Школа

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Школа
социальный институт, общественногосударственная система (см. Закон РФ «Об образовании», 1992), призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

ШКОЛА
(лат., нем. “училище”, буквально с греч. “свободное времяпрепровождение, досуг”); “всякое положение человека, где он волейневолей приобретает находчивость, опытность и знания” (Вл. Даль).

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Школа
общеобразовательная – учебное заведение, государственное или частное, дающее общее образование, то есть совокупность знаний о природе, обществе и познании, и соответствующие умения и навыки, необходимые человеку в жизни независимо от профессии.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Школа
это лестница, ступеньки, которые ведут вверх (лат.); дом радости в процессе познания мира (греч.); учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для организованного обучения, воспитания и развития подрастающих поколений. Школа - учебно-воспитательное учреждение; выучка, достигнутый в чем-то опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт; направление области науки, искусства; система обязательных учреждений; общеобразовательное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе и основы художественной культуры. (1)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ШКОЛА
учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее под руководством педагогов обучение и воспитание подрастающего поколения. Содержится на средства государства, частных лиц или общественных организаций. По характеру сообщаемых знаний школы делятся на общеобразовательные, профессиональные и специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии; по уровню даваемого образования — на школы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; по отношению к религии — на светские и религиозные (конфессиональные).

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ШКОЛА
учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее обучение и воспитание подрастающего поколения на средства государства или частных лиц и обществ. По профилю знаний школы делятся на общеобразовательные, профессиональные и специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. По уровню даваемого образования-на школы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; по полу учащихся-на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии —на светские и конфессионально-религиозные.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ШКОЛА
временный научно-исследовательский коллектив "Школа" (ВНИК "Школа). Организован в 1987 в Москве при Государственном комитете СССР по народному образованию с целью проведения исследований о состоянии и перспективах общего образования. Руководитель Э.Д. Днепров. В деятельности ВНИКа участвовали сотрудники научных учреждений АН, АПН, вузов, педагоги. ВНИК разработал концепцию общего среднего образования, положение о средней общеобразовательной школе, концепцию непрерывного образования и другие докумен- ты, одобренные Всесоюзным съездом работников народного образования (1988). В 1990 на базе ВНИК организован Центр педагогических инноваций (ныне НИИ в РАО).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

"ШКОЛА"
повесть (1930) А.П. Гайдара.
О г. Кемерово в нач. 1960-х гг.: «…Некоторые книги буквально на глазах становились учебниками жизни. Таким учебным пособием для нас с Вовкой стала “Школа“ Гайдара. Томик в красном переплете в серии “Школьная библиотека“, который я, наверное, перечитал раз десять, никак не меньше! Восхитительный рассказ, мальчишечья романтика, испытания жизнью – всё это буквально завораживало. В шк. библиотеке был только один экземпляр “Школы”, а читался он всеми “влёт”. Выстраивалась длиннющая очередь из жаждущих. Сдавая книгу после чтения, тут же становился в строй ожидающих. И каждый из очередников следил, когда дойдет время до счастливого предшественника, а затем нельзя было упустить его, направляющегося сдавать прочитанное: бежать на переменке в библиотеку надо было только вместе. После чего, получив в руки заветную книжку, испытывал счастливое блаженство» (Плющев, 2004, 5).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

ШКОЛА
(от лат. schola, греч. scholē). 1. Учебно-воспитательное учреждение. Ш. могут быть государственными и частными. По характеру сообщаемых знаний Ш. делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования – начального общего, основного общего, полного общего, полного профильного; по отношению к религии – на светские и религиозные (конфессиональные); по полу учащихся – на мужские, женские, совместного обучения. Вступление России в европейское образовательное пространство (см. Болонская декларация) предусматривает переход общеобразовательной школы на 12-летнее обучение и введение единого государственного экзамена для выпускников школы, результаты которого приравниваются к результатам вступительного экзамена при поступлении в вуз. Эксперимент по введению единого государственного экзамена проводится в школах РФ с 2001 г. 2. Направление в науке, литературе, искусстве и т. п., характеризующееся единством основных взглядов его последователей, общностью или преемственностью принципов и методов.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Школа
гр. – досуг) – образовательное учреждение с учебно-воспитательными целями для детей 7-18 лет, ключевая организационная единица в системе образования. Школа создается для всестороннего развития детей, подростков и юношества и подготовки их к жизни и труду. Когда-то, в Древней Греции «школа» в буквальном смысле слова обозначала занятия в свободные часы чтением, писанием, счетом, слушанием лекций, пением. Школа с тех пор выросла в важнейший общественный институт, выполняющий стратегические государственные функции. По выражению отечественного педагога «Школа есть одно из проявлений жизни с ее борьбою и с ее влечениями к достижению вечной правды» (Пирогов). Основное направление деятельности школы – духовно-нравственное воспитание учащихся. Школы в России бывают разных видов: средняя общеобразовательная, гимназия, лицей и др. Есть школы государственные, муниципальные и негосударственные (частные). Слово «школа» пришло в русский язык во второй половине XIV века. Нередко так называют другие объединения и организации: «научная школа», школа вообще как любое образовательное учреждение, «школа жизни» как то, что особо проучивает и дает опыт и т.д.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ШКОЛА
социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности, государства.
Школа адаптивная — модель образовательного учреждения, ориентированная на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся.
Малокомплектная школа — школа, в которой из-за недостаточного количества детей создаются разновозрастные, с малой наполняемость (2-4 человека) классы и один учитель работает одновременно с несколькими классами по учебным планам соответствующим возрастным группам.
Воскресная школа — образовательные, профессиональные, религиозные и/или национальные школы, где обучение проводилось по воскресеньям.
Школа как культурно-образовательное пространство — образовательное пространство, в котором культивируется личностный и профессиональный рост педагогических и управленческих кадров, а также учащихся и их родителей как творческих личностей.
Школа как развивающаяся система — школа, в которой сохраняется лучшее из того, что было создано прежде, незаслуженно забытое возрождается в новых формах, осуществляются инновации во всех направлениях деятельности.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ШКОЛА
1) учебно-воспитательное учреждение, выполняющее функции образования, воспитания, развития личности, «подготовки к взрослой жизни». Существует множество классификаций, типов и видов Ш. По характеру сообщаемых знаний Ш. делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню образования – начальная, неполная средняя, средняя, высшая; по полу учащихся – мужские, женские, совместного обучения; по отношению к церкви – светские и религиозные (конфессиональные). Для детей, не имеющих условий для нормального воспитания в семье, создаются школы-интернаты; для детей, нуждающихся в лечении – санаторные. Ш. могут содержаться на средства государства или частных лиц и организаций. Сегодня, наряду с традиционной Ш., получили развитие различныевидыавторской Ш.: адаптивная Ш., Ш. диалога культур, Ш. самоопределения, вальдорфская Ш., Ш. развивающего обучения и др. В современном мире Ш. играет определяющую роль в осуществлении права личности на образование; 2) система образования, выучка, приобретенный опыт; 3) направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов (Педагогический энциклопедический словарь / [Э. Б. Абдуллин, Э. А. Аблаев, Р. И. Аванесов и др.; гл. ред. Б. М. Бим-Бад]. – М.: Большая Рос. энцикл.: [Дрофа], 2003. – 527 с.). Н. М. Шептуха

Источник: Глоссарий современного образования.

Школа
учебно-воспитательное учреждение. Сложились различные точки зрения на определение понятия «школа». Одни теоретики-педагогики акцентируют внимание на развитии в школе личности, а саму школу рассматривают как «подготовку к взрослой жизни», другие специалисты подчёркивают образовательные функции школы, ряд педагогов считает основными в школе воспитательные аспекты. В реальности школа объединяет в себе множество функций, включая и те, на которых сосредоточивают своё внимание приведённые точки зрения. Существует также большое число самых различных классификаций типов и видов школ. Школы могут содержаться на средства государства или частных лиц и организаций. По характеру сообщаемых знаний школы делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные), по уровню даваемого образования – на начальные, неполные средние, средние, высшие, по полу учащихся – на мужские, женские, совместного обучения, по отношению к религии – на светские и религиозные (конфессиональные). По различным принципам организации образования и обучения выделяются: единая школа, трудовая школа (её подвид – иллюстративная школа). Для детей, не имеющих условий для нормального воспитания, создаются школы-интернаты, для детей, нуждающихся в лечении, – санаторно-лесные школы и др. Получила развитие авторская школа, а также её виды: адаптивная школа, школа «диалога культур», «школа самоопределения», вальдорфские школы, школы развивающего обучения и другие. В современном мире школы играет определяющую роль в осуществлении права личности на образование.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ШКОЛА
лат. schola, от греч. schole) учебно-воспитательное учреждение (см.Образовательные учреждения). Сложились различные точки зрения на определение понятия "Ш.". Одни теоретики педагогики акцентируют внимание на развитии в Ш. личности, а саму Ш. рассматривают как "подготовку к взрослой жизни", другие специалисты подчеркивают образовательные функции Ш., ряд педагогов считает основными в Ш. воспитательные аспекты. В реальности Ш. объединяет в себе множество функций, включая и те, на которых сосредоточивают свое внимание приведенные точки зрения. Существует также большое число самых различных классификаций типов и видов Ш. Школы могут содержаться на средства государства или частных лиц и организаций (см. Негосударственные образовательные учреждения, Частные школы). По характеру сообщаемых знаний Ш. делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования - на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся - на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии - на светские и религиозные (конфессиональные). По различным принципам организации образования и обучения выделяются: единая школа, трудовая школа (ее подвид - иллюстративная школа). Для детей, не имеющих условий для нормального воспитания, создаются школы-интернаты, для детей, нуждающихся в лечении, - санаторно-лесные школы и др. Получила развитие авторская школа, а также ее виды: адаптивная школа, школа "диалога культур", "школа самоопределения", вальдорфские школы (см. Вальдорфская педагогика), школы развивающего обучения и др. В современном мире Ш. играет определяющую роль в осуществлении права личности на образование. На протяжении всей истории человечества одним из осн. вопросов педагогики было взаимодействие "школы и жизни". Уже в первобытном обществе в подготовке к инициации видны осн. черты формальной Ш., какой она сохранилась до настоящего времени: она дополняет стихийную, естественную, в частности семейную, социализацию. В повседневной жизни растущему человеку для приобретения необходимых ему и сообществу качеств недостаточно только практического показа и подражания. Для достижения этих целей нужно также сообщение и усвоение концентрированного, специально отобранного знания; нужны упражнения, чтобы овладеть сложными умениями. Отбор содержания школьного образования (см. Содержание образования) определяется более или менее осознанными его целями и принципами, т.е. предполагает осмысленный план или программу образования. Образование осуществляется в Ш. как институции, которая обеспечивает контакт, общение сравнительно небольшого числа более совершенных и опытных людей (учителей, воспитателей) со многими менее совершенными и опытными (учащимися, воспитуемыми). Содержание образования сообщается и усваивается благодаря особому взаимодействию учителей и учащихся - преподаванию и обучению. Школьное образование признается успешным, когда завершается публичной демонстрацией приобретенных знаний и умений - экзаменами. Образование общества со времен первых цивилизаций осуществляется в рамках формального образования - теоретического образования с элементами стажировки, практики и с экзаменами. Система образования, выучка, приобретенный опыт. Направление в науке, литературе, искусстве и т.п., связанное единством осн. взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов. См. также Негосударственные образовательные учреждения, Основная школа

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ШКОЛА
социальный институт (учебное заведение), который осуществляет общее образование и воспитание молодого поколения. На Руси школы появились в конце X века. Они создавались при монастырях. Шк. система в России постоянно видоизменялась. «Для шк. системы дорев. России характерно было многообразие преемственно не связанных между собой типов школ. Нач. школы были одноклассные и двухклассные, министерские и земские, церковноприходские и городские, инородческие и миссионерские. Повышенные школы имели также несколько типов – высшие нач. училища, мужские и женские прогимназии, духовные училища и семинарии. Различными по своему характеру были сред. школы – мужские и женские гимназии, реальные и коммерч. училища, кадетские корпуса и духовные семинарии. В начале XX в. в России сохранялась ещё сословная школа. Для детей дворянства создавались училища правоведения и лицеи, пажеские и кадетские корпуса, институты благородных девиц. Дети духовенства учились, как правило, в духовных и епархиальных училищах и духовных семинариях… Не было в стране и единой системы управления делом нар. образования. Одни школы были в ведении Мин-ва нар. просвещения, другие – святейшего синода, третьи – ведомства императрицы Марии. Многие нач. школы и проф. училища состояли в ведении земств, различных обществ и органов гор. самоуправления. Немало было частных школ – низших, средних и высших, общеобразоват. и профессиональных… 12 сентября 1918 г. Гос. комиссия по просвещению, утвердив “Положение о единой трудовой школе РСФСР” и “Основные принципы единой труд. школы” (“Декларация”), передала эти док-ты на рассмотрение Всероссийского центр. исполнит. комитета. 30 сентября 1918 г. “Положение” было утверждено ВЦИКом и 16 октября 1918 г. опубликовано одновременно с “Осн. принципами единой трудовой школы” (“Декларацией”). Эти док-ты определили принципы и перспективы развития социалист. системы нар. образования. Вместо многочисл. типов и видов школы – начальных, повышенных и средних, обслуживающих детей различ. сословий и классов, учреждалась единая трудовая школа с разделением на две ступени: I – для детей от 8 до 13 лет (пятилетний курс) и II – от 13 до 17 лет (четырехлетний курс)» (Очерки, 1980; 32–33, 46–47). В основу деят-сти отеч. школы с 1918 г. были положены принципы обязательности и бесплатности обучения, равенства всех учащихся, отделения школы от церкви. В мае 1918 г. числовая система оценок была отменена: «1. Применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется...» (НО, 1974, 133). Школа в 1920-е гг. «Большевики пришли к власти, не имея скольконибудь ясных представлений о том, какой должна быть образовательная система… И отправным пунктом их образовательной политики стало разрушение школы – изнутри самой школы…» (Каграманов, 2007).
О Харькове в нач. 1920-х гг.: «Зимой я стала пропускать школу…: классы не отапливались – занятия отменялись. Как-то нам объявили, что в школу будут пускать только тех, кто принесет с собой хоть одно полено. Бывало, идешь в школу, в одной руке сумка, а другой прижимаешь какую-нибудь дощечку… В школе не раздевались. Посредине класса стояла круглая железная печь “буржуйка”, но обогревала она только тех, кто сидел поближе. Бывало, и чернила замерзали. Сидим и на руки дуем. Когда же вдруг задымится “буржуйка”, воздух в классе становился сизым и все учебники и тетради пахли дымом. Один раз мы с Тосей пришли в класс раньше всех. Школьная нянечка пекла на накалившихся трубах “буржуйки” пресные лепешки. Она и нас угостила – одну лепешку на двоих» (Шмерлинг, 1965, 153). Школа в 1930-е гг. «[В 1930-е гг. в школе] была восстановлена сетка традиц. предметов, разделение их на основные и второстепенные; восстановлена была и даже усилена, сравнительно с дорев. временем, дисциплина. Было возобновлено преподавание истории… В середине 30-х годов резко поменялась атмосфера в школе. Материализм был оставлен лишь в обл. философии, и его преподавание (в рамках нек. шк. дисциплин) становилось… формальностью… Реально учащиеся воспитывались в духе героич. идеализма, очень условно связанного с рев. традицией и завербованного на гос. службу. Другой его стороной была сентиментальность…» (Каграманов, 2007). «[В августе 1932 года] советская школа вернулась к традиционным для русской системы образования учеб. программам, университетской разносторонности, фундаментальности и гуманитарности. С 1932 года основной формой занятий в школе вновь стал урок. Вернулись история и русская литература. Математика стала не прикладным, а общеобразоват. предметом – сегодня русское шк. математ. образование считается бесспорным мировым лидером. Программы по физике, химии, биологии были составлены в 30-х годах на основе современных достижений науки. С тестами распрощались – хотя что-то можно было оставить. Через 15 лет после революции появились настоящие учебники, отдельные по каждому предмету. И тогда же, [в 1932 году], полное среднее образование стало 10-летним. Нет необходимости рисовать в радужном свете школу 30-х годов. Еще существовали ШКМ (школы крестьянской молодежи) и рабфаки. Дети занимались не только в две смены, но и в три. Жили бедно (карточки отменили в 1934 году). Введенных стабильных учебников на всех не хватало. В лучшем случае – один на пятерых. И нередко – один на всю школу, в руках учителя. Однако при этом в средней школе содержание образования было приближено к уровню дорев. гимназий и реальных училищ. И мальчишка в латаных штанах, родители которого не пошли дальше ЦПШ (церковно-приходской школы), справлялся с тригонометрией» (Стрелкова, 2002). В 1933 г. вместо двухбалльной системы оценок (удовлетворительно, неудовлетворительно) были установлены четыре степени оценки: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и очень хорошо. (Очерки, 1980, 275). 15 мая 1934 г. были установлены «общие для всего СССР типы общеобразоват. школы: начальная школа, неполная средняя школа и средняя школа». В начальной школе было 4 класса (с 1 по 4–й), в неполной средней – 7 классов (с 1 по 7–й), в средней – 10 классов (с 1 по 10. (НО, 1974, 167) В сент. 1935 г. в школах были установлены пять степеней оценки успеваемости учащихся: очень плохо, плохо, посредственно, хорошо и отлично (Постановления, 1935, 40).
О Сибири в нач. 1930-х гг.: «А в какой школе начали работу наши учителя! В деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш. Принесли ребята из дома табуретки, скамейки, сидели кружком, слушали учителя, затем он давал нам аккуратно заточенный красный карандаш, и мы, пристроившись на подоконнике, поочередно писали палочки. Счету учились на спичках и палочках, собственноручно выструганных из лучины… Учитель как-то уехал в город и вернулся с тремя подводами. На одной из них были весы, на двух других ящики со всевозможным добром. На школьном дворе из плах соорудили временный ларек “Утильсырье”. Вверх дном перевернули школьники деревню. Чердаки, сараи, амбары очистили от… старых самоваров, плугов, костей, тряпья. В школе появились карандаши, тетради, краски вроде пуговиц, приклеенные к картонкам, переводные картинки… Учитель ещё и ещё ездил в город на сельсоветской кляче, выхлопотал и привёз учебники, один учебник на пятерых. Потом ещё полегчение было – один учебник на двоих. Деревенские семьи большие, стало быть, в каждом доме появился учебник. Столы и скамейки сделали деревенские мужики и плату за них не взяли, обошлись магарычом, который…, выставил им учитель на свою зарплату» (Астафьев, 1989–1; 157, 162–163).
О вт. пол. 1930-х гг.: «…Не похожа она была на обычную советскую школу. Ведь как строили у нас средние школы? Пятиэтажки с коридорами от туалета до туалета. Вместо двух туалетов – учительская и кабинет директора. На подоконниках – горшки с цветами, между окнами – руководящие портреты. А на фронтоне, над входом в школу, – четыре высочайше утвержденных барельефа: Пушкин, Толстой, Горький и Маяковский. И только они» (Фридкин, 2003). Школа в 2000-е гг.
О середине 2000-х гг.: «Школьной гигиеной у нас ведают лютые люди, доложу я вам. Не собственно гигиеной, конечно…, а правилами и установлениями. Приказали убрать с подоконников горшки с фуксиями и столетниками – загораживают детям свет. Запретили вешать в классах портреты писателей, географические карты и так далее – картинки отвлекают внимание детей. Стены предписано красить масляной краской, в светлосалатовый цвет. А внизу, на метр от пола – в густокоричневый. Под потолок – побелочку… Сколько еще продержится эта военно-коммунистическая масляносалатно-коричневая установка?» (Метелица, 2006–5).
О 2000-х гг.: «…Наша школа не учитывает ни детской физиологии, ни детской психологии: перемены слишком коротки, уроки слишком длинны, контроль жёсток, а иногда и жесток. Объем знаний, которые школа стремится впихнуть в детскую голову, не сообразуется с реальной необходимостью. Домашних заданий наши дети делают больше всех в мире – и это самые большие в мире домашние задания» (Лукьянова, 2007, 63). В 2000-х гг. в России действовало более 60 тысяч школ, в которых училось около 2 млн. детей. См. также: Общеобразовательная школа; Школа первой и второй ступени; Школа с продлённым днём; Школа-интернат. Играть в школу.
О 1980-х гг.: «… Эта игра была тайной для всех. Я играла с куклами, пластмассовыми и мягкими игрушками в школу. Как только игрушки усаживались мною попарно на кровати, они все превращались в учеников со своими способностями и проблемами. У меня не было неуспевающих, хотя были ученики, получающие двойки. Они сидели по одному и в конце класса. Я переживала, всерьез думала над тем, как бы мне учить все так, чтобы было минимум неудач. Я была строга и требовательна к отличникам, верила в ленивых, но способных. Каждая игрушка – это личность. Были и тетрадки, и журнал со списком и оценками. Уроки велись мною по схеме – объяснение-ответ. Я играла периодически, но как только слышала звук открываемой двери, то немедленно прятала игрушки под кровать. Я не хотела допускать и мысль о том, что о моей игре узнают родители или брат. Я перестала играть в школу тогда, когда мама мне сказала, что правильно писать Оксана, а не “Аксана”. Я сразу же поняла, что мама обнаружила мой журнал. Стало почему-то стыдно за игру, а главное, обидно, что тайное открылось» (ЗИ, 2003, 7)
О с. Лопатки Лебяжьевского р-на в середине 1980-х гг.: «Вечерами, а чаще всего зимними, когда все друзья были дома, я часто играла в школу. Папа сделал мне доску, которую обтянул линолеумом, прибил петельки, и я могла её вешать на дверь, мама покупала мне цветные мелки. Я рассаживала все свои игрушки на диван, раздавала им тетради. На доске писала число, тему, классную работу; писала различные примеры, слова, выполняла сама упражнения и номера из учебников. В этой игре я подражала своей первой учительнице Фаине Семеновне. Потом собирала тетради по русскому языку и математике. Сама за своих “учеников” писала слова, решала примеры, делала ошибки. Потом брала красную ручку и исправляла ошибки, ставила оценки и выставляла их в журнал. Проводила и урок чтения. Читала за своих кукол и мягких игрушек и тоже ставила оценки в журнал. Самым любимым в этом занятии была проверка тетрадей и выставление оценок» (455).
О девочках 10 лет в Шадринске в 1988 г.: «В третьем классе мы с девочкой из класса играли в школу – она у себя дома, я – у себя дома. Я садила в ряд, за стол куклы, мягкие игрушки, брала в руки указку и что-то им объясняла. Эта девочка, её звали Таня, придумала делать школьные тетради самим с ошибками, а потом проверять их, словно это тетради наших учеников и ставить им оценки. Ставить оценки – был самый увлекательный момент. В школу я играла довольно долго» (1001).
О девочке 8–9 лет в с. Ольховке в 1993–1994 гг.: «За нашим… деревянным палисадником, в тени черёмухи я устраивала школу. Я воображала себя учительницей. И вот со своей подругой, притащив из школы мел, повесив на забор лист железа, что служило нам доской (железо мы брали здесь же), притащив два полена и доску деревянную, мы сооружали лавку, а столик у нас был (брала дома детский). Готовила дома тетрадки – делали их из листов тетради, свернутых в четверть, прошитых иголкой с ниткой посередине. Тетради были по математике, русскому, рисованию. Цветные карандаши старые распиливались ножом посередине, и получались маленькие, которые подчас подтачивались. Учениками были наши младшие братья. Поскольку они были младшие и ещё только-только пошли в школу, нам, как старшим и уже что-то знавшим, не терпелось научить и их. Но яркого желания учиться да ещё летом у них не возникало, так [что] “учились” у нас плохо, усвояемость была низкая и посещаемость тоже. За все время – 2–3 раза. Учить кого-нибудь хочется, тогда мы с подругой учили одна другую. Сначала я даю ей уроки, потом – она. Проверяли тетради, выставляли оценки, заводили даже дневники тем же способом и журнал» (009).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
144.45 кб

Школа и идеология

Макеева Е. А.
Статья посвящена особенностям школьной политики советской власти. Особое внимание в ней уделено проблеме влияния идеологии советского периода на содержание образовательного процесса.
Читать PDF
368.90 кб

Научно-методологическая школа управления ресурсами в сетевой корпоративной структуре

В августе 2007 года исполнилось 70 лет Роману Владимировичу Соколову, видному научному деятелю в области прикладной информатики в экономике и признанному специалисту по вопросам моделирования и управления информационными, денежным
Читать PDF
237.76 кб

Педагогика индивидуальности как научная школа

Гребенюк Т. Б., Григорьева Н. В.
Предлагается краткое описание научно-педагогической школы «Педагогика индивидуальности», созданной профессором О.С. Гребенюком.
Читать PDF
291.93 кб

Семья и школа: готовность к социально-образовательному партнерству

Грибоедова Татьяна Петровна, Костюкова Татьяна Анатольевна
Статья посвящена проблеме взаимодействия семьи и школы в современный период развития российского общества. Авторы дают описание специфических черт взаимообогащения партнерства семьи и школы.
Читать PDF
110.46 кб

Петербургская школа : стратегические ориентиры развития

Писарева Светлана Анатольевна, Пискунова Елена Витальевна
Читать PDF
200.88 кб

"Мои университеты": алтайская школа и ленинградский вуз

Бордовский Геннадий Алексеевич
Читать PDF
282.31 кб

Высшая школа в трансграничном образовании

Балясникова Людмила Александровна
Читать PDF
331.88 кб

Государство и высшая школа: альянс начала века

Аржанова Ирина Вадимовна, Жураковский Василий Максимилианович, Соболева Елена Николаевна
Читать PDF
229.03 кб

Начальная и средняя школа: на пути от обособленности к преемственности

Котова Светлана Аркадьевна
Читать PDF
433.17 кб

Новая школа России: культуротворческая модель в контексте задач духовно-нравственного воспитания

Валицкая Алиса Петровна
Необходимость духовно-нравственного воспитания молодого поколения в современной России не вызывает сомнения и обусловлена, с одной стороны, планетарной проблематикой гуманитарного кризиса, противоречиями техногенной, потребительск
Читать PDF
260.85 кб

Участие родителей в реализации инициативы "Наша новая школа"

Еремеев Вячеслав Александрович
В статье представлен текст выступления председателя совета лицея № 18 г. Калининграда Еремеева В. А. на открытии Педагогической ассамблеи, посвященной Году учителя.
Читать PDF
270.45 кб

Обновление педагогического образования как одно из условий реализации инициативы "Наша новая школа"

Бордовский Геннадий Алексеевич
В статье представлен текст выступления ректора Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Бордовского Г.А. на открытии Педагогической ассамблеи, посвященной Году учителя.
Читать PDF
94.65 кб

Выборгский культурологический семинар "Учитель и школа в культуре региона" (на пути к новой школе)

Манджиева Наталья Тарахмановна
В Выборгском филиале РГПУ им. А. И. Герцена 24-25 сентября 2010 г.
Читать PDF
124.67 кб

Вклад университета в реализацию образовательной инициативы «Наша новая школа»: состояние и перспекти

Тряпицына Алла Прокофьевна
Читать PDF
0.00 байт

Война. Блокада. Школа

Плахов Владимир Дмитриевич
В статье приводятся воспоминания Плахова В. Д., профессора кафедры истории и теории социологии, о его детстве, пришедшемся на годы войны.

Похожие термины:

  • АБРАМЦЕВСКАЯ ШКОЛА

    общеобразовательная школа для крестьянских детей и столярная мастерская в усадьбе Абрамцево (один из центров общественно-культурной художественной жизни России), принадлежавшей С.И. Мамонтову. И
  • АДАПТИВНАЯ ШКОЛА

    инновационная массовая общеобразовательная школа со смешанным контингентом учащихся, от классов компенсирующего обучения до лицейских и гимназических, выполняющая функции: ориентационную, пси
  • ОСТРОЖСКАЯ ШКОЛА, Острожская академия

    один из центров восточнославянской культуры последней трети 16 - начала 17 вв. Осн. киевским воеводой кн. К.К. Острожским (1526-1608) в его владении - г. Острог - в конце 70-х гг. 16 в. В программу обучения входил
  • Академическая школа

    лат. – научная, философская) – это школа, следующая древне-европейским философским и педагогическим традициям, имеющая претензию на изысканность, классическое изящество, высокую научность, взыск
  • АНГЛИЙСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    научное направление в этнографии и культурной антропологии, внесшее идею эволюции в изучение культуры (Э.Б. Тейлор, Дж. Фрейзер и др.). На основе анализа обычаев, верований, искусства, нравственност
  • ШКОЛА СВЕТСКАЯ

    школа, находящаяся в ведении гражданских (светских) властей, организаций или лиц.
  • ШКОЛА юннатов

    радиопередача для юных фенологов и любителей природы, впервые вышла в эфир в 1971 году.
  • ЧАСТНАЯ ШКОЛА

    школа, созданная инициативой отдельного лица или группы лиц на свои или спонсорские средства с обязательной оплатой обучения со стороны учащихся. Частная школа проходит регистрацию, аттестацию,
  • АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в культурологии

    сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России - А. Веселовский). А.ш. объясняла сходство мифологии и фольклора разных народов тождественностью человеческой природы и е
  • РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    течение в социологии во 2-й половине 19 - начале 20 вв. (Ж. Гобино, Ж. Лапуж, Х. Чемберлен, О. Аммон, Ф. Гальтон, К. Пирсон). Теоретики Р.-а.ш. переносили на человеческое общество биологические законы борьбы з
  • АРЗАМАССКАЯ ШКОЛА

    в 1802–1862 гг. первая в России провинциальная частн ая художественная школа. Основана живописцем А.В. Ступиным в Арзамас е (руководил А. ш. до 1861). С 1809 г. в ведении Академии художеств.
  • АВСТРИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    направление психологических исследователей, развивавшееся группой психологов (Х. фон Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 80-х гг. 19 в. по 10-е гг. 20 в. в Грацком университете под руковод
  • АВТОРСКАЯ ШКОЛА

    учебное заведение, работающее по программе отдельного ученого или научного коллектива.
  • Греко-Латинская школа

    учебные заведения в Москве во 2-й половин е 17 века для изучения греческого, ла тинского и церковнославянского язык ов, риторики и философии. В их числе – Андреевская школа, основанная в 1649 году. Заик
  • САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА

    лечебнообразовательное учреждение для школьников 714 лет с ослабленным здоровьем, осуществляющее комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий в сочетании с обучением по программам общеобраз
  • Семейная школа

    особый вид частной школы. Организация родителями учащихся по согласованию с государственными образовательными учреждениями. Образовательные программы усваиваются, соответственно, в форме семе
  • Детский сад – базовая школа

    учебно-педагогический комплекс, в котором реализуется образовательная программа дошкольного образования для воспитанников дошкольного возраста, осуществляются обучение и воспитание на I и II ст
  • Базовая школа – колледж искусств

    учебно-педагогический комплекс, в кото-ром осуществляются обучение и воспитание на I и II ступенях или на II ступени общего среднего образования с изучением учебных предметов, содержание которых на
  • Ясли-сад – базовая школа

    учебно-педагогический комплекс, в котором реализуется образовательная программа дошкольного образования для воспитанников раннего и дошкольного возраста, осуществляются обучение и воспитание
  • Базовая школа

    в 1950-е – 1960-е годы: общеобразовательная начальная, неполная средняя и средняя школа, «закреплённая за пед. учеб. заведением или научно-исследоват. ин-тами педагогики для проведения пед. практики ст