РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
самопроизвольное припоминание материала, который был когда-то воспринят, а потом забыт.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным) [49, c. 695].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
(от лат. reminiscentia — ‘воспоминание’) — стилистический приём (см.), состоящий во включении в речь (текст) хорошо узнаваемого (иногда — частично видоизменённого) прецедентного текста или его фрагмента — без графического выделения и упоминания его автора и названия. Отсутствием маркеров Чужой речи (см.) Р. отличается от Цитаты (см.). Напр.: 1) Американцы захватили все иракские города, а Хусейна так и не нашли. Хорошо иметь домик в деревне! (ЛГ. 2003. № 30) — выделенная строчка взята из рекламы; 2) Газетный заголовок Путешествие из Путинбурга в Москву (Завтра. 2000. № 22) является трансформированной реминисценцией названия книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»; 3) Газетный заголовок Этот стон у нас пенсией зовётся (НГ. 2000. № 33) — представляет собой трансформированную строку из стих. Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»: «Выдь на Волгу: чей стон раздается / Над великою русской рекой? / Этот стон у нас песней зовётся — / То бурлаки идут с бечевой!..»; 4) Заголовок же Умом Фурсенко не понять (ЛГ. 2009. № 2) в видоизменённом виде повторяет строку из стихотворной миниатюры Ф.И. Тютчева: «Умом Россию не понять, / Аршином общим не измерить / У ней особенная стать — / В Россию можно только верить»; 5) Накануне журналисты, политологи и прочие эксперты в России и других странах Содружества, где есть свободные СМИ, дружно хоронили организацию. Однако по окончании встречи президенты, лучезарно улыбаясь в камеры, сообщили всем интересующимся приятную новость, что СНГ живее всех живых (ЛГ. 2001. № 31-32). Ср. в поэме В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин»: «Время, снова ленинские лозунги развихрь. / Нам ли растекаться слезной лужею, — / Ленин и теперь живее всех живых. / Наше знанье — сила и оружие».
Приведённые примеры показывают, что Р. в газете часто используются как средство Языковой игры (см.) для реализации категорий остроумного и комического в разных модальностях: сатирической (илл. 3), иронической (илл. 4-5), шутливой (илл. 1-2). В комической ипостаси Р. становится композиционно-смысловым центром некоторых малых газетных жанров, напр., жанра комментированной цитаты: 6) ВАСИЛИИ ШАНДЫБИН. Архичванливое заявление депутата-коммуниста: «В советское время была очередь в Мавзолей. Сейчас такая очередь ко мне. Идут и бедные, и нищие, и больные... » вызвало болезненную реакцию на Красной площади. Ужас из железа выжал стон: «За что боролись?!». По большевикам <...> прошло рыданье... (КП. 30.03.2001). В этом тексте использована реминисценция фрагмента поэмы В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин»: «День векам войдёт в тоскливое предание. / Ужас из железа выжал стон. / По большевикам прошло рыдание».
Функции оценки (илл. 7) и выражения эмоции (илл. 8) могут осуществляться и за пределами категории комического: 7) С точки зрения политической целесообразности проще вернуться к монистической практике тотального компостирования мозгов. В принципе от этого удерживает только культура — стыдно врать, страшно, что схватят за руку. Есть всё-таки совесть и Божий суд, наперсники разврата! (ЛГ. 2007. № 37). Ср.: в стих. М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»: «Но есть и Божий суд, наперсники разврата! / Есть грозный суд: он ждёт...». 8) Куда, куда вы удалились, страны моей златые дни? Мы в ожиданье утомились: придут ли к нам ещё они? (Завтра. 2010. № 7). Ср. в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина: «Стихи на случай сохранились; / Я их имею; вот они: / «Куда, куда вы удалились, / Весны моей златые дни? / Что день грядущий мне готовит?...»
Р., в т.ч. и такие, которые распространяются на значительную часть текста или даже на весь текст, могут выполнять и другие функции, что можно наблюдать в следующих примерах: 9) С кем вы, мастера оппозиции? (Завтра. 2007. № 2, заголовок). Ср.: «С кем вы, мастера культуры?» — заголовок статьи М. Горького. Р. формулирует тезис для дискуссии; 10) Во дни сомнений, во дня тягостных раздумий <...> я бы хотел сказать, что всё-таки в беседах о героике, о таком тяжком положении нашем всеобщем, всё-таки мы не должны забывать, что мы рождены для вдохновения, для звуков сладких и молитв (Завтра. 2000. № 5). Ср.: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И. Тургенев); «... Не для житейского волненья, / Не для корысти, не для битв, / Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв» (А. Пушкин). Р. здесь — средство усиления эмоционального пафоса и модальности долженствования. 11) В следующем стих. И. Северянина «Классические розы» — сквозная (повторяющаяся) Р. (строка из одноимённого стих. И. Мятлева) усиливает лирико-элегическую тональность целого текста: «В те времена, когда роилиеъ грёзы / В сердцах людей, прозрачны и ясны, / Как хороши, как свежи были розы / Моей любви, и славы, и весны. // Прошли лета, и всюду льются слезы... / Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране... / Как хороши, как свежи ныне розы / Воспоминаний о минувшем дне! // Но дни идут — уже стихают грозы. / Вернуться в дом Россия ищет троп... / Как хороши, как свежи будут розы, / Моей страной мне брошенные в гроб!».
Следует заметить, что Р. могут осуществляться не только на уровне лексики и фразеологии, но и в сфере строфики и размера, напр.:
12) Густая крапива
Шумит под окном,
Зеленая ива
Повисла шатром (А. Фет)
Ср.: Зелёная пена
Кипит под винтом,
И мы по заливу
Неспешно плывём (В. Саянов)
Комбинированную Р., с привлечением лексики и строфики, можно наблюдать в пародийном стих. Е. Венского «Элегия» (приводим начало стиха): 13) Брожу ль средь банковских атлантов, / Вхожу ль в кафе по вечерам, / Сижу ль меж тёмных спекулянтов, — / Я предаюсь своим мечтам. Ср. начало стих. А.С. Пушкина: «Брожу ли я вдоль улиц шумных, / Вхожу ль во многолюдный храм, / Сижу ль меж юношей безумных, / Я предаюсь моим мечтам».
Лит.: Алексеенко М.А. Текстовая реминисценция как единица интертекстуальности // Массовая культура на рубеже ХХ—ХХI веков: Человек и его дискурс. Сборник научн. трудов ИЯ РАН. М., 2003; Бойко С.С. Реминисценции в поэзии Булата Окуджавы и проблема пушкинской традиции // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1998. № 2; Воронцова Ю.А. Реминисценции в текстах современных средств массовой информации: КД. Белгород, 2004; Гончарова Н.Г. Гоголевские реминисценции в романе М. Булгакова «Белая гвардия» // Русская словесность. 1988. № 4; Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М., 1998; ЛЭС. М., 1987; Минц З.Г. Функции реминисценций в поэтике А. Блока // Труды по знаковым системам. Вып. 6. Тарту, 1973; Саблина М.В. Цитата и смежные с ней понятия: к проблеме разграничения и описания // Диалог культур в аспекте языка и текста: мат-лы науч. конф. / Институт филологии и языковой коммуникации СФУ (Красноярск, 17-18 апреля 2008 г.) Красноярск, 2010. Вып. 1; Старичёнок В.Д. Большой лингвистический словарь. Ростов н/Д., 2008; Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление // ВЯ. 1995. № 6; Хазан В.И. Библейские цитаты и реминисценции в поэзии С.А. Есенина // ФН. 1990. № 6;ЭВСРЯ. М., 2005.
А.П. Сковородников

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
414.37 кб

Реминисценции романтизма в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Худзиньска-паркосадзе Анна
В данной статье рассматривается степень и форма отражения идей эпохи романтизма в одном из самых выдающихся романов ХХ века «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова.
Читать PDF
268.42 кб

Историко - философские реминисценциив современном европейском образовании

Полунина Л. Н.
Предметом изучения в данной работе является историко-философский аспект европейского образовательного дискурса, основные модели его репрезентации в различные исторические эпохи и сформировавшиеся в процессе развития исследуемого д