АВТОРИТЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Найдено 1 определение
АВТОРИТЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Эффективность работы директора во многом зависит от того, насколько он пользуется в коллективе авторитетом, обладает организаторскими способностями, работает над повышением своего профессионального мастерства, умеет наладить правильные взаимоотношения в педагогическом коллективе.
При должностном авторитете руководитель занимает определенное служебное положение. Преподавателя, назначенного на должность директора, государство наделяет частью своего авторитета, хотя он ничем еще не проявил себя в этой должности.
При профессиональном авторитете руководитель обладает глубокими знаниями своего дела и необходимым опытом. При моральном авторитете руководитель обладает высокими личными качествами.
Высокий авторитет директора училища – важное условие успешной работы учебного заведения, создания у учащихся положительного отношения к учению.
Авторитет директора – в умении представлять интересы государства в учебном заведении, повседневном участии в общественной жизни коллектива, стремлении не только учить, но и учиться у коллег, совершенствовать педагогическое мастерство преподавателей и мастеров и в то же время широко пропагандировать их положительный опыт.
Личные качества директора ПУ определяются содержанием его деятельности, его личным влиянием на результаты деятельности всего коллектива, основанным не только на знании дела, но и на профессиональной направленности этой деятельности, творческом отношении к работе. Директору необходимо знать педагогику, чтобы активно влиять на совершенствование учебно-воспитательного процесса. Он должен не только знать новые направления совершенствования учебно-воспитательного процесса, модель собственной деятельности для решения ответственных задач по организации деятельности училища. Поскольку он совмещает функции учителя, воспитателя и хозяйственника, ему необходимо компетентно осуществлять разностороннюю деятельность. Только в результате компетентного комплексного влияния на работников училища он завоюет себе авторитет. Успешно осуществлять возложенные на руководителя функции он сможет лишь в том случае, если у него будет глубокая идейная закалка и политическая зрелость, если он обладает чувством ответственности за себя и за коллектив.
Хороший руководитель учебного заведения знает положение в каждом звене управления, особенности работников, их настроения и интересы, при этом не по докладам своих заместителей, а путем непосредственного изучения дел и самих работников. Если руководитель пользуется авторитетом, то у членов педагогического коллектива имеется твердая уверенность в правильности его действий, принимаемых решений.
Работа директора складывается из четырех главных видов деятельности: руководство учебно-воспитательным процессом; преподавательская работа; административно- хозяйственная работа; общественная работа. Только при гармоническом сочетании этих видов деятельности лучшие директора добиваются успехов в управлении учебным заведением и завоевывают авторитет.
Авторитет директора выступает как один из важных побудительных мотивов самовоспитания членов педагогического коллектива, вызывает у них стремление подражать, перенимать лучшие качества и завоевать уважение к себе с его стороны. В таких условиях активизируется и деятельность самого коллектива, повышается его авторитет. Здесь имеется и другая взаимосвязь: коллектив, обладающий большим авторитетом, распространяет его и на своего директора. Следовательно, авторитетважен не сам по себе, а необходим для эффективной организации учебно- воспитательного процесса.
Становление авторитета директора – это процесс сложный, длительный, обусловленный рядом объективных и субъективных факторов.
Доброжелательность, справедливость, доверие, ровное и внимательное отношение к каждому преподавателю и мастеру – важное условие авторитета директора. Ничто так не поднимает работоспособность, как чуткое и внимательное отношение.
 Грубость, бестактность оскорбляет человеческое достоинство. Бестактность – одна из причин неприязненных отношений, наблюдаемых в отдельных педагогических коллективах. Она проявляется в формальном подходе к преподавателям и мастерам, незнании дела, пониженной или чрезмерной требовательности, администрировании вместо руководства, бесконечных поучениях, частой смене настроений, вспыльчивости, беспричинной раздражительности и опрометчивости принимаемых решений, мелочной опеке.
Преподаватели, мастера уважают такого директора, который обладает высокой профессиональной подготовкой, справедлив, способен воспринять критику подчиненных, правильно оценивает свои недостатки и стремится устранить их, ищет новые эффективные формы работы.
Преподаватель или мастер производственного обучения по-настоящему творчески трудится только в благожелательной обстановке, когда чувствует поддержку и знает, что его работой интересуются и она должным образом будет оценена. Хороший директор вовремя придет преподавателю или мастеру на помощь, поможет тактично преодолеть возникшие трудности, объективно оценит результаты деятельности, увидит перспективу роста и поможет этому росту.
Умный, авторитетный директор всегда помнит об эмоциональном состоянии членов педагогического коллектива, постоянно проявляет заботу о нравственном климате коллектива, правильно организует взаимоотношения преподавателей и мастеров производственного обучения. И любой новый преподаватель или мастер, попадая в такой коллектив, быстро ощущает этот нравственный климат, проникается к этому коллективу должным уважением и сам старается поддерживать сложившиеся в коллективе традиции.
Хороший директор – это воспитатель, учитывающий состояние подчиненных в определенные периоды их педагогической деятельности; он считается с естественной реакцией человеческого организма на внешние условия, осуществляет индивидуальный подход, знает личные качества и поведение преподавателей и мастеров производственного обучения.
Одной из важных сторон деятельности директора является его деловитость, проявление инициативы, оперативность действий, умение налаживать коллективистские отношения.
Практических успехов директор училища достигает тогда, когда он умеет деловито, организованно и конкретно руководить коллективом. Критически оценивая свою деятельность, авторитетный директор умеет быстро находить правильные решения, готов принять на себя всю полноту ответственности за свои действия и деятельность коллектива. Для него важным является знание не того, кто его критикует, а за что его критикуют, какие методы его руководства одобряются, а какие осуждаются. Вот почему он должен систематически проверять свои действия по настроению даже отдельных членов педагогического коллектива. Отличая дружеские отношения от панибратства, он умеет сохранять определенное расстояние между собой и членами руководимого им коллектива.
Важное условие успешной работы директора – это умение передать подчиненным свои знания и опыт, идейную убежденность. Он умеет аргументированно отстаивать свое мнение, обосновывать свои действия; побуждает преподавателей и мастеров к поискам нового, воспитывает у них ответственность за обучение и воспитание учащихся, советуется с работниками.Директор должен обладать даром предвидения, систематически изучать состояние дел во вверенном ему учебном заведении, определять программу действий по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, быть распорядительным, связывать и объединять действия всех членов педагогического коллектива. Он должен уметь определять средства и способы выполнения поставленной задачи, учитывать возможности членов педагогического коллектива и ставить перед ними конкретные и выполнимые задачи, осуществлять контроль за их работой. Он определяет, какую методическую разработку можно поручить тому или иному преподавателю или мастеру, как обеспечить рациональное взаимодействие работников.
Отдавая приказание, опытный директор учитывает, как воспримут его подчиненные; он не скрывает от членов педагогического коллектива ни хорошее, ни плохое, чтобы они имели правильное представление о положении дел в училище.
Полная информированность о работе учебного заведения дает возможность педагогическому коллективу объективно оценивать деятельность директора, поддерживать его в инициативных начинаниях, проявлять необходимую чуткость по отношению к нему.
В системе профтехобразования работает много хороших руководителей ПУ: директоров, их заместителей, старших мастеров. В то же время встречаются и такие, которые годами значатся в ранге номенклатурных, но давно уже растеряли деловые качества. Они не работают над собой, не повышают квалификацию, считая, что должность руководителя сама по себе обеспечивает им авторитет и уважение преподавателей и мастеров производственного обучения. Уклоняясь более по незнанию от решения насущных и перспективных задач, они ограничивают свое руководство рассмотрением текущих вопросов, поддаются стихийному ходу работы. Такие руководители не овладели наукой управления, которая обеспечила бы им высокопроизводительный труд.
В общем правильно понимая значение авторитета для успешной деятельности учебного заведения, некоторые директора стараются как можно быстрее проявить себя с лучшей стороны и добиться высокого авторитета путем, который никогда еще не приводил к положительным результатам, – стараясь прослыть добреньким, снисходительным, либеральным человеком, с явно пониженной требовательностью. Другие в своей работе опираются лишь на авторитет должности (должностной авторитет), не обладая ни опытом, ни знаниями. На первых порах практической деятельности такому директору, может быть, и удастся завоевать авторитет, ведь в его служебном положении заложена часть того огромного авторитета, которым пользуются в нашей стране руководители. Но этот авторитет, как правило, непрочный, кратковременный. Однако, стремясь любыми путями его поддерживать, подобный директор нередко превращается в грубого администратора. Приказы его, поскольку он не пользуется профессиональным и моральным авторитетом, выполняются безынициативно, по обязанности.
Администрирование – это начало потери директором доверия коллектива.
Отсутствие педагогического такта, слабое владение педагогической техникой, невежество замаскировать невозможно. Даже единичное проявление грубости приносит большой вред, поскольку порождает отчужденность между директором, преподавателями и мастерами, создает психологические барьеры, стимулирует формирование у одних чувства личной приниженности, у других – трусости, у третьих – неуважения к директору.
Встречаются и такие руководители, которые абсолютно уверены в правильности своих действий, в своей непогрешимости и превосходстве над членами педагогического коллектива. Не советуясь ни с кем, не считаясь с мнением коллектива, они некритически относятся к собственной деятельности, удовлетворены результатами своего труда, не ищут новых путей, форм и методов совершенствования учебно- воспитательного процесса.
Вера в безапелляционность своих суждений и собственную непогрешимость – это не что иное, как педагогическое невежество, неумение руководить. Это, конечно, не может не приводить к конфликтным ситуациям в педагогическом коллективе.
Директор, который прибегает к административным, авторитарным методам руководства, теряет доверие и уважение коллектива.Коллективное мнение педагогов о директоре вырабатывается очень быстро и немедленно начинает «работать» в положительную или отрицательную сторону, оказывать влияние на весь процесс обучения и воспитания, на состояние дел в учебном заведении.
Таким образом, должность сама по себе еще не наделяет человека необходимым авторитетом, а создает лишь предпосылки для его формирования. Право на авторитет завоевывается профессиональным мастерством, личными качествами руководителя.
В училищах работают опытные и знающие инженерно-педагогические работники, и чтобы завоевать их доверие и уважение, нужно много и настойчиво работать над собой.
Только в этом случае как личность директор положительно влияет на подчиненных, а те положительно относятся к нему. Авторитет декларациями не поддержать. Нужна повседневная и разносторонняя активная педагогическая деятельность, научная организация труда, научное управление училищем.
Авторитет директора, его становление и развитие зависят и от опыта работы как преподавателя, от неустанного повышения своей квалификации. Не правы поэтому те директора, которые не занимаются непосредственно педагогической работой.
В училищах, где директора обладают высоким профессиональным и моральным авторитетом, выше успеваемость учащихся, лучше дисциплина труда.
Завоевание руководителем училища профессионального и морального авторитета, дальнейшая гуманизация учебно-воспитательного процесса – важнейшая задача, необходимое условие успешной работы любого учебного заведения.
На основании проведенного исследования была разработана профессионально- квалификационная характеристика на директора ПУ, которому должны быть присущи следующие качества:
1) высокий идейный уровень и политическая зрелость, глубокое понимание политики правительства в области профессионально-технического образования;
2) глубокое знание дела и прежде всего того предмета, который он преподает, владение педагогическим мастерством на уровне опыта, видение проблем, которые надо решать;
3) широкий кругозор; постоянная забота о самообразовании; знание возрастных особенностей подросткового и юношеского коллективов, умение понимать учащихся, дорожить их любовью; высокая педагогическая компетентность; требовательность и принципиальность; уважительное отношение к членам педагогического коллектива; высокая личная организованность; трудолюбие и дисциплинированность; целеустремленность; организаторские способности и настойчивость в достижении поставленных перед училищем целей; самообладание и выдержка; умение предвидеть последствия своих действий, налаживать контакты и оказывать активное влияние на членов руководимого им коллектива; умение отвергать все устаревшее, находить новые оригинальные решения, мобилизовывать членов педагогического коллектива на выполнение поставленных перед училищем задач; умение формировать общественное мнение; скромность и самокритичность; умение определять основные линии поведения для себя и педагогического коллектива; владение культурой управленческого труда;
4) компетентность в работе ПУ; знание руководящих материалов в области профтехобразования, а также учебных планов и программ; владение научной организацией учебно-воспитательного процесса; знание основных учебных предметов учебного плана в пределах программы; знание финансово-хозяйственной деятельности и нормативов материально-технического обеспечения учебных кабинетов и мастерских, учебно-производственной среды и санитарно-гигиенических норм; положительное отношение к передовому опыту и умение обобщать его; знание учебно-планирующей документации; умение организовать проверку принятых решений; требовательность к себе и подчиненным.
Вот такой директор, который совмещает в себе качества педагога, воспитателя и администратора, должен возглавлять современное ПУ.Лит.: Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. – М., 1975; Рожков М.И. Теоретические основы педагогики. – Ярославль, 1997.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.