Возрастная сегрегацияВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД в воспитании

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Найдено 2 определения термина ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

наука, изучающая особенности жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Задачи В.ф.: изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом; выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды; определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы); установление закономерностей индивидуального развития (см.Возраст). В рамках В.ф. выделяются отдельные направления: возрастная нейрофизиология; возрастная эндокринология; возрастная физиология мышечной деятельности и двигательной функции; возрастная физиология обменных процессов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, систем пищеварения и выделения. В В.ф. используется комплекс современных электрофизиологических, биохимических, биофизических, иммунобиологических, биомеханических методик исследования и новейшие приемы статистического анализа. Большой вклад в развитие отечественной В.ф. внесли физиологи П.К. Анохин, И.А. Аршавский, А.А. Маркосян. Данные В.ф. являются основой разработки гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану, укрепление здоровья и обеспечение гармонического развития организма в различные возрастные периоды. Учет анатомо-физиологических особенностей детей, функциональных и адаптационных возможностей организма детей и подростков имеет важное значение для педагогики, являясь непременным условием эффективности педагогических воздействий и оптимального развития ребенка. Результаты исследований в области В.ф. используются для понимания особенностей психики ребенка. Объективное изучение структурно-функциональной организации мозга детей разного возраста позволяет выявлять механизмы, определяющие специфику осуществления когнитивных процессов и высших психических функций на разных этапах индивидуального развития.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

раздел физиологии, изучающий закономерности становления и возрастные изменения функций целостного организма, его органов и систем в процессе онтогенеза (от оплодотворения яйцеклетки до прекращения индивидуального существования). Жизненный цикл всех животных и человека складывается из определенных стадий, или периодов. В онтогенезе человека различают 2 осн. периода развития: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Выделение в последнем возрастных периодов основано гл. обр. на изменении антропологич. и морфологич. признаков (см. табл. в ст. Возраст).

Формированию В. ф. способствовал традиционный для отеч. физиологии эволюц. подход к изучению физиол. систем. На необходимость изучения физиол. процессов на протяжении онтогенеза указывал И. М. Сеченов (1878). Начало систематич. изучению морфологии и физиологии развивающегося организма человека было положено Н. П. Гундобиным («Особенности дет. возраста», 1906).

Интенсивное развитие В. ф. в СССР началось в 20—30-х гг. 20 в. Выявлены структурные и функциональные возрастные особенности развития отд. органов и систем (Л. А. Орбели, Н. И. Красногорский, А. Г. Иванов-Смоленский, П. К. Анохин, И. А. Аршавский, А. А. Волохов, А. А. Маркосян). Разрабатываются проблемы возрастной нейрофизиологии и эндокринологии, возрастных изменений обмена веществ и энергии, клеточных и субклеточных процессов, а также акселерации. Сформировались концепции онтогенеза и старения (И. П. Павлов, М. К. Петрова, А. А. Богомолец, А. В. Нагорный, Анохин, Аршавский, Маркосян).

В. ф. тесно связана со смежными науками — морфологией, биологией, антропологией является науч. и теоретич. основой таких мед. дисциплин, как педиатрия, гигиена детей и подростков, геронтология и гериатрия, а также педагогики, психологии, физич. воспитания и др.

Необходимость разработки теоретически обоснованных методов воспитания, обучения и охраны здоровья детей обусловила выделение в качестве самостоят. направления физиологии развития ребенка (с момента рождения до достижения зрелого возраста). Ее осн. задачи: всесторонняя характеристика особенностей функционирования организма детей и подростков, его функциональных и ада-птац. возможностей на разных этапах развития, четкое разграничение этих этапов на основе наиб. информативных физиол. критериев. В результате комплексных физиол. исследований выявлены обшие закономерности онтогенетич. развития.

Изучение функций организма детей и подростков при физич. и умственных нагрузках позволяет выявить функциональные возможности организма ребенка в определенные возрастные периоды, степень его готовности к разл. видам деятельности, адаптивные способности, что имеет большое значение для пед. практики.

Определены сроки становления функциональных систем дет. организма и по-годовая динамика их изменений. Установлены возрастные особенности важнейших психофизиол. функций, сензитив-яые периоды их развития и выявлены нейрофизиол. механизмы, обусловливающие их формирование в онтогенезе (см. Анатомо-физиологические особенности детей).

Лит.: Аршавский И. А., Очерки по возрастной физиологии, М., 1967; Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков, под ред. А. А. Маркосяна, М., 1969; Анохин П. К., Очерки по физиологии функциональных систем, М., 1975; Возрастная физиология. (Руководство по физиологии), Л., 1975; Физиология развития ребенка, под ред. В. И. Козлова, Д. А. Фар-бер, М., 1983. Д. А. Фарбер.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ — 0

Найдено книг по теме ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ — 0