ШКОЛЫ-КОММУНЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Школы-коммуны
1) учебно-воспитательные заведения, созданные в РСФСР в 1918 г. с целью практической разработки вопросов новой педагогики и трудовой школы. Состояли из школы 1-й и 2-й ступени и интерната при них. Иногда при школах открывался и детский сад. Помимо учебных занятий воспитанники Ш.-к. работали в ремесленных мастерских, на производстве и в сельском хозяйстве. Жизнь в интернате строилась на началах самообслуживания, поощрялись инициатива и самодеятельность воспитанников. Просуществовали до конца 20-х годов. 2) Образовательно-воспитательные учреждения в СССР для беспризорных детей и подростков, сирот и несовершеннолетних правонарушителей, к-рые были созданы в первые годы советской власти и просуществовали до конца 30-х годов. Обучение соединялось с производительным трудом.

Источник: Педагогический словарь

ШКОЛЫ-КОММУНЫ
учебно-воспитательные учреждения интернатного типа, создаваемые с 1918 на основе "Положения об единой трудовой школе РСФСР" (1918) с целью практической разработки новой педагогики. Большинство из них входило в систему Опытно-показательных учреждений Наркомпроса РСФСР и наркомпросов республик. Располагались преимущественно в сельской местности. Ш.-к. состояли из общеобразовательной школы, интерната, иногда в них входили детские сады и профессиональные учебные заведения. Школы имели учебно-производственные мастерские, земельные участки. Учащиеся участвовали в сельскохозяйственных работах, было развито самообслуживание. В 1923 насчитывалось 178 Ш.-к. Лучшими являлись Ш.-к.: Наркомпроса РСФСР им. П.Н. Лепешинского в Москве, им. К. Либкнехта в пос. Луначарское, под Ташкентом, имени Октябрьской Революции в Одессе, Знаменская Ш.-к. в Вятской губернии и др. Трудовые коммуны ОГПУ (Объединенного государственного политического управления при СНК СССР), организованы в 20-е гг. по инициативе его председателя Ф.Э. Дзержинского с целью перевоспитания и воспитания в производственном коллективе беспризорных детей и несовершеннолетних нарушителей. Комплектование коммун осуществлялось органами народного образования и милиции. При школах действовали различные ремесленные мастерские, производственные цехи, а в 30-е гг. даже заводы и фабрики. С середины 20-х гг. Ш.-к. давали наряду с профессиональной подготовкой общеобразовательные знания в объеме неполной средней или средней школы. Наиболее известные Ш.-к.: Болшевская трудовая коммуна (1924) в с. Костино под Москвой (организована по поручению Дзержинского бывшим чекистом М.С. Погребинским), Коммуна имени Ф.Э. Дзержинского в пос. Новый Харьков, под Харьковом (1927; руководитель А.С. Макаренко).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ШКОЛЫ-КОММУНЫ
1). уч.-воспитат. учреждения интернатного типа. Создавались с 1918 на основе «Положения о единой трудовой школе РСФСР» (1918), пре-им. в сел. местности. Большинство из них входило в систему опытно-показат. учреждений (ОПУ). Наркомпросов республик и решало задачи практич. разработки новой педагогики - определения путей и методов проведения в жизнь идей трудовой школы. Уч.-трудовой режим Ш.-к. был рассчитан на пребывание детей в этих учреждениях в течение года. Ш.-к. состояли из общеобразоват. школ (обычно I и II ступени). и интерната, иногда при них находились дет. сад и профшкола. Ш.-к. имели, как правило, земельные участки, уч.-производств, мастерские, строили уч.-воспитат. работу на основе участия школьников в с.-х. произ-ве, стремились положить самообслуживание в основу быта, учения и труда. В 1923 их насчитывалось 178 (пост. СНК РСФСР. о сети Наркомпроса от 20 авг. 1923).
Работа лучших Ш.-к. (Ш.-к. Нарком-проса РСФСР. им. П. Н. Лепешинского в Москве, им. К. Либкнехта в пос. Луна-чарское, под Ташкентом, им. Окт. революции в Одессе, Знаменской Ш.-к. в Вятской губ. и др.). свидетельствовала об успешном решении уч.-воспитат. задач. В развитии Ш.-к. выделяются 2 этапа. На 1-м этапе (1918—25). они стремились выработать образцы работы по воспитанию у учащихся начал коллективизма, самодеятельности и активности, умения ориентироваться в окружающей среде. Была начата работа по определению нового содержания образования, разработке методов обучения. 2-й этап (1926- 1937). связан со стремлением школы проводить в период индустриализации поли-техн. обучение, осуществлять связь с произ-вом. Ш.-к. делали упор на решение вопросов трудового обучения, общественно полезной работы учащихся, дет. коммунистич. движения и др. Часть Ш.-к. впервые в нац. условиях проводила эксперимент по совм. обучению мальчиков и девочек. Нац. Ш.-к. разрабатывали новые алфавиты родных языков, создавали учебники. Нек-рые из них одновременно являлись центрами метод, работы [напр., 1-я опытно-показат. Ш.-к. в Казахстане в г. Оренбурге (1920). была превращена Академич. центром Казнаркомпроса в свою метод, базу]. Работа по созданию уч. планов, программ, метод, пособий по заданиям Наркомпроса Узбекистана, а также по организации параллельных классов с обучением на рус. и узб. языках велась в Ш.-к. им. К. Либкнехта.
Своеобразная дет. коммуна «Муравейник» для детей-сирот была создана в с. Алтайское в Сибири (1921). талантливым воспитателем В. С. Ершовым. Большинство Ш.-к. к нач. 30-х гг. было реорганизовано в ШКМ или школы обычного типа.
2). Трудовые коммуны ОГПУ (Объединенного гос. полит. управления при СНК СССР), организованные по инициативе его пред. Ф. Э. Дзержинского с целью перевоспитания и воспитания в производств, коллективе тысяч беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей. Комплектование коммун проводилось органами нар. образования и милиции. Осн. задача трудовых Ш.-к. в первые годы существования заключалась в том, чтобы создать благоприятные условия для физич., нравств. и умственного развития детей, дать им нач. образование. Организовав разл. ремесл. мастерские в 20-х гг., Ш.-к. стали создавать производств, цехи, а в 30-х гг. -заводы и фабрики. С сер. 20-х гг. они давали наряду с проф. подготовкой общеобразоват. знания в объеме неполной ср. или ср. школы.
Одной из первых была Болшевская трудовая коммуна (1924), организованная в с. Костино, под Москвой, по поручению Дзержинского быв. чекистом М. С. Погребинским. Приобрела известность Коммуна имени Ф. Э. Дзержинского, созданная в пос. Новый Харьков, под Харьковом (1927), к-рой руководил А. С. Макаренко. Ее ядром явились быв. воспитанники Колонии имени М. Горького (в 1920—28 ею заведовал Макаренко).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
509.21 кб

Из истории развития Енисейской школы-коммуны

Бибикова Валентина Васильевна
В статье раскрывается опыт работы по организации трудового воспитания в единственной школе-коммуне в Енисейской губернии в 20-е годы ХХ века.
Читать PDF
615.30 кб

О коммуникативной культуре преподавателя высшей школы

Исаева Т. Е.
Читать PDF
97.63 кб

Вербальные коммуникации в деятельности преподавателя высшей школы

Жукова Е. В., Погорелова И. Г., Калягин А. Н.
В статье рассматриваются техника и культура речи преподавателя, их значение в учебном и воспитательном процессах, пути овладения технологией общения.
Читать PDF
57.99 кб

Невербальные коммуникации в деятельности преподавателя высшей школы

Погорелова И. Г., Жукова Е. В., Калягин А. Н.
В статье рассматриваются основные средства невербального общения в системе «преподаватель-студент», их значения в деятельности преподавателя, требования к их применению.
Читать PDF
1.97 мб

Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе

Любицкая Кристина Александровна, Шакарова Марта Автандиловна
Результаты многочисленных зарубежных исследований практик взаимодействия семьи и школы показывают, что налаженная коммуникация со школой является важным условием вовлеченности родителей в школьную жизнь, которая, в свою очередь, б
Читать PDF
236.37 кб

Проблема развития коммуникативной компетентности студентов высшей школы

Савичев С. С.
Статья посвящена развитию коммуникативной компетентности студентов в условиях вузовской подготовки. Особое внимание уделяется организации учебного процесса построенного на сотрудничестве и взаимодействии педагога и студентов.
Читать PDF
112.60 кб

Инновационные интернет-системы в коммуникационном процессе высшей школы

Лебедева Наталия Александровна
Анализируются проблемы коммуникационного взаимодействия в высшей школе в контексте возможных способов их разрешения.
Читать PDF
517.33 кб

Интерактивность коммуникации в образовательном процессе современной школы

Максимова Марина Викторовна
Интерактивность коммуникации в образовательном процессе рассматривается как характеристика личности, совокупность особенностей, способностей и качеств личности, обусловленных взаимодействием субъектов интерактивной коммуникации, в
Читать PDF
273.21 кб

Психологические аспекты коммуникативной подготовки студентов высшей школы

Нечаев Н.Н.
Введение. Высшее образование в современной России ориентировано как на высокое качество подготовки, так и на удовлетворение требований рынка труда.
Читать PDF
578.41 кб

Формирование коммуникативной толерантности уучащихся общеобразовательной школы

Русакова Светлана Владимировна
В статье представлен материал, затрагивающий проблему коммуникативной толерантности у учащихся общеобразовательной школы.
Читать PDF
1.11 мб

Коммуникативные основы формирования научной педагогической школы малого региона

Темербекова Альбина Алексеевна
В статье анализируется подход к формированию научной педагогической школы малого региона.
Читать PDF
242.70 кб

Повышение коммуникативной компетенции педагагов высшей школы средствами тренинга

Веселков Алексей Владимирович, Веселкова Елена Александровна
В статье рассмотрены подходы к формированию коммуникативной компетентности преподавателей университета с учетом изменяющихся требований к высшему образованию.
Читать PDF
143.03 кб

Методы воздействия на уклад школы в условиях информационно-коммуникационной среды

Вачкова Светлана Николаевна
Читать PDF
187.67 кб

Российские нейрохирургические школы как форма развития межкультурных коммуникаций

Яньшина М.В.
Читать PDF
206.71 кб

Коммуникативная направленность учащихся при обучении русскому языку таджикской школы

Шарапова Рано Ахматовна
Статья посвящена решению проблем обучения русского языка в школах с таджикским языком обучения, в целях решения выбран коммуникативный подход со всеми его концепциями, которые вносят свои коррективы в функционировании русского язы