ЗАКАЛИВАНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Закаливание
система мероприятий, позволяющих, используя естественные силы природы – солнце, воздух и воду, повышать сопротивляемость организма неблагоприятным внешним воздействиям. Закаливание – неотъемлемая часть физического воспитания. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний, но одновременно закаливание оказывает и общеукрепляющее действие на организм.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ЗАКАЛИВАНИЕ
1955; 5 ф-тов, ок. 4,4 тыс. студентов). Уч. процесс в ун-тах состоит из 2 циклов. По окончании первого цикла (3-летнего) уч-ся получают диплом о неполном высш. образовании, второй (полное высш. образование) длится еще 2 года. При всех ун-тах имеется аспирантура. Кроме ун-тов полное высш. образование дают Ин-т агрономич. наук в Япгамби и Пед. ин-т в Киншасе, а также отд. ф-ты ряда техникумов, где обучение длится 5 лет. Из студентов вузов в сер. 80-х гг. лишь, ч получила диплом о полном высш. образовании. В 1985/86 уч. г. в вузах было св. 40 тыс. студентов. Учителей нач. школ готовят пед. отделения ср. школ и 4-летние нормальные (пед.) уч-ша, на базе 1-й ступени ср. школы (в 1984/85 уч. г. 366 тыс. уч-ся), учителей ср. школ — пед. ин-ты.
ЛитВинокуров Ю. Н., Орлов а А. С., Субботин В. А., История Занра в новое и новейшее время, М., 1982; Республика Заир, М., 1984.
В. 3. Клепиков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ЗАКАЛИВАНИЕ
система мероприятий, позволяющих, используя естественные силы природы - солнце, воздух и воду, повышать сопротивляемость организма неблагоприятным внешним воздействиям. З. - неотъемлемая часть физического воспитания. Особенно велика роль З. в профилактике простудных заболеваний, но одновременно З. оказывает и общеукрепляющее действие на организм. В процессе З. при многократном повторении раздражителей образуются и закрепляются защитные реакции. Прекращение воздействий раздражителей, как правило, вызывает угасание этих реакций. Поэтому З. эффективно только при регулярном его использовании. Процедуры З. делятся на общие (воздействию подвергается вся или почти вся поверхность тела) и местные (направленные, например, только на верхние или нижние конечности). З. может дать положительный эффект лишь при строгом соблюдении следующих правил: учитываются состояние здоровья, индивидуальные особенности развития ребенка, условия его жизни; сила закаливающего фактора (солнечное облучение, вода, воздух) наращивается постепенно; З. продолжается в течение всего года (но в зависимости от особенностей сезона и погоды); З. вызывает положительные эмоции у ребенка.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЗАКАЛИВАНИЕ
повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным внешним факторам среды с помощью систематических воздействий солнца, воздуха, воды и дозированных физических нагрузок. Система закаливающих мероприятий направлена на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию изменяющихся условий внешней среды как в естественных природных условиях, так и вспециально организованных условиях жизнедеятельности (жилище, учебно-воспитательное учреждение).
Средства закаливания: воздушные ванны; хождение босиком летом по траве, песку, гравию, а также при выполнении утренней зарядки, при занятиях физкультурой в зале с теплым полом; водные процедуры (умывание, полоскание рта и носоглотки, мытье ног, обливание, купание), дозированные физические нагрузки. Наибольшая эффективность отмечена при применении в сочетании двух или нескольких закаливающих процедур.
Имеются научно обоснованные разработки эффективных систем закаливания с учетом возраста человека, с указанием закаливающих средств, их дозировки и режима применения.
К условиям эффективного действия закаливающих мероприятий относятся: а) систематичность применения закаливающего воздействия; б) постепенное увеличение силы раздражителя; в) учет возрастных особенностей терморегуляции детей и подростков; г) индивидуальный подход с учетом состояния здоровья, степени закаленности; д) оптимальное тепловое состязание и положительная эмоциональная настроенность.
Контроль за организацией закаливания в учреждениях для детей и подростков осуществляют медицинские работники (врач, медицинская сестра) по следующей схеме:
1) комплекс закаливающих воздействий;
2) организация закаливающих процедур (место в режиме дня, методика проведения, индивидуальный подход, реакция детей и подростков, участие медицинского и педагогического персонала);
3) врачебный контроль за закаливанием;
4) анализ заболеваемости;
5) общая оценка постановки закаливания и конкретные рекомендации по оптимизации этой оздоровительной работы.
Лит.: Теленчи В.И. Основные принципы закаливания и его организация // Гигиена детей и подростков / Под ред. акад. АМН СССР Г.Н. Сердюковской и проф. А.Г. Сухарева. – М., 1986.
Л.А. Леонова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Закаливание
Наш организм постоянно находится в тесной связи и взаимодействии с внешней средой. Несмотря на изменение окружающей обстановки, температуры, влажности, атмосферного давления и др. организм сохраняет постоянство своей внутренней среды. Закаливание не только профилактическое средство против простудных заболеваний. Оно нормализует нарушенные функции организма, в первую очередь деятельность сердечно-сосудистой системы и Ц.Н.С. Благодаря быстрой смене сосудосуживающих и сосудорасширяющих реакций при закаливающих процедурах происходит хорошая тренировка кровеносных сосудов, улучшается кровообращение как в наружных частях тела, так и во внутренних органах. Закаливающие процедуры способствуют уменьшению и даже полному устранению раздражительности, быстрой утомляемости, слабости. Кроме того они повышают эмоциональный тонус, увеличивают физическую и умственную работоспособность. Но основной результат закаливания – невосприимчивость человека ко многим заболеваниям, в том числе и инфекционным. Закаливание доступно всем, оно не требует никаких специальных приспособлений, особой обстановки, его можно проводить в течение всего года. Сущность закаливания в том, что под многократным влиянием солнца, воздуха и воды организм привыкает к этим воздействиям. Общие обязательные требования при закаливании – постепенность, систематичность, изменение интенсивности и разнообразие средств (обтираний, обливаний, душа, купаний). Кровеносные сосуды кожи «тренируются» и затем быстро приспосабливаются к различным температурам. Систематическое воздействие холодной воды создает условия для совершенствования реакций, уменьшающих теплоотдачу и повышающих теплопродукцию, т.е. способствует улучшению обмена веществ и, следовательно, усиленному образованию внутреннего тепла в организме. Сосудистая система кожи человека способна, расширяясь принять в себя 30 % всей крови, находящейся в организме. Благодаря воздействию температурных факторов, вызывающих отлив и прилив крови к коже, происходит сужение и расширение кровеносных сосудов, что является для них прекрасной гимнастикой. Во время приема душа, при обливании, купании вода оказывает и механическое действие на кожу. Кроме того, она может растворять в себе минеральные соли, жидкости, газы и тем самым усиливать раздражающее и очищающее действие. Закаливание воздухом основано на постепенном привыкании организма к температуре окружающего воздуха, его влажности и движения. Его проводят воздушными ваннами, при которых тело обнажают частично или полностью. Воздушные ванны тренируют аппарат терморегуляции, усиливают выделительные функции организма, улучшают состояние кожных покровов, оказывают успокаивающее действие на нервную систему и таким образом мобилизуют защитно-приспособительные реакции человека, усиливают его сопротивляемость простудам и инфекционным заболеваниям. Воздушные ванны можно принимать сидя или лежа, но лучше в движении, в комплексе с утренней гимнастикой или во время занятий оздоровительным бегом. С древних времен известно, что наиболее эффективные факторы закаливания организма человека - солнце, воздух и вода.

Источник: Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

ЗАКАЛИВАНИЕ
комплекс спец. тренирующих организм мероприятий для повышения его устойчивости к действию неблагоприятных внеш. факторов. Основано на способности организма приспосабливаться (адаптироваться) к изменяющимся условиям среды. В результате многократного, систематически повторяющегося действия того или иного фактора (холод и др.) и постепенного повышения его дозировки развиваются приспособит, изменения в организме, повышается общая сопротивляемость организма. Однако в результате 3. снижается чувствительность организма только к действию определенного физич. фактора (напр., 3. холодом не предполагает развития устойчивости к повыш. температурам или к изменениям давления и т. д.). При прекращении закаливающих воздействий через 1—1,5 мес эффект 3. исчезает. Практически важно выработать устойчивость к холоду, т. к. переохлаждение организма способствует возникновению острых респираторных заболеваний, ангины и др. Очень важно 3. в дет. возрасте: из-за функциональной незрелости нек-рых органов и систем ребенок особенно чувствителен к неблагоприятным внеш. воздействиям. Физически развитые и закаленные дети реже болеют и лучше переносят разл. заболевания. Кроме того, 3. способствует воспитанию у детей силы воли, выносливости, приучает к дисциплине. При проведении 3. необходимо учитывать возраст ребенка, состояние его здоровья и физич. развитие, внимательно следить за его самочувствием. Начинать 3. и проводить его следует только по совету врача. Основными факторами 3. являются свежий воздух, солнечные лучи и вода.
наиб. распространенная и доступная форма 3. — использование свежего воздуха, к-рый необходим ребенку любого возраста, особенно детям, часто болеющим простудными заболеваниями. Помещение, в к-ром находится ребенок, необходимо проветривать в холодное время года не менее 3—4 раз в день; летом окно или форточка должны быть открытыми постоянно. Целесообразно постепенно приучать детей не бояться сквозняков, спать при открытой форточке с ранней весны до поздней осени. Не менее важным является достаточное пребывание детей на свежем воздухе. В зимнее время прогулки на свежем воздухе при температуре не ниже —10 С начинают с раннего возраста (продолжительность прогулок ребенка 3 мес зимой достигает 4 ч в день). Дети дошк. и младшего шк. возраста могут гулять и при температуре до —25 С. В летние месяцы ребенок может находиться на свежем воздухе в течение всего дня. Пребывание на воздухе полезно сочетать с цодвижными играми, занятиями спортом. Одежда должна соответствовать времени года и характеру прогулки, не сковывать движений и предохранять от перегревания. На морозе руки и ноги ребенка должны оставаться сухими и теплыми. Другой формой 3. являются воздушные ванны, к-рые можно принимать как в комнате, так и на открытом воздухе: с возраста 1—1,5 мес в течение 1—2 мин, с постепенным увеличением продолжительности процедур до 12—15 мин к году; для старших детей продолжительность первой ванны не более 3—5 мин; для детей до 3 лет нач. температура воздуха не должна быть ниже 20 "С, для дошкольника — не ниже 19 С. Температуру в комнате понижают проветриванием каждые 3—4 дня на 1 С (но не ниже 15 С). Ребенка раздевают постепенно: вначале обнажают руки и ноги, через неделю обнажают до пояса. Летом воздушные ванны проводят в тени (лучшее время с 8 до 12 ч). Воздушные ванны следует сочетать с подвижными играми, массажем, занятием спортом. Частичные воздушные ванны принимаются во время утренней гимнастики.
Закаливающее действие воздуха на организм можно усилить солнечными ваннами. Их назначают детям 2 лет и старше, через 1—2 ч после завтрака. Лучшее время на юге — 9—10 ч утра, в ср. полосе — 10—12 ч. Первая солнечная ванна — не более 2 мин (1 мин ребенок лежит на животе, 1 мин на спине). Каждые 2 дня продолжительность пребывания на солнце увеличивают на 1 мин, постепенно доводят до 30 мин. Во время солнечной ванны голову ребенка прикрывают белой панамой или косынкой. После ванны следует в тени провести водные процедуры (обливание, обтирание, купание водой 36—30 С).
Вода обладает значит. теплоемкостью и оказывает сильное охлаждающее действие. Водные процедуры следует проводить с осторожностью, при постепенном нарастании контрастного воздействия (температуру воды изменяют в среднем от 34—35 до 20 С). После водных процедур необходимо интенсивно растереть тело полотенцем до покраснения кожи. наиб. распространенные виды 3. водой — умывание, обтирание, обливание. Годовалого ребенка можно начинать закаливать умыванием. Водой (температура 30 С) умывают лицо, шею, руки до локтя, верхнюю часть груди. Постепенно понижают температуру до 20—18 С. Обтирание проводят рукавицей или концом махрового полотенца, смоченным водой (температура 34 С). Вначале протирают одну руку и тут же вытирают ее насухо до покраснения кожи сухим полотенцем, затем делают обтирание др. руки, груди, живота, спины и т. д. Температуру воды для детей ясельного возраста снижают до 25 С. Продолжительность процедуры 4—6 мин. Через 1,5 мес от начала проведения обтирания можно переходить к обливаниям. Их рекомендуют начинать с 1,5 лет. Проводить их можно как в зимнее, так и в летнее время. Летом обливание проводят на воздухе при температуре в тени не ниже 18 С из лейки или кувшина. Температуру воды постепенно понижают до 25 С. Зимой обливание проводят в ванной комнате при температуре в ней не ниже 18 С. Начиная с 2-летнего возраста, можно проводить местную водную процедуру — обмывание ног (температуру понижают с 35 до 22С). Эту процедуру лучше проводить перед сном.
Энергетичным закаливающим действием обладают купания в открытых водоемах, т. к. термич. и механич. раздражение водой сочетается с воздействием воздуха, солнечных лучей и движениями при плавании. Начинать 3. купанием можно с 2 лет. Морские купания рекомендуют начинать с 3 лет.
Нек-рые родители, не удовлетворенные традиц. методами 3., пробуют использовать более своеобразные его формы. Их дети во все времена года ходят в легкой одежде и даже босиком; нек-рых детей приобщают к занятиям плаванием с грудного возраста и т. п. Суждения о пользе такого рода 3. противоречивы. Энтузиасты подчеркивают большую пластичность дет. организма, его способность к адаптации. «Консерваторы» предостерегают от возможных отрицат. последствий физиол. стресса. Очевидно, что, обращаясь к экстремальной форме 3., необходимо иметь квалифицированное мед. заключение о ее допустимости для ребенка.
Литепирина В. П., Закаливание детей, M.; Антропова М. В., Гигиена детей и подростков, М., 1982е.
И. А. Корниенко.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
461.88 кб

Физическое совершенствование и закаливание как составляющая внедрения казацкой педагогики в патриоти

Мирошниченко Валентина Ивановна, Ставицкий Олег Николаевич
Целью статьи является изучение особенностей и значения физического совершенствования и закаливания как составляющей внедрения казацкой педагогики в патриотическом воспитании курсантов-пограничников.
Читать PDF
391.18 кб

Родителям о закаливании детей в семье

Фомкина Зинаида Алексеевн
В статье автор обращается к родителям, заинтересованным в укреплении здоровья детей и делится с ними своим опытом применения здоровьесберегающих методик и упражнений.
Читать PDF
785.91 кб

Реализация принципа профессионального закаливания при подготовке будущего учителя

Яковлева Юлия Владимировна
В статье рассматривается одна из современных задач педагогического образования: обеспечение развития личностного и творческого потенциала студента, формирование у него потребности в «обучении всю жизнь» с целью становления студент

Похожие термины:

  • СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ

    включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей социальной среды, выработка социального иммунитета, устойчивости к стрес
  • Закаливание солнцем

    Солнце - могучий источник жизни. Растения или животные, лишенные солнечных лучей и света, даже при самом лучшем питании и уходе перестают расти и в конце концов гибнут. Закаливание солнцем значител
  • ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА

    воспитание наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным физическим воздействиям окружающей среды (холоду, жаре, радиации), особенно при их резких колебаниях. Закаливание под