Баян

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БАЯН
«Большая гармоника со сложной системой ладов» (Словарь, 1950–1, 304; Словарь, 1991–1, 378).
О 13–14-летнем мальчике 1948 г. р. в Москве в 1962 г.: «А ещё я хотел научиться играть на баяне. Мечтать о покупке собственного муз. инструмента я не мог, вот и нарисовал клавиши на фанере. Стал барабанить по ним пальцами, чтоб хоть как-то душу отвести. Вот отец увидал это, защемило ему душу, и получил я на 14-летие новенький баян» (Жарков, 2004, 24).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Баян
др.-рус.) – народный поэт-певец, сказатель мифов, историй, древних преданий, эпических сказаний. Под звуки гуслей, обладая даром словесного обаяния, поэт-певец рассказывал на княжеских пирах то, о чем слышал, что видел, переходя от одного селения к другому. Явление «баяна» очень схоже с явлением «барда» в западных странах, но имеет во многом русскую специфику: хождение по Руси, импровизацию и высокую духовную ответственность за свое пение. Баяном надо было родиться, на него нельзя выучиться, как на барда. Сам термин «баян» произошел от имени легендарного певца – древнерусского сказителя Баяна, жившего в Киевской Руси в XI в. Баянами стали называть сами мифы, песни, сказки, которые пелись баянами. Сегодня в активном языке россиян есть слово «баян» – название народного музыкального инструмента, сделанного по типу хроматической гармошки.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Наурыз в Баян-Улгий: размышления о символах прошлого в контексте коллективной памяти казахов

Смагулова Анар Мырзагалиевна
Статья посвящается обзору и анализу празднования Нового года – Наурыз у казахов Баян-Улгийского аймака, в Западной Монголии. Анализ осуществляется в исследовательской рамке – коллективной памяти.
Читать PDF

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ТУВИНСКИХ СКОТОВОДОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ СУМОНА ЦЭНГЭЛ БАЯН-УЛЭ

Бавуу-Сюрюн Мира Викторовна, Ондар Лилия Монгуновна
В статье ставится проблема языковой, психологической и педагогической готовности детей этнических тувинцев, проживающих в сумоне Цэнгэл Баян-Улэгэйского аймака Монголии, к школьному обучению.