Активные методы обучения
термин, зачастую используемый практиками обучения для обозначения проблемных лекций, ролевых и деловых игр, групповых дискуссий, решения ситуационных задач и др.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Активные методы обучения
методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер; методы, стимулирующие познавательную деятельность студентов.
Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”
Активные методы обучения
это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К ним относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму и т. д.
Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016
активные методы обучения
это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты;
Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
широко распространившееся условное название группы методов обучения, поскольку название не отражает их специфики, так как одно из требований к любому методу – требование активности. По сути, эта группа методов обозначается как Имитационная (моделирующая) система обучения.
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Это дискуссии, ролевые, имитационные игры, которые позволяют погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
методы, стимулирующие познавательную деятельность обучаемых. Строятся, в основном, на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Наиболее распространенными и характерными активными методами обучения являются: беседа, диспут, семинар, тренинг, деловая игра.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Общее название для группы методов, ориентированных на практическое обучение языку за счет широкого использования коллективных форм обучения, в том числе ролевых игр и современных образовательных технологий. К числу таких методов принято относить различные варианты прямого, коммуникативного и интенсивного методов.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
методы обучения, которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности; делятся на имитационные (игровые и неигровые), связанные с моделированием профессиональной деятельности (деловые игры, анализ педагогических ситуаций и др.) и неимитационные (учебная дискуссия, эвристическая беседа, проблемная лекция и др.) (А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова).
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
методы обучения, которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Они ориентированы на самостоятельное добывание студентами знаний, активизацию их познавательной деятельности, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Особенность активных методов обучения в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Активные методы обучения
совокупность способов и приемов, направленных на развитие у обучающихся творческого мышления и способности квалифицированно решать профессиональные задачи. А.м.о. обеспечивают активизацию познавательной деятельности творческого характера, тесную связь теории с практикой, овладение диалектическим методом анализа и решения сложных проблем, развитие рефлексивной сферы мышления (самосознание и саморегуляция мыслительной деятельности, создание атмосферы сотрудничества, развитие необходимых навыков общения). В практике военно-профессиональной подготовки находят применение следующие А.м.о.: анализ конкретной ситуации, «интеллектуальная разминка», сократический метод, «мозговая атака», военно-профессиональная дискуссия, военно-профессиональная игра, обучение через НИР, профессиональная консультация, «круглый стол», методы деловой поездки и др.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся.
Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно- производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержаниясоответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Вместе с тем, в арсенале методов и организационных форм обучения, применяемых в профессиональных учебных заведениях, можно выделить такие, реализация которых (в силу объективной сущности) невозможна без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся. Это дидактические и деловые игры; лабораторно-практические работы и практикумы; эвристическая беседа и дискуссии; брифинги и диспуты; семинары и проблемное обучение и др.
Все эти методы и формы организации обучения характерны высоким уровнем гуманности и демократизма во взаимоотношениях между педагогом и учащимися, учащимися между собой, предоставлением учащимся возможности проявлять самостоятельность в суждениях, отстаивать свою точку зрения.
В практику педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях такие методы и организационные формы обучения вошли под названием «активные методы обучения».
В.А. Скакун
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
Активные методы обучения
методы, в которых созданы условия для проявления рефлексивной активности субъектов совместной деятельности «учение–обучение»; с деятельностных позиций – это полифункциональные системы. В соответствии с функциями образования (трансляции и развития) выделяются методы активизации процесса учения – тренинги, круглые столы, ролевые игры и др. и активные методы обучения (АМО) – имитационные, проблемно-деловые, организационно-деятельностные игры, методологический и инновационный семинары, герменевтический и рефлексивный практикумы, системный анализ и др. Первые используются в системе передачи знаний и известных способов деятельности, вторые – в организации усвоения и развития способов деятельности, а значит, и способностей людей. В технологическом плане АМО реализуют следующие функции: средств достижения педагогических целей; деятельностного компонента содержания образования; проекта становления учебной деятельности и способности учащегося к саморазвитию; форм организации совместной деятельности «учение–обучение». АМО используются как средство достижения цели, организующее начало, позволяющее контролировать и предвосхищать события в деятельности. Поэтому вместе с демонстрацией теоретического становления объекта (идеального) содержание АМО представляется как особая форма самодвижения существенного в деятельности. Для построения АМО требуется описать деятельность, обобщить результаты и придать обобщению нормативный статус. Деятельность может быть освоена в деятельности: выделена как предмет усвоения, осознана учащимися и усвоена ими. Только через АМО возможно спроектировать образовательную ситуацию, в которой проявляется деятельностное содержание образования. АМО – как норма, фиксирующая состав деятельности, путь, система последовательных действий, способ деятельности, приемы, система правил, подход к деятельности – и является содержанием образования. Деятельность, «прожитая» учащимися в имитационном рефлексивнодеятельностном образовательном режиме, создает условия для овладения учащимися полной нормативной структурой деятельности. Поскольку метод – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность, средство познания и способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, то АМО реализуют функции средств учебной деятельности учащихся и средств педагогического управления ею. Именно в интерактивном режиме происходит их согласование, а деятельность педагога и учащихся становится единой деятельностью «учение-обучение», преследующей общие цели. (Жук А.И., Кошель Н.Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: Учеб.-метод. пособие / А.И. Жук, Н.Н. Кошель. Минск: Аверсэв, 2004. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие. 1991.)
Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.