РАЗГОВОРНЫЙ РАССКАЗ

Найдено 1 определение
РАЗГОВОРНЫЙ РАССКАЗ
монологический жанр Разговорной речи (см.) и Разговорного стиля (см.). Соответствует жанру рассказа в художественной речи, т.е. представляет собой малую повествовательную форму: сравнительно небольшое произведение, посвященное отдельному событию в жизни человека. В P.p. характеризуется это событие и одновременно раскрывается образ автора: его отношение к данному событию, характер, до некоторой степени духовный мир в целом.
Содержательная специфика P.p. состоит прежде всего в том, что его событие — это, чаще всего, событие из жизни самого рассказчика (либо произошедшее с ним, либо то, чему он был свидетелем). Этим обусловлена тональность личного переживания, свойственного большинству P.p. По характеру отражаемых событий выделяются такие разновидности P.p., как рассказ-событие о недавнем происшествии, рассказ-воспоминание, рассказ-пересказ — переложение чужого P.p. или другого текста. Структурная особенность P.p. состоит в том, что в нём сохраняются черты реального диалога. Хотя рассказчик и ведёт монолог, слушатель не пассивен, он реально, короткими репликами и невербальными реакциями, ведёт свою партию, вклинивая её в монолог коммуникативного лидера. Такая структура P.p. — не исключение, а правило: монолог рассказчика в разговорной речи рассчитан на непосредственные невербальные и вербальные реакции слушателя. Как и в художественном рассказе, в P.p. используется чужая речь (речь персонажей), воспроизводимая в прямой и косвенной форме. Как правило, рассказчик является персонажем или одним из персонажей P.p. Особая структурная разновидность P.p. — это «пластинка» (выражение А. Ахматовой) — рассказ, который неоднократно повторялся и в результате приобрёл завершённость и отточенность формы (см. рассказы И. Андроникова, М. Ромма).
P.p. может быть нацелен на формирование определённого отношения слушателя к событию и рассказчику, на развлечение слушателя. Обязательное условие при этом — занимательность события, его увлекательность для слушателя, именно этим определяется выбор темы P.p. Важна также подача события в развитии, со всеми основными элементами повествовательного ряда (см. Повествование).
В композиционном отношении P.p. характеризуется наличием композиционной рамки, с помощью которой он выделяется как жанр из состава разговорного диалога, и собственно рассказа. В зачине P.p. обычно используется вводящая реплика, в которой оговаривается применение жанра рассказа, коммуникативные роли рассказчика и слушателя и тема рассказа. Такой ввод может принадлежать рассказчику (слушай, что расскажу; хочешь, про [кого, что] расскажу?; я тебе ещё должна про вчерашнее рассказать; давай о бабушке расскажу)или слушателю, побуждающему собеседника к рассказу \'7bрасскажи про своих; ты мне ещё про поездку ничего не рассказывала; рассказывай давай всё по порядку). Концовка P.p. также обозначается стереотипами (вот так вот; вот и всё; вот такая история; тем всё и закончилось). Т.о., композиционная рамка P.p. очень мала по объёму. «Тело текста» P.p.
обычно строится как следование за хронологией события, причём рассказчик строит текст, создавая эффект присутствия при этом событии. Параллельно он выстраивает оценочный ряд повествования, заново переживая событие и открывая свои переживания слушателю. Ещё одна забота рассказчика — следить за реакциями слушателя и подогревать в нём интерес к рассказу.
Роль слушателя в P.p. — поддерживающая, партнёрская. Обычны и очень эффективны эмоциональные поддержки, поддакивания, подхваты, повторы, попутные замечания, уточняющие вопросы, побуждение к продолжению речи (ну-ну, дальше-то что?),советы. В результате P.p. представляет собой связное целое как в содержательном отношении, так и в области общения.
Осмысление закономерностей создания P.p. и обучение этому важному и сложному жанру непринуждённого общения входят в задачи риторики повседневной речи.
Лит.: Дейк Т.А. ван. Язык. Познание.Коммуникация. М., 1989; Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. Екатеринбург, 2001; Седов К.Ф. Анатомия жанров бытового общения // Вопросы стилистики. Саратов, 1998.
Т.В. Матвеева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.