Авторитарное воспитание

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя, когда ученик является лишь объектом воспитательных воздействий.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
(от лат. власть, влияние) - воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя, подавление инициативы и самостоятельности, препятствие развитию активности детей, их индивидуальности.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитета и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников воспитателям; концепция, предусматривающая безусловное подчинение воле воспитателя, подавление инициативы и самостоятельности.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, авторитарное воспитание препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ВОСПИТАНИЕ АВТОРИТАРНОЕ
система воспитания, основанная на беспрекословном подчинении воспитателю, сосредоточении в его руках всей полноты власти, подавлении личности и инициативы воспитанников, отстранении их от решения важнейших вопросов совместной деятельности, преимущественном использовании различных форм приказов, распоряжений и наказания в качестве методов воспитательного воздействия.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. А. в. подавляет инициативу и активность детей, их индивидуальность, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. А. в. господствует в условиях авторитарных, тоталитарных форм правления и политического режима. Современное движение педагогов-новаторов противопоставляет А. в. педагогику сотрудничества.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Авторитарное воспитание
это система педагогических мероприятий, цель и основные методы которых направлены на подчинение воспитанника какой-либо идеологической и политической идее, воле воспитателя или тому и другому одновременно. В авторитарном воспитании воспитанник, ученик или студент, всегда выступают в роли объекта воспитательного воздействия. В этой системе много насилия, ложной патетики, излишне много требований, контроля и гипертрофирована роль внешней оценки.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Воспитание авторитарное
система воспитания, основанная на подчинении воспитанников воспитателю, сосредоточении в его руках всей полноты власти, подавлении личности и инициативы воспитанников, отстранении их от решения важнейших вопросов совместной деятельности; преимущественное использование различных форм приказов, распоряжений и наказания в качестве методов воспитательного воздействия. Расцвет в период средневековья в школах католического ордена иезуитов в XVI в. Характерно при тоталитарных формах правления и политического режима.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Авторитарное воспитание
педагогическая концепция, согласно которой воспитательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинении воспитанника его воле. Подавляя инициативу и самостоятельность детей, авторитарное воспитание препятствует развитию их активности, индивидуальности, ведёт к конфронтации между воспитателями и воспитанниками. В результате человек вырастает пассивным, безответственным, склонным к конформизму. Авторитарному воспитанию противостоят концепции естественного воспитания и свободного воспитания.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
1) воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитета и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников воспитателям; 2) концепция, предусматривающая безусловное подчинение воле воспитателя; подавляя инициативу и самостоятельность, авторитарное воспитание препятствует развитию активности, индивидуальности, ведет к конфронтации между воспитанниками и воспитателем. Авторитарное воспитание преобладает в условиях господства авторитарных, тоталитарных форм правления и политических режимов. Авторитарная концепция диаметрально противоположна концепции свободного воспитания.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Авторитарное воспитание
от лат. auctoritas — власть, влияние) — воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Аггравация (от лат. aggravatio — отягощение, утяжеление) — преувеличение больным симптомов болезни, С явлением А. чаще приходится встречаться в судебно-психиатрической экспертизе. А. у детей не всегда носит осознанный характер. Наблюдается при расстройствах слуха (преувеличивается степень понижения слуха), при истерии иногда проявляется в заикании; у олигофренов — в психической недостаточности; у детей с органическим нарушением ц.н.с. — в нарушении внимания, памяти, счета и др. А. определяется путем клинического обследования, педагогического наблюдения за ребенком, а также и дополнительными лабораторными исследованиями. В процессе правильного воспитания А. у детей может быть снята или уменьшена. У детей-олигофренов преодоление явлений А. требует большого труда и времени.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
педагогическая концепция, согласно которой воспитательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинении воспитанника его воле. Подавляя инициативу и самостоятельность детей, А.в. препятствует развитию их активности, индивидуальности, ведет к конфронтации между воспитателями и воспитанниками. В результате человек вырастает пассивным, безответственным, склонным к конформизму. А.в. противостоят концепции естественного воспитания и свободного воспитания. — воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, авторитарное воспитание препятствует развитию активности детей, их индивидуальности. (Педагогические теории, системы, технологии: Справочные материалы под ред. В.А. Фадеева. - Рязань, 1999. ) См. также Воспитание авторитарное, Мазохизм, Педагогическое взаимодействие, Семья, Расторжение брака, Семейное право, Семейный кодекс, Юность

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
один из стилей отношений между воспитателями и воспитанниками. По признаку управления процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание. Авторитарное воспитание предусматривает полное подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, авторитарное воспитание препятствует развитию активности обучающихся, их индивидуальности, ведёт к возникновению конфронтации между воспитателем и обучающимися. Авторитарное воспитание преобладает в условиях господства авторитарных, тоталитарных форм правления и политических режимов. В СССР распространению авторитарного воспитания способствовала обстановка культа личности и утверждение авторитарно-бюрократической формы управления государством. А.С. Макаренко характеризовал «авторитет подавления» как «самый страшный сорт авторитета». Современная педагогика противопоставляет авторитарному воспитанию педагогику сотрудничества. Литература: [56].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ВОСПИТАНИЕ АВТОРИТАРНОЕ
система воспитания, основанная на беспрекословном подчинении воспитанников воспитателю, сосредоточении в его руках всей полноты власти, подавлении личности и инициативы воспитанников, отстранении их от решения важнейших вопросов совместной деятельности, преимущественном использовании различных форм приказов, распоряжений и наказания в качестве методов воспитательного воздействия. Получило расцвет в период Средневековья в школах католического 90 ордена иезуитов в XVI в. Характерно дам тоталитарных форм правления и политического режима. В той или иной форме продолжает существовать и сегодня. Включает систему запрещений и различных наказаний, оказывающих отрицательное воздействие на развитие инициативы и самостоятельности детей, а также на самих воспитателей, лишая их терпимости, способности критически оценивать ситуацию. В особых, экстремальных ситуациях, когда необходимо добиться слаженных Действий, такой стиль имеет свои преимущества. Как альтернатива теории и практики авторитарного воспитания возникла теория свободного воспитания Ж. Ж. Руссо.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Авторитарное воспитание
воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, А. в. препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. Авторитарный стиль педагогического руководства представляет собой стрессовую воспитательную систему, основанную на властных отношениях, игнорировании индивидуальных особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим способам взаимодействия с воспитанниками. Принцип авторитарной педагогики — учитель — субъект, а ученик — объект воспитания и обучения. Тщательно разработаны средства управления ребенком: угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание. Урок жестко регламентирован, акцент — на воспитывающем обучении. Яркий представитель — Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841). Такой стиль порождает в педагоге особые профессиональные черты: догматизм, чувство непогрешимости, педагогическую бестактность, безапелляционность в суждениях. Одно из его проявлений в педагогической деятельности — морализирование.

Источник: Педагогический словарь

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников. Подавляя инициативу и самостоятельность, А.в. препятствует развитию активности учащихся, их индивидуальности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. А.в. преобладает в условиях господства авторитарных, тоталитарных форм правления и политического режима.
Выступления против А.в. начались в эпоху перехода от средневековья к новому времени. В XVIII в. в противовес А.в. Ж.Ж. Руссо выдвинул концепцию естественного воспитания, основанную на идее естественного права человека на свободу и свободное развитие. В России в XVIII в. противниками А.в. были И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. Для русских демократов XIX в. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев) выступления против авторитаризма в воспитании явились органичной частью их борьбы против крепостничества, за воспитание граждан, стремившихся к освобождению народа.
Элементы А.в. характерны для ряда педагогических систем. В системе «воспитания джентельмена» Дж. Локка А.в. господствует до тех пор, пока у ребенка не сформирована самостоятельная воля. В теории Гербарта на авторитарном подходепостроен раздел «управление», где трактуются пути и средства подавления «дикой резвости» ребенка. В XX в. идеи А.в. получили широкое распространение в странах с фашистскими режимами, культом «вождизма» и «избранности» отдельных рас и народов.
В СССР распространению А.в. способствовала обстановка культа личности и утверждение авторитарно-бюрократической формы управления государством. Крупные советские педагоги Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. выступали против А.в. А.С. Макаренко характеризовал «авторитет подавления» как «самый страшный сорт авторитета». Современное движение педагогов-новаторов противопоставляет А.в. педагогику сотрудничества.
Лит.: Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании. Избр. пед. соч. – М., 1986; Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Пед. соч., т. 4. – М., 1984.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.