Просвещение
ПРОСВЕЩЕНИЕ
распространение знаний, образование в системе образовательных и дополнительных учреждений в стране.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ПРОСВЕЩЕНИЕ
1. Распространение знаний, образования. 2. Система образовательных учреждений в стране. 3. Идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму в Европе в XVIII в. («век Просвещения»). Идеи представителей П. (Вольтера, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Д. Дидро) оказали значительное влияние на развитие общественной мысли.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Просвещение
разновидность образовательной деятельности, рассчитанная на большую, обычно нерасчлененную на устойчивые учебные группы, как-либо официально не зарегистрированную и не оформленную аудиторию. Основная задача – широкое распространение знаний и иных достижений культуры, способствующих правильному пониманию жизни в целом или ее отдельных сторон, а также пропаганда тех или иных идей, их внедрение в сознание людей в целях привлечения и участия в их воплощении.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
ПРОСВЕЩЕНИЕ
разновидность образовательной деятельности. Основная задача — широкое распространение знаний и иных достижений культуры, отвечающих запросам времени и способствующих правильному пониманию жизни в целом или ее отдельных сторон, а также пропаганда тех или иных идей, их внедрение в сознание людей в целях привлечения к участию в их воплощении; осуществляется посредством лекций, проповедей, бесед, диспутов, разного рода популярных изданий, выступлений в средствах массовой информации.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Просвещение
разновидность образовательной деятельности, рассчитанная на большую, обычно не расчлененную на устойчивые учебные группы какую-либо официально не зарегистрированную и не оформленную аудиторию. Основная задача – широкое распространение знаний и иных достижений культуры, способствующих правильному пониманию жизни в целом или отдельных ее сторон, а также пропаганда тех или иных идей и их внедрение в сознание людей в целях привлечения и участия в их воплощении. Задачи выполняются через лекции, беседы, диспуты, выступления в СМИ и т.д. (Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е.С. Минск: Современное слово, 2006. 928 с.)
Просвещение
Идеи просветительства обусловлены научной революцией XVII в. (экспериментально-математическое естествознание было необходимо для стимулирования и развития производства), философскими материалистическими идеями Нового времени (Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса и др. ), выводящими на первое место рациональное мышление, подчинение веры разуму. Эпоха зарождения капиталистического способа производства требовала нового подхода к знаниям, обучению. Сторонники Просвещения считали возможным изменить общественное устройство согласно требованиям разума, путем просвещения, воспитания «особой породы людей». Наука в педагогике просвещения приобрела мировоззренческие функции, развитие нравственности и гражданственности ставились в зависимость от прогресса науки и искусства.
ПРОСВЕЩЕНИЕ
1) распространение знаний, образования; 2) система общеобразовательных учебных заведений в стране (см. Просвещение народное); 3) эпоха в истории Западной Европы (ХVIII в.), идеалом которой стало широкое распространение научных знаний в обществе. Изначальный смысл – озарение духовным светом, прозрение, движение к идеалу. Однако со временем просветительская практика вырождается в технократическую. Этот процесс отчетливо просматривается в истории европейских университетов. Последние полвека они развиваются в русле технократической тенденции: усиливается стремление к унификации и технологизации учебного процесса, в центре внимания оказывается типичное. П. становится делом подневольным, его цель – обогатить память учащегося всем тем, что накопило человечество (Ладыжец Н. С. Развитие идеи западного университета: социально-философский анализ. – Ижевск: Фил. изд-ва Нижегород. ун-та, 1991. – 84 с.; Синтонен М. Творчество и открытие // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия.– 1999. – № 4. – С. 101 – 110; Запесоцкий А. Симуляция образования или образование симуляции? // Высшее образование в России. – 2005. – № 7. – С. 65–69). Е. Ю. Усик
Источник: Глоссарий современного образования.
Просвещение
др.рус. – мир, свет, чистота) – всеобщее распространение и усвоение базисных, основных, исходных знаний о смысле жизни, миссии человека на земле, обеспечивающее прогрессивное мышление и формирование «светлого» мировоззрения. Просвещение – это передача и получение тех сведений, знаний, отношений, без которых немыслимо ни развитие культуры, ни развитие цивилизации. В этом смысле просвещение является основой образования, воспитания и обучения («Просвещение есть неизреченное действие, неведомым образом разумеваемое и невидимо зримое»). Содержательно просвещение интегрирует науку, религию (просвещение светом Божиим) и культуру и простраивается как философия. Просвещение просветляет человеческое сознание и ведет его по жизни, позволяет самоопределиться. В то же время «Просвещение» - это философское течение, возникшее в эпоху перехода феодализма к капитализму, когда велась борьба за «царство разума», за политическую свободу и гражданское равенство. Распространение знаний здесь стало мощным фактором решения этих сложных проблем. Эпоха Просвещения, как ставка на знания, породила «знаниевый подход» к образованию, который сегодня признан исчерпавшим свой потенциал как фактор прогресса. Сужение понятия «просвещение» до получения простейших и даже начальных знаний неверно.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПРОСВЕЩЕНИЕ
1. Распространение знаний, образования. 2. Система образовательных учреждений в стране (см.Образование). 3. Прогрессивное идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму в Европе в 18 в. ("век Просвещения"). П. является естественным продолжением гуманизма как светского культурного направления, характеризующегося индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Деятели П. боролись за установление "царства разума", основанного на "естественном равенстве", за политическую свободу и гражданское равенство. Важнейшее место в построении нового общества они отводили знаниям. С понятием "П." связано появление таких терминов, как просветители, просветительная литература и др. Родоначальником просветительной литературы можно считать Дж. Локка. Общеевропейское значение имела просветительная деятельность Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро. Деятели П. стремились найти естественные принципы человеческой жизни: естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни и т.п. Определяя осн. характер П., И. Кант подчеркивал, что П. не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. В этом смысле он противопоставлял просвещению просветительство. Идеи П. оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология П. нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. См. также Образование
Источник: Терминологический словарь библиотекаря