БЛИЗНЕЦЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЛИЗНЕЦЫ
два и более потомка, рожденные одной матерью в результате многоплодной беременности. Частота рождения Б. в среднем - 1-2%. В конце 20 в. в мире проживало св. 100 млн. Б. Существует два типа Б. - однояйцевые (монозиготные) и двуяйцевые (дизиготные). Однояйцевые Б. развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки, они имеют одинаковый генотип (одинаковую совокупность наследственных факторов), всегда одного пола. Двуяйцевые Б. развиваются из разных яйцеклеток, они могут быть разнополыми и похожи друг на друга не больше, чем обычные братья и сестры. Как правило, Б. появляются на свет менее физически развитыми, чем одиночные дети. Недостаточное развитие защитных сил организма приводит к тому, что они чаще болеют, однако при правильном уходе уже на втором году жизни по физическим параметрам догоняют своих сверстников. Стратегия воспитания Б. нередко основана на том, что родители ждут от них проявлений сходства, игнорируя возможные даже у однояйцевых Б. существенные различия. Тем не менее в близнецовой паре один из детей уже с первых лет жизни становится своеобразным лидером. Социальная адаптация Б. нередко связана с определенными трудностями. Если Б. не имеют братьев и сестер и не посещают детские учреждения, они иногда избегают контактов с другими детьми. Это связано с тем, что с момента рождения они привыкли общаться только друг с другом и вполне этим удовлетворены. Не исключено даже возникновение т.н. автономной речи, понятной только им самим. При воспитании Б. следует уделять максимум внимания общению с каждым ребенком и способствовать развитию индивидуальности близнецов, их относительной независимости друг от друга. Целесообразно даже на непродолжительное время их разлучать. Замечено, что чем шире круг общения Б. с самого раннего детства, тем легче преодолеваются возможные трудности их развития. См. также Близнецовый метод

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БЛИЗНЕЦЫ
два и более потомка, рожденные одной матерью в результате многоплодной беременности. Чаще всего одновременно рождаются 2 ребенка (двойня), но встречаются тройни, четверни и т. д. Частота рождения Б. в среднем 1—2%. В 90-х гг. 20 в, во всем мире проживает св. 100 млн. Б.
Различают 2 типа — двуяйцевые, или дизиготные, и однояйцевые, или монозиготные. Механизмы их возникновения различны. Дизиготные Б. развиваются из двух оплодотворенных яйцеклеток (зигот), монозиготные Б. — из одной зиготы в результате разделения развивающегося зародыша на 2 самостоят. организма. При неполном разделении возникают соединенные (сиамские) Б., имеющие сращенные, а иногда и общие части тела. Монозиготные Б. обладают идентичной наследственностью и вследствие этого поразительно сходны. Генотипы дизиготных Б. отличаются друг от друга в той же мере, как и у обычных братьев и сестер; соответственно и внешнее их сходство не слишком велико. Точное определение зиготности Б. возможно только на основе тщательного морфологич. и биохим. исследования. Феномен близнецовости широко используется в психогенетич. исследованиях (см. Близнецовый метод).
После рождения Б. нуждаются в особом внимании, т. к. они чаще, чем единственные дети, рождаются недоношенными, имеют маленький вес, подвергаются травмам и кислородному голоданию в процессе родов. Впоследствии при правильном уходе и воспитании Б. догоняют своих сверстников по уровню физич. и психич. развития. Б. являются абсолютно полноценными людьми. Однако сушествуют нек-рые психол. особенности феномена близнецовости, к-рые, не будучи вовремя учтенными, могут привести к искажениям в психич. развитии и становлении личности Б. Существует традиция всячески подчеркивать сходство Б. и рассматривать их как нечто единое, объединяя 2 индивидуальности в одно целое — пару. В связи с этим у Б. может развиться сильная зависимость друг от друга, что помешает им при необходимости действовать самостоятельно. Это обычно приводит к серьезным затруднениям в разл. ситуациях выбора, в частности в проф. самоопределении, при вступлении в брак и т. п.
Особенности общения Б. в семье могут привести к нек-рой задержке их психич. развития, поскольку родители часто не имеют возможности уделять достаточно внимания индивидуальному общению с каждым ребенком, особенно в раннем возрасте. В результате дети общаются преим. друг с другом, что нередко приводит к искаженному речевому и психич. развитию. Возможны случаи возникновения т. н. автономной речи, понятной только близнецам.
Важное значение имеют пед. установки родителей. При воспитании Б. следует уделять максимум времени индивидуальному общению с каждым ребенком и способствовать развитию индивидуальности Б., независимости их друг от друга. В то же время важно избегать возникновения устойчивых отношений неравенства при общении родителей с Б., даже если один из них, напр. более ослабленный, требует больше внимания и заботы.
Лит.: Канаев И. И., Близнецы и генетика, Л., 1968; М у х и и а В. С., Близнецы, М., 1969; Семенов В. В., Кочубей Б. И., Близнецы: проблемы воспитания и развития, М., 1985. Т. А. Мешкова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Близнецы
Как любое редкое и необычное явление, появление близнецов вызывает большое волнение и интерес. Существует три типа близнецов: идентичные, неидентичные одного пола и неидентичные разных полов. Идентичные близнецы развиваются из одного яйца, которое на ранней стадии разделяется на две равные части. Неидентичные близнецы получаются в результате почти одновременного оплодотворения двух яиц.
Когда близнецы одного пола очень похожи, часто трудно в первые годы определить, идентичны ли они. Во многих случаях изучение плацент при рождении не дает решающего свидетельства за или против идентичности. Вообще говоря, близнецы могут считаться идентичными, если примерно к шести годам у них абсолютно одинаковый цвет глаз и волос и такие похожие черты, что окружающие не могут отличить их друг от друга.
Научное изучение близнецов внесло существенный вклад в современное понимание наследственности. Поскольку идентичные близнецы развиваются из одного и того же яйца, оплодотворенного одним и тем же сперматозоидом, они имеют одни и те же наследственные факторы. Этим объясняются не только похожие черты идентичных близнецов, но и тот факт, что наследственное заболевание или дефект у одного проявляется и у другого. Важные результаты были получены в ходе обследования многих пар идентичных близнецов, которые были разлучены в раннем детстве и сравнивались, будучи взрослыми. Различия в воспитании (в городе или деревне, в сравнительно бедной или обеспеченной семье), в религии и школьном обучении, в профессии и другие внешние факторы часто приводили к заметным различиям в интересах, умениях, достижениях и характере. С другой стороны, было отмечено поразительное сходство в строении тела и внешности, даже в таких деталях, как седина или лысина. Эти результаты означают, что наследственность более устойчива, чем обычно считалось раньше, и что способность к различным видам обучения и приспособления более подвержена внешним условиям, чем считалось до этого.
Есть существенные доказательства, что на вероятность появления близнецов влияет наследственность. С одной стороны, частота рождения близнецов заметно отличается у различных рас. Среди белых близнецы появляются примерно один раз на каждые 100 рождений, среди негров – один раз на каждые 72 рождения, а среди японцев, китайцев и других монголоидов – один раз на 160 рождений. В то же время внутри расы у отдельных женщин тенденция к рождению близнецов различна. Однако больше всего влияют возраст матери и число детей, которых она родила. Чем старше женщина и чем больше у нее детей, тем вероятнее возможность иметь близнецов при новой беременности.
Ребенок считается недоношенным, даже если он родился в срок, но весит меньше 2,5 кг. Более чем в половине случаев рождения близнецов один из них или оба весят меньше.
В зависимости от степени недоношенности близнецы нуждаются в особом уходе и питании. Обычно одному или обоим близнецам необходимо провести хотя бы несколько дней в инкубаторе.
В большинстве случаев у матери возникают трудности с кормлением близнецов. Как правило, это удается, когда мать придерживается гибкого расписания в соответствии с потребностями каждого ребенка. Если оба ребенка голодны в одно и то же время, их кормят одновременно.
Кормление обоих младенцев из соски, безусловно, требует меньше усилий. Поскольку все малыши нуждаются в тепле и материнских объятиях почти в той же мере, что и в самом питании, при кормлении из соски их надо держать так, как при кормлении грудью. Таким образом, наиболее благоприятная для близнецов ситуация складывается, если во время кормления присутствуют двое людей или если один из близнецов без особого расстройства может немного подождать свою бутылочку. Когда близнецы голодны одновременно, можно кормить одного ребенка на руках, подставляя другому бутылочку, а при следующем кормлении поменять этот порядок.
Очень важно, чтобы близнецы получали как можно больше индивидуальной заботы. В лучшем случае каждый из близнецов получает только часть того внимания, какое обычно уделяется ребенку, который родился один. Это часто не учитывается, особенно потому, что уход за близнецами отнимает, несомненно, намного больше времени, чем уход за одним ребенком. Близнецы часто придумывают свой собственный непонятный язык (это может задержать освоение настоящего), и в ряде случаев это можно объяснить нехваткой индивидуального внимания к ним.
Обычно близнецы раньше других детей учатся делиться и ждать своей очереди. Однако, вопреки сложившемуся мнению, их чувства ревности и соперничества часто сильнее, чем у братьев и сестер разных возрастов. И только по мере осознания ими своей индивидуальности дух соревнования, как правило, снижается.
В семьях часто забывают, что близнецы – это индивидуальности и они хотят быть самими собой. Родители должны стараться не слишком акцентировать тот факт, что они близнецы. Для того, чтобы избежать излишнего подчеркивания их сходства, разумно со стороны родителей не давать им похожих имен, одевать их одинаково только в раннем детстве, при этом, возможно, в разные цвета.
Иногда желательно определять близнецов в разные классы и даже школы. Одно из преимуществ этого в том, что каждому из них становится легче заводить друзей, ощущая при этом, что его любят за него самого, а не потому, что близнецы всегда пользуются популярностью. Кроме того, при учебе в разных коллективах уменьшатся возможности для вредного соперничества между близнецами. Если достижения близнецов будут реже сравниваться, каждый из них свободнее будет осваивать учебные предметы, задавая при этом свой темп.
Раздельное обучение может пойти на пользу одним близнецам, но не подходить другим. Если разделение близнецов по разным классам невозможно или нежелательно, необходимо убедить учителя, что каждый из них – индивидуальность и требует соответствующего обращения. Поскольку близнецы неизбежно забирают большую часть материнского времени, другие дети не только чувствуют, но и являются на самом деле немного заброшенными. Ребенок постарше для привлечения к себе внимания может стать, например, непослушным, капризным. Родители должны помочь ему, быть более терпимыми к его поведению, в то же время давая понять, что понимают его причину, и стараясь уделять ребенку больше внимания.
Сами близнецы испытывают большое удовлетворение и уверенность, когда они способны действовать как команда. Трудность задачи родителей в том, чтобы найти тонкую грань, баланс, позволяя им ощущать удовольствие и надежность от своего единения и вместе с тем борясь с их зависимостью друг от друга, когда один без другого чувствует себя потерянным.

Источник: Толковый словарь для современных родителей. М. Слово 2010.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
477.97 кб

Формирование личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования

Морозова Тамара Борисовна
В статье анализируется результат опытно-экспериментальной работы, раскрывающей взаимодействие процессов формирования направленности личности близнеца-подростка и поэтапного развития Близнецового центра как движущей силы и важнейше
Читать PDF
359.44 кб

Роль психолого-педагогической службы в формировании личности близнеца-подростка в системе дополнител

Морозова Т. Б.
В статье охарактеризована деятельность психолого-педагогической службы Близнецового центра, которая осуществляет комплексное психолого-педагогическое и физическое обследование близнецов-подростков, содействует администрации, педаг
Читать PDF
359.44 кб

Роль психолого-педагогической службы в формировании личности близнеца-подростка в системе дополнител

Морозова Т. Б.
В статье охарактеризована деятельность психолого-педагогической службы Близнецового центра, которая осуществляет комплексное психолого-педагогическое и физическое обследование близнецов-подростков, содействует администрации, педаг
Читать PDF
1.89 мб

Единство биологического, психологического и социального в личностном развитии близнеца-подростка

Морозова Т.Е.
Вопрос о соотношении биологических и социальных факторов в развитии и воспитании человека, в том числе и личностном развитии близнецов в процессе их общения, как один из важнейших теоретических и методологических вопросов интересу
Читать PDF
194.57 кб

Особенности речевого развития детей-близнецов, родившихся в результате вспомогательных репродуктивны

Орлова Ольга Святославна, Печенина Вероника Арнольдовна
Рассматриваются особенности речевой функции у детей-близнецов, рожденных в результате экстракорпорального оплодотворения. Авторы предполагают, что развитие речи является «зоной риска» для данного контингента детей.

Похожие термины:

  • Метод близнецов

    метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качес