель, Гегель объективизирует цель в природе. Он понимает цель как причину, осуществляющуюся сама собой путем развития собственной сущности. Эти представления о Ц. сохранились и до наших дней, однако, они дополнились учением об органической Ц. В этом учении отрицается представление об эволюции как способе достижения заранее поставленной цели. Вместе с тем, Ц. рассматривается как особый тип причинности, состоящей в постоянной направленности к цели при переменных условиях. Б. Рассел подчеркивает: «Достижение определенного конца или предела не является отличительным свойством направленной деятельности... Им является активное постоянство направленной деятельности в достижении своей цели, употребление альтернативных средств для достижения одного и того же конца, достижение результатов, несмотря на трудности». Современное состояние проблемы Ц. связано с дальнейшим познанием законов эволюции биосферы и ноосферы, постановкой задачи об управляемой социогенной эволюции, решением задач восхождения человека киндивидуальности под влиянием собственных потенциалов как «осуществляющей силе», имманентно включающей в себя цели человека.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
348.98 кб

Акме-подход и его целесообразность в изучении понятия «Конкурентоспособный специалист»

Рахуба Л. Ф.
Поставлена проблема недостаточной теоретической разработанности категории «конкурентоспособность специалиста» в педагогике.
Читать PDF
497.80 кб

Целесообразность профессиональной адаптации студентов в образовательной деятельности колледжа

Петров Алексей Юрьевич, Смыслова Наталья Михайловна
В статье представлены некоторые исследования процесса адаптации студентов в средних специальных учебных заведениях, отмечены особенности этого процесса у обучающихся.
Читать PDF
573.78 кб

Синергетика в педагогике: целесообразность переноса

Гапонцева М. Г., Гапонцев В. Л., Федоров В. А.
Читать PDF
252.68 кб

Педагогическая целесообразность применения компьютерных технологий в процессе преподавания математик

Хабибуллина Гузель Забировна, Хайруллина Лилия Эмитовна
Целью исследования «Педагогическая целесообразность применения компьютерных технологий в процессе преподавания математики в вузе» является теоретическое обоснование эффективности использования компьютерных технологий в обучении вы
Читать PDF
718.71 кб

Целесообразность создания модульной структуры курса «Библиотековедение и библиография»

Борисов Е. В.
Читать PDF
361.51 кб

Понятие "группа риска" и целесообразность его применения к контингенту учащихся вечерних школ

Иванова Ольга Васильевна
Читать PDF
77.19 кб

Целесообразность оптимизации инженерно-технического образования

Пиралова Ольга Федоровна
Рассматриваются вопросы, связанные с тенденциями современного высшего инженерного образования, которые указывают на необходимость создания оптимальных технологий обучения профессиональным (специальным) дисциплинам, которые формиру
Читать PDF
80.41 кб

Целесообразность формирования теоретических знаний по физической культуре курсантов и слушателей вое

Парамзин В. Б.
In the article there is given the experimental substantiation of the maintenance of estimation express trains-tests supposing invariant verifying complexes including questions from the educational program of training in the discip
Читать PDF
264.26 кб

Построение эффективной системы высшего образования: опыт Бельгии и целесообразность его использовани

Русановский В. А., Якунина А. В.
Задачи реформирования системы высшего образования во Фландрии и России во многом схожи.
Читать PDF
203.27 кб

Деловая игра в учебном процессе и целесообразность ее использования в современных условиях

Курьяков И. А., Шамис В. А., Шарипова Н. А.
Исследование посвящено проблеме подготовки кадров в высших учебных заведениях, отвечающих требованиям современного периода, предъявляемых к специалистам и их конкурентоспособности.
Читать PDF
189.68 кб

Педагогическая целесообразность и возможности информационных технологий в становлении субъектной поз

Кургалеева Е. Е.
В статье рассматриваются возможности информационных технологий при реализации потенциала и способностей человека в различных видах деятельности, в создании условий для самовыражения и самообразования личности.
Читать PDF
189.68 кб

Педагогическая целесообразность и возможности информационных технологий в становлении субъектной поз

Кургалеева Е. Е.
В статье рассматриваются возможности информационных технологий при реализации потенциала и способностей человека в различных видах деятельности, в создании условий для самовыражения и самообразования личности.
Читать PDF
0.00 байт

Методический семинар «Обзор учебных пособий, изданных в России и за рубежом. Целесообразность внедре

Федорова Светлана Юрьевна
Читать PDF
0.00 байт

Целесообразность и востребованность применения развивающих технологий в сфере спорта

Марищук Людмила Владимировна, Микуло Екатерина Владимировна
Анализируется процесс спортивной подготовки как технология, предусматривающая субъект-субъектное взаимодействие тренера и спортсмена, их личностное и профессиональное развитие.
Читать PDF
185.78 кб

Педагогическая целесообразность развития патриотических качеств будущих спортивных менеджеров

Ионов А.А., Софронов Н.Н., Денисенко Ю.П., Азиуллин Р.Р.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние.

Похожие термины:

  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    способность к экономическому анализу выполняемого трудового процесса, принятию оптимальных в экономическом отношении решений в процессе выполнения работы.
  • Целесообразность педагогическая

    мера пед. вмешательства, разумная достаточность. Предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому воспитаннику.
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

    принцип профессионального обучения. Этот принцип проявляется во всех аспектах жизни профессионального учебного заведения. Его реализация во многом определяет экономическое благополучие учебно