Метод близнецов
БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД
метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Метод близнецов
сравнительное изучение психологических особенностей и развития детей с одинаковой (гомозиготные близнецы) и различной (гетерозиготные близнецы) наследственностью. Используется для научного решения вопроса о степени влияния генов или среды на формирование психологических свойств и особенностей поведения человека.
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД
метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары (см.Близнецы), позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств. Предложен Ф. Гальтоном в 1875. Основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) - неидентичный. При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Различные модификации Б.м. были предложены А.Л. Гезеллом, А.Р. Лурией и др. В частности, Лурия продемонстрировал, что соматические признаки индивида в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) - в меньшей степени, а для формирования высших психических функций (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания. Различие применяемых методик, несходство используемого материала, разная степень достоверности полученных данных часто приводят к тому, что результаты мн. исследований оказываются несравнимыми. Тем не менее Б.м. остается гл. средством анализа актуальных психогенетических проблем человека. Кроме того, применение различных вариантов Б. м. позволяет раскрыть психологическое содержание понятия "среда" и открывает новые возможности для проведения исследований по психологии личности, психодиагностике, социальной психологии и др.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД
метод, основанный на сравнении однояйцевых (монозиготных) с идентичным генотипом и двуяйцевых (дизиготных) близнецов, генотипы которых различаются, как у обычных братьев и сестер. Сравнение внутрипарного сходства у различных групп близнецов дает возможность определить относительную роль генотипа и среды в детерминации изучаемого признака. Длительные наблюдения за близнецами на протяжении их жизни, тестирование в разных странах детей и взрослых позволяют сделать выводы о значительном влиянии образования, воспитания и культурного окружения на интеллект человека. Наибольшее различие Между близнецами по умственному развитию находилось в прямой зависимости от времени их обучения в школе. Неблагоприятная семейная обстановка, неполная семья, длительная болезнь, воспитание в детских домах, изоляция от культурных центров отрицательно сказываются на психическом развитии детей, их интеллектуальном развитии. Наряду с воспитанием и социальным окружением на развитие детей оказывают существенное влияние и наследственные задатки. Коэффициент корреляции в детерминации интеллекта увеличивается от 0 (для неродственных лиц, выросших раздельно) до 0,2—0,23 (неродственных, но вместе воспитанных), до 0,30 между родителями и приемными детьми. Для братьев или сестер (сибсов), выросших раздельно, этот коэффициент поднимается до 0,40. Для пар "родитель—ребенок", однополых и разнополых двуяйцевых близнецов и сибсов, выросших вместе, он будет около 0,50. Для раздельно воспитанных ОБ он увеличивается до 0,75. Для совместно воспитанных ОБ от 0,75 до 0,95. Близнецовый метод может быть использован и для решения дидактических вопросов. Так, В. Е. Гмурмандля сравнения эффективности различных методик обучения отобрал несколько пар близнецов в возрасте от 5,4 до 6 лет. Один близнец, член пары, обучался с помощью звукового метода, другой, его партнер, с помощью метода целых слов. Удалось сравнить и определить относительную эффективность методик обучения грамоте в чистом виде, исключив влияние наследственных и средовых факторов. Исследования близнецов, проведенные В. А. Калачевым и В. В. Муравлевым, позволили выявить различные типы работособности учащихся начальной школы, оптимальным образом совместить возможности ребенка с требованиями конкретной школьной программы, а также прогнозировать успешность обучения детей без ущерба для их здоровья. Эти данные особенно важны при наборе в гимназические классы, отличающиеся повышенными требованиями к учащимся.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД
метод сопоставления психол. особенностей членов близнецовой пары (см. Близнецы), позволяющий определить степень влияния наследств, факторов и среды на формирование тех или иных психич. качеств человека. Предложен Ф. Галетоном в 1875. Основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный. При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутри-парное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследств, влияний на изменчивость изучаемого признака.
Разл. модификации Б. м. были предложены А. Гезеллом, А. Р. Лурией и др. В совр. науке используются методы разлученных монозиготных близнецов, контрольного близнеца, близнецовой пары.
В науч. лит-ре описано 130 пар монозиготных близнецов, в силу разл. обстоятельств живших и развивавшихся раздельно. Анализ их внутрипарного сходства и различия весьма показателен, т. к. параметры сходства, вероятно, должны однозначно свидетельствовать о наследуемости изучаемого признака. Однако анализ семей разлученных близнецов, поведение к-рых было по нек-рым параметрам сходным, показал, что в подавляющем большинстве эти пары попадали в мало различавшуюся среду. Т. о., сходство психол. признаков могло иметь и негенетич. происхождение.
Метод контрольного близнеца (или контроля по партнеру) сводится к тому, что один из близнецов подвергался внеш. воздействиям (напр., обучению), результаты к-рых должны свидетельствовать о степени его восприимчивости к влияниям среды.
При использовании метода близнецовой пары гл. внимание уделяется анализу специфики взаимоотношений между близнецами.
Оценка результатов, полученных с помощью Б. м., основывается на допущении равенства средовых влияний на монозиготных и дизиготных близнецов. Однако установлено, что условия развития монозиготных близнецов неодинаковы по сравнению с дизиготными. Это диктует необходимость спец. анализа тех переменных близнецовой среды, к-рые являются значимыми для формирования исследуемого признака.
Различие применяемых методик, несходство используемого материала, разная степень достоверности полученных данных часто приводят к тому, что результаты мн. исследований оказываются несравнимыми. Тем не менее Б. м. остается гл. средством анализа актуальных психо-генетич. проблем человека. Помимо решения психогенетич. задач применение разл. вариантов Б. м. позволяет раскрыть психол. содержание понятия «среда» и открывает новые возможности для проведения исследований по психологии личности, психодиагностике, социальной психологии и др.
Лит.: Равич-ГЦербо И. В., Метод близнецов психологии и психофизиологии, в кн.: Проблемы генетич. психофизиологии, М., 1978: Талызина Н. Ф., Кривцова С. В., М у х а м а т у л и и а Е. А., Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом, М., 1991.
Разл. модификации Б. м. были предложены А. Гезеллом, А. Р. Лурией и др. В совр. науке используются методы разлученных монозиготных близнецов, контрольного близнеца, близнецовой пары.
В науч. лит-ре описано 130 пар монозиготных близнецов, в силу разл. обстоятельств живших и развивавшихся раздельно. Анализ их внутрипарного сходства и различия весьма показателен, т. к. параметры сходства, вероятно, должны однозначно свидетельствовать о наследуемости изучаемого признака. Однако анализ семей разлученных близнецов, поведение к-рых было по нек-рым параметрам сходным, показал, что в подавляющем большинстве эти пары попадали в мало различавшуюся среду. Т. о., сходство психол. признаков могло иметь и негенетич. происхождение.
Метод контрольного близнеца (или контроля по партнеру) сводится к тому, что один из близнецов подвергался внеш. воздействиям (напр., обучению), результаты к-рых должны свидетельствовать о степени его восприимчивости к влияниям среды.
При использовании метода близнецовой пары гл. внимание уделяется анализу специфики взаимоотношений между близнецами.
Оценка результатов, полученных с помощью Б. м., основывается на допущении равенства средовых влияний на монозиготных и дизиготных близнецов. Однако установлено, что условия развития монозиготных близнецов неодинаковы по сравнению с дизиготными. Это диктует необходимость спец. анализа тех переменных близнецовой среды, к-рые являются значимыми для формирования исследуемого признака.
Различие применяемых методик, несходство используемого материала, разная степень достоверности полученных данных часто приводят к тому, что результаты мн. исследований оказываются несравнимыми. Тем не менее Б. м. остается гл. средством анализа актуальных психо-генетич. проблем человека. Помимо решения психогенетич. задач применение разл. вариантов Б. м. позволяет раскрыть психол. содержание понятия «среда» и открывает новые возможности для проведения исследований по психологии личности, психодиагностике, социальной психологии и др.
Лит.: Равич-ГЦербо И. В., Метод близнецов психологии и психофизиологии, в кн.: Проблемы генетич. психофизиологии, М., 1978: Талызина Н. Ф., Кривцова С. В., М у х а м а т у л и и а Е. А., Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом, М., 1991.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия