слово, приобретшее в 1940-е – 1960-е гг. популярность в мальчишеско-подростковой среде и означавшее приблизительно «точно», «надёжно», «наверняка», «несомненно», «обязательно», «гарантированно».
О 1945 г.: «”А уж родного языка не знать, – добавляет Вихров, – это самое последнее дело… А иной человек, своего языка не зная, тоже вроде по-собачьи лает: “железно”, “килять”, “шмара”…» (Нагишкин, [1957– 1961] 1965, 380).
О деревне в 1954 г.: «“Сдаст, – упрямо повторил Санька. – Мы с Мишкой сколько вечеров подряд учили… Диктовки писали… Вот увидите: законно сдаст. Железно”. Сенька с гордостью оглядел присутствующих, как бы желая убедиться, какое впечатление произвели его слова. “Сдал, Мишка?“ – посыпались вопросы. “Делов-то!” “На сколько?” “Как всегда...” “На «пятёрку»?” – засиял Санька. “На “тройку” с минусом”. Звонкий смех был ему ответом… “Законно”, – скосив на Саньку глаза, сказал Алёшка. “Железно”, – фыркнул Женька, и стены сарая дрогнули от хохота» (Никонов, [1958] 1962, 146–148).
О 1950-х гг.: «Заметный даже в массе /Других учеников, / Был атаманом в классе / Алёша Козырьков… / Высказывался кратко / Алёша Козырьков – / Не более десятка / Имел в запасе слов. / “Железно!” – замечал он. / “Законно!”– добавлял, / И это означало: / Превыше всех похвал» (Серова, 1960, 15–16).
О конце 1950-х – нач. 1960-х гг.: «Ничто так ясно не выражает культуры человека, как его речь… …Скажет человек: “Ты хотишь пить?” или “Железно выучил уроки”, и его низкий культурный уровень становится для всех очевидным» (Товарищ, 1961, 153).
О шестиклассниках в середине 1960-х гг. «Озябли руки, всё тело дрожит. Как бы согреться?.. “Я уже пальцев не чую”, – сказал Вова. “Я тоже, – сказал Витя. – Может, позвонить Сене, вызвать смену?” “Не надо”. “Конечно, не надо. Это я так сказал. Мы выстоим”. “Железно!” И они выстояли, продрогшие мальчишки…» (Кузьмин, 1966, 82).
О середине 1960-х гг.: «Мальчишка лет тринадцати… вертел карманным фонариком. Рядом с ним стоял парень лет семнадцати. “Почему ты не пришел сегодня, как было условлено?” – обратился мальчишка к Севке. “Не мог. – Севка приподнял брови. – А разве я обязан?” “Слово держат железно!” – сказал Толик… “Да, слово, данное корешу, держать полагается…”, – сказал незнакомый…» (Котовщикова, 1969, 261). См. также: Железный, Законно.
69.13 кб
Развитие социальной ответственности будущих железнодорожников в образовательном пространстве железно
Автор обращается к анализу феномена образовательного пространства применительно к учреждению среднего профессионального образования, раскрывает возможности его примене6 ния в развитии социальной ответственности будущих железнодоро