ПУБЛИЧНЫЙ МОНОЛОГ

Найдено 1 определение
ПУБЛИЧНЫЙ МОНОЛОГ
Человеку любой профессии, будь он политик или педагог, журналист или юрист, врач или менеджер, важно уметь грамотно и эффективно общаться, быть ясным и точным, уместным и выразительным в своих суждениях, а главное — убедительным. Часто возникают ситуации, в которых приходится выступать в роли оратора с П.м.
Как показывает практика, не всегда выступающему удается побороть «ораторский страх» и чувствовать себя в аудитории уверенно, когда он предстает перед слушателями с деловой презентацией, докладом, сообщением или небольшим объявлением. Не всегда удается воздействовать словом и аргументированно отстаивать свою позицию или ярко и эмоционально выступить с поздравительной речью в кругу родных, друзей, коллег. Согласитесь, что все это требует определенных знаний и практических навыков. Всему этому учит ораторика — раздел общей риторики о теории и практике П.м. (см. Ораторика).
Ритор во время подготовки выступления проходит путь от мысли, от идеи текста к ее словесному воплощению. Этот путь называется риторическим каноном и складывается из пяти этапов: это изобретение (инвенция), расположение (диспозиция), речеоформление (элокуция), запоминание (мемория) и представление речи (акция).
Первый этап, создание речи, является одним из сложных видов ораторской деятельности. Вначале оратор должен продумать тему — это то, о чем будет говорить, и сформулировать ее ясно, лаконично и доходчиво. Кроме того, им должна быть осознана цель выступления, или риторское намерение. Хочет он что-то сообщить аудитории, в чем-то ее убедить или произнести речь так, чтобы поднять дух, настроение слушателей? В зависимости от цели речи делятся на информационные, убеждающие, агитационные, воодушевляющие, развлекательные. Исходя из замысла оратор выбирает определенную тактику при составлении речи.
На втором этапе, этапе расположения, или композиции, ритор продумывает вступление, основную часть и заключение П.м.
Вступление преследует несколько целей: сообщить тему, расположить к себе аудиторию, уловить психологическое состояние слушателей, эмоционально настроиться на нее и настроить слушателей на восприятие речи. Оратор может прибегнуть к юмору, рассказать какой-то случай, задать вопрос слушателям. Эти приемы помогут установить контакт с аудиторией, создать благоприятную обстановку для работы. Как писал А.Ф. Кони, известный русский адвокат XIX-го века и блестящий оратор, первые слова должны быть просты, понятны, доступны и интересны. Вступление не должно быть аморфным, затянутым, многословным или слишком пафосным.
Есть разные типы вступления, причем выбор его зависит от характера темы, типа аудитории, особенностей речевой ситуации. Как можно начать свою речь? С вопроса или цепочки вопросов — такое начало речи всегда удачно. С интересом воспринимается вступление, начатое с яркой цитаты, афоризма, поговорки, пословицы, меткого высказывания. Слушателей привлекает неожиданное начало, спорный вопрос или частный случай, факт, пример, которые бы ярко отражали суть предложенной темы или проблемы.
Переходя к основной части речи, важно продумать «композиционную модель», или «композиционный ход», то есть способ развертывания содержания темы. Существуют хронологический, концентрический, сопоставительный, ступенчатый или логический методы изложения материала. На разных этапах текста используется наиболее уместная композиционная модель. Это позволяет повысить информативность речи, внести разнообразие в ее содержание, сделать построение материала оригинальным, следовательно, усилить его воздействие на слушателей.
Чтобы аудитория воспринимала речь как целое — для этого оратору необходимо пользоваться словами-связками, или логическими разводками, которые бы указали на связи композиционных частей и фрагментов, связали их между собой. Это могут быть глаголы начнем, продолжим, завершим; наречия итак, далее, следовательно, таким образом, во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д. Кроме того, помогут слушателям ориентироваться в предлагаемой информации слова-маркеры: особо хочу подчеркнуть, прежде всего, обратите внимание, что особенно важно, приведу пример и т.д.
Таким образом, композиция речи является важным этапом в процессе создания публичного выступления и требует продуманности и творческого подхода.
Важным на пути от мысли к слову является этап речеоформления, превращения замысла речи, ее изобретенного и в определенном порядке расположенного текста в реальный, то есть вербальный текст. Выступление оратора предполагает устную форму, следовательно, следует избегать излишней «закниженности», не увлекаться конструкциями и лексикой типично письменной речи: причастными и деепричастными оборотами, многочленными словосочетаниями, любыми осложненными конструкциями, отглагольными существительными и т.д. Так, одним из условий эффективности П.м. является правильное соотношение качеств устной и письменной речи, или требование «естественности», «разговорности» речи. Другим важным качеством грамотной публичной речи становится диалогизация, то есть использование в ней вербальных приемов установления и поддержания контакта со слушателями, намеренное включение в речь элементов диалога: местоимения мы, наши; глаголы повелительного наклонения посмотрите, представьте себе; обращения; вопросы и вопросно-ответное единство. Наконец, эффективность речи зависит от ее выразительности. Оратору важно заботиться о собственном стиле говорения — умении говорить оригинально, нестандартно, самостоятельно, умело используя в речи яркие сравнения, эпитеты, метафоры и другие образные средства. Штампы, канцеляризмы, речевые шаблоны, напротив, портят речь, лишают ее живости, действенности.
Итак, в речевом оформлении важно учитывать требование «устности», диалогизации и выразительности.
На четвертом этапе оратор осуществляет запоминание уже подготовленного текста речи, которое проходит по-разному в зависимости от способности говорящего: внимания, воображения, умения сосредоточиться, от его лексического запаса и т.д. (см. Запоминание речи).
Пятый этап — представление речи, во время которого очень важны технические параметры речи, а именно: четкость дикции, интонационная точность и выразительность, разнообразный темп и т.д. Кроме того, эффективность выступления зависит от умения оратора управлять вниманием аудитории.
Сведения из теории риторики о законах и правилах создания речи позволяют человеку повысить свою речевую образованность, развить навыки ораторства: работать с информацией, грамотно выстраивать выступление, формировать выразительную речь через яркое слово и благозвучное произношение, умело общаться со слушателями во время представления речи.
Лит.: Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996; Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1996; Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 2002; Сопер П. Основы искусства речи. М., 2000; Стернин И. А. Практическая риторика. Воронеж, 2005; Марченко О.И. Риторика в контексте культуры // Введение в культурологию / под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003.
С.В. Меныпенина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.