Схоластика

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СХОЛАСТИКА
направление средневековой философии, представители которого считали своей задачей теоретическое обоснование христианской религии, способствовали развитию формально-логического анализа.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

СХОЛАСТИКА
господствующее направление в средневековой философии, представители к-рого считали своей задачей теоретическое обоснование догм христианской религии. Способствовала развитию формально-логического анализа. Оказала решающее влияние на содержание и методы всего средневекового образования, особенно университетского. Являясь своеобразной системой мышления, С, при всем своем догматизме и казуистике, побуждала занимающихся ею к скрупулезному анализу текстов признанных церковью авторов, развивала способность формально-логически мыслить и приучала к точности выражения мыслей.

Источник: Педагогический словарь

Схоластика
вид религиозной философии, возникший как ответ на потребность лримирить религию с разумом. Возникновение ересей, подвержение сомнению церковных догм, недостаточность слепой веры дали толчок к возникновению схоластики. Здесь важнейшая роль принадлежит философу и теологу Фоме Аквинскому, деятельность которого была направлена на придание вероучению формы научного знания. Схоластика способствовала становлению типа культуры, ориентированного на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие. Появились такие направления в философии, как номинализм (общие понятия не существуют, а являются лишь названиями) и реализм (общие понятия существуют ранее вещей), представители которых вели острые дискуссии. Развитие схоластики привело к упадку старую церковную школу, изучение риторики и грамматики было вытеснено изучением формальной логики и нового латинского языка. Схоластика развивала формально-логическое мышление, постепенно она потеряла свое прогрессивное значение.

Источник: История образования и педагогической мысли

Схоластика
лат. – школьный ученый) – философская система, основанная на незыблемых теоретических идеях и понятиях, оторванных от жизни и не соответствующих ей. Это техника манипулирования понятиями, схемами, фактами, которым придается чрезмерно большое значение. Таково понимание схоластики сегодня как знания не развивающегося, застывшего в своей первичной форме. Когда-то, в средние века, так называлась религиозная философия, занимающаяся изучением догматов христианской веры, которая пользовалась всеобщим уважением и в немалой степени способствовала развитию научного мышления ученых богословских наук. Однако, стремясь распространить свое влияние на всю науку, схоластика требовала и от нее такой же устойчивости и единства взглядов, чего бурно развивающиеся научные исследователи дать не могли. Так стало формироваться другое отношение к схоластике, как философии застоя, начетничества, бесплодного умствования. В наши дни нередко винят школу в схоластике обучения учащихся, называя это еще школярством.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СХОЛАСТИКА
лат. scholastica - школьный, ученый)— религиозная философия, в широком смысле - особый тип интеллектуальной жизни, воспитания и образования, господствовавший в Западной Европе в 11-15 вв. Центральная проблема С. - отношение веры и разума. Схоластический рационализм предполагал разграничение двух истин: веры, являвшей собой Божественное откровение, и естественного, человеческого знания, обретаемого через комплекс логических операций. Высшее теологическое нормативное значение для С. имела Библия с комментариями отцов Церкви, а философское - сочинения Аристотеля и отчасти Платона. Наиболее характерный жанр произведений С. - энциклопедический свод знания - сумма (summa). Основы С. сформулированы Боэцием, предложившим неоднозначное толкование проблемы универсалий - общих понятий, спор о которых через несколько веков определил направления развития средневековой С. В борьбе вокруг проблемы универсалий сложились 3 осн. течения С.: реализм, номинализм и концептуализм. Сторонники реализма утверждали, что общие понятия существуют извечно, пребывая в божественном разуме; соединяясь с материей, они реализуются в конкретных вещах. Номиналисты полагали, что общие понятия извлекаются разумом из постижения единичных, конкретных вещей. Концептуалисты рассматривали общие понятия как нечто, существующее в вещах, но имеющее идеальный характер. Расцвет С. относится к концу 12- 13 вв. Фома Аквинский осуществил всеохватывающий синтез учения Аристотеля и католического богословия. Он пытался примирить веру и знание, догму и "науку", метафизическое и реальное, отдавая предпочтение божественному интеллекту, обладающему высшей истиной, всей полнотой знания. В эпоху Возрождения С. перестала играть заметную роль в интеллектуальной жизни, стала предметом осуждения со стороны прогрессивных мыслителей. В эпоху Просвещения С. была осуждена как "мертвое", бесплодное учение. К этому времени слово "С." стало синонимом бессмысленных, не имеющих отношения к реальности словопрений. Исторически С. сыграла значительную роль в развитии философского мышления, логики, осуществления культурной преемственности от античности к Средневековью и Новому времени, в обогащении комплекса интеллектуальных навыков и специальной научной лексики, предвосхитила современную постановку ряда формально-логических проблем. С. стимулировала повышение статуса образованного человека в средневековом обществе, определяла содержание и методы средневекового образования, сыграла ведущую роль в дифференциации системы учебных заведений, особенно в развитии университетов. Схоластическая педагогика основывалась на тщательно разработанной этике, предполагавшей реализацию человека как мыслящего существа в его отношении к Богу, мирозданию и обществу. "Жить по мудрости" - идеал схоластической педагогики. Схоласты предложили и разработали систему норм человеческого поведения, содействовали утверждению авторитета образования, развитию формально-логических аспектов обучения, внедрению в практику принципа распределения учебного материала в соответствии с логикой предмета. Схоласты подчеркивали необходимость начинать образование как можно раньше и стремились сделать знание энциклопедическим, вооружить учащихся методами логических доказательств, создав своеобразный сплав теологии, метафизики и дедуктивной логики.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СХОЛАСТИКА
лат. scholastica, от греч. scholasticos - школьный, ученый), религ. философия, в широком смысле - особый тип интеллектуальной жизни, воспитания и образования, господствовавший в Зап. Европе в 11—15 вв. Центр, проблема С. - отношение веры и разума. Схоластич. рационализм предполагал разграничение двух истин: веры, являвшей собой божеств, откровение, и естественного, человеческого знания, обретаемого через комплекс логич. операций.
Высшее теологич. нормативное значение для С. имела Библия с комментариями отцов церкви, а философское - соч. Аристотеля и отчасти Платона. Наиб. характерный жанр произв. зрелой С. - энциклопедии, свод знания - сумма (summa).
Основы С. в латиноязычном мире были сформулированы еще у истоков средневековья Боэцием, провозгласившим необходимость подкрепления веры рациональными доказательствами и предложившим неоднозначное толкование проблемы универсалий - общих понятий, спор о к-рых через неск. веков определил направления развития средневековой С.
В ранней С. (11 - 1-я пол. 12 вв.). определились полярные направления. Аскет.н. богослов Петр Дамиани утверждал, что разум ничтожен перед верой и философия может быть только «служанкой богословия»; ему противостоял Беренгар Тур-ский, рассматривавший возможности проникновения человеческого разума в сферу высш. истин. Ансельм Кентерберийский считал, что цель воспитания и обучения - в создании почвы для благодатного и разумного восприятия веры, в духовном и рациональном совершенствовании.
В борьбе вокруг проблемы универсалий сложились 3 осн. течения С.: реализм, номинализм и концептуализм. Сторонники реализма утверждали, что общие понятия существуют извечно, пребывая в божеств, разуме; соединяясь с материей, они реализуются в конкретных вещах. Номиналисты полагали, что общие понятия извлекаются разумом из постижения единичных, конкретных вещей. Концептуалисты рассматривали общие понятия как нечто, существующее в вещах, но имеющее идеальный характер. Этот отвлеченный филос. спор нашел отражение в богословии и отчасти в церк. практике. В 12 в. был осужден П. Абеляр, дававший рационалистич. трактовку отношениям веры и разума и опровергший положение об абсолютном авторитете церкви.
Расцвет С. относится к кон. 12—13 вв., когда она заняла доминирующее положение в ун-тах Зап. Европы. Идеям платонизма, к-рые были наиб. полно представлены в натурфилософской Шартрской школе, противостояло сильное влияние аристотелизма. Фома Аквинский осуществил всеохватывающий синтез учения Аристотеля и католич. богословия. В своих соч. «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» он попытался примирить веру и знание, догму и «науку», метафизическое и реальное, отдавая приоритет божеств, интеллекту, обладающему высш. истиной, всей полнотой знания. Против теологич. рационализма Фомы Аквинского выступили лат. авер-роисты - последователи Ибн Рушда (Аверроэса), араб, комментатора Аристотеля, во главе с Сигером Брабант-ским, настаивавшим на решительном разграничении веры и разума, т.е. на существовании «двойственной истины».
Иоанн Дуне Скот, считающийся основоположником поздней С., отказался от попытки создания к.-л. целостной системы в пользу субъектно-индивидуа-листич. интерпретации множественности форм. У. Оккам подчеркивал, что познание начинается с восприятия объективного мира, знание единичного предшествует знанию общего. Он создал своеобразную теорию науки, подразделяя науч. дисциплины на «реальные» и «рациональные».
В эпоху Возрождения С. перестала играть заметную роль в интеллектуальной жизни, стала предметом осуждения со стороны прогрессивных мыслителей. Лишь с наступлением Контрреформации в 16—17 вв. С. вновь получила развитие гл. обр. в Испании. Однако в эпоху Просвещения С. была осуждена как «мертвое», бесплодное учение. К этому времени восходит начало употребления слова «С.» как синонима бессмысленных, не имеющих отношения к реальности словопрений. Исторически С. сыграла значит. роль в развитии филос. мышления, логики, осуществлении культурной преемственности от античности к средневековью и новому времени, в обогащении комплекса интеллектуальных навыков и спец. науч. лексики, предвосхитила совр. постановку ряда формально-логич. проблем, нек-рые аспекты математической логики.
С. стимулировала повышение статуса образованного человека в ср.-век. обществе. Выдающиеся схоласты органично входили в социальную элиту, способствовали формированию представлений о высокой социальной ценности интеллектуальной деятельности. С. определяла содержание и методы ср.-век. образования, сыграла ведущую роль в дифференциации системы уч. заведений, особенно в развитии ун-тов. Схоластич. диспуты нередко становились значит. событиями в жизни университетских городов. Сочинения схоластов, напр. «Сентенции» Петра Ломбардского, энциклопедич. произведения Альберта Великого, входили в круг осн. уч. пособий в ун-тах, обогащая не только теологию и логику, но и естеств.-науч., матем. знания. Особое значение С. имела для развития юрид. мысли, т. к. правовая доктрина составляла органичную часть С., наиб. тесно связанную с антич. наследием.
Схоластич. педагогика основывалась на тщательно разработанной этике, предполагавшей реализацию человека как мыслящего существа в его отношении к Богу, мирозданию и обществу. Схоласты считали, что человек должен превращать добродетель в устойчивую привычку. Следование разумным побуждениям в человеческих действиях предопределяет возможность поступать по совести и тем самым следовать божеств, закону. «Жизнь по мудрости» - идеал схоластич. педагогики. Особое значение придавалось теологич. добродетелям: вере, надежде, милосердию, составлявшим сердцевину христ. гуманизма. С. предложила и разработала систему норм человеческого поведения, находивших свое полное обоснование в определяемом религией образе жизни. С. содействовала утверждению авторитета образования, развитию формально-логич. аспектов обучения, внедрению в практику принципа распределения уч. материала в соответствии с логикой предмета. Схоласты подчеркивали необходимость начинать образование ребенка как можно раньше. С. ставила целью формирование способностей к систематич. логич. интерпретации текстов, стремилась сделать знание энциклопедичным, вооружить учащихся методами логич. доказательств, создав своеобразный сплав теологии, метафизики и дедуктивной логики, утвердить рациональные ценности.
Лит.: Э и к с и Г., История и система ср.-век. миросозерцания, пер. с нем., СПБ, 1907; Соколов В. В., Ср.-век. философия, М., 1979; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1—2, B., 1957; L e G off J., Les intellectuels au Moyen Age, F., 1960; Gilson E., Lesprit de la philosophie medievale, P., 1977; см. также лит. при ст. Логика. В. И. Уколова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
143.06 кб

Схоластическая образовательная парадигма в контексте исторических форм трансляции знания: к постанов

Шмонин Дмитрий Викторович
Статья посвящена осмыслению понятия схоластической (средневековой) парадигмы образова-ния. Показана роль схоластики как философии образования в перспективе становления и развитияевропейской системы образования.