профессиональная ориентация

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Профессиональная ориентация
процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынкам труда.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
это процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
процесс осознания индивидом существующих в обществе конкретных видов трудовой деятельности, собственных склонностей и способностей к одному (или нескольким) из них, путей или средств овладения знаниями и навыками, необходимыми для выполнения профессиональнотрудовых функций.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

профессиональная ориентация
предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

Профессиональная ориентация
деятельность по предоставлению информации и консультационной помощи обучающимся, направленная на содействие свободному и осознанному выбору ими будущей профессиональной деятельности, места и формы обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Профессиональная ориентация
[фр. orientation – установка] – комплекс психолого-педагогических, профессионально-личностных и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями, а также с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
система мероприятий, направленная на оказание помощи молодежи в выборе профессии, включающая информацию о различных профессиях и требованиях к ним, информацию о государственных и негосударственных средних, средних специальных и высших учебных заведениях, готовящих специалистов, индивидуальные консультации. Важная часть учебно-воспитательной работы со школьниками, системы их трудового воспитания, подготовки к жизни.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
1) деятельность работников системы образования и социальных работников, направленная на оказание консультативной помощи лицам, потерявшим работу или намеревающимся сменить профессию, сделать осознанный выбор нового поприща; 2) комплекс педагогических мероприятий по содействию молодежи в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности в специалистах и ситуацией на рынке труда.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Профессиональная ориентация
комплекс информационных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на формирование у людей желания и стремления к военной службе, осуществление научного допуска к воинским профессиям в соответствии с индивидуально-личностными особенностями и оптимизации процесса освоения воинской специальности. П.о. включает: профессиональное просвещение, профессиональную пропаганду (рекламу), профессиональные консультации, профессиональную адаптацию, психологический отбор, профессиографию.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Профессиональная ориентация
информационная и организационно-практическая деятельность семьи, образовательных учреждений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учётом индивидуальных интересов личности и потребностей рынка труда. Координируется специализированными профориентационными службами, в составе которых действуют центры, бюро, кабинеты и т.д. С 1991 года создаются центры занятости населения (биржи труда), оказывающие бесплатные профориентационные и профконсультационные услуги всем группам населения. Они оказывают (на договорной основе) помощь образовательным учреждениям.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ (
от фр. orientation – направление на восток < лат. oriens (orientis) – восток) – оказание помощи в профессиональном самоопределении личности в соответствии с ее способностями и с учетом запросов на «рынке» профессий, а также задачами формирования конкретных профессиональных качеств.
О.п. преследует две цели: помочь оптимальному выбору профессии; оказать помощь каждому молодому человеку в выборе работы, которая давала бы ему наибольшее творческое, моральное и материальное удовлетворение.
Актуальной является профессиональная переориентация – научно обоснованное исправление ошибок профессионального самоопределения личности, а также профориентация, профессиональная консультация и начальный профотбор лиц потерявших работу и желающих выбрать другую профессию и специальность.

Источник: Акмеологический словарь

ОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
1) Система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. 2) Ориентация личности в сфере профессиональной деятельности, проверка на соответствие личных данных профессиональным требованиям, формирование общеучебных навыков и умений, необходимых для успешного обучения и освоения профессии, первые пробы профессиональной пригодности и постепенная адаптация к системе профессионального обучения. 3) Сложное многоплановое явление, в котором сочетаются экономические процессы с социальными, образовательные с психологическими; система мероприятий по включению индивида в мир труда: профессиональная ориентация предполагает профессиональное просвещение, информирование о мире профессий, профессиональное воспитание, выработку профессионально важных личностных качеств (работоспособность, ответственность), профессиональное консультирование.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Профессиональная ориентация
1) комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом; 2) система научно обоснованных психологопедагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества; 3) понятие, предполагающее широкий, выходящий за рамки только психологии и педагогики, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии; 4) оказание помощи в профессиональном самоопределении личности в соответствии с ее способностями и с учетом рынка профессий, а также задачами формирования конкретных профессиональных качеств. Введение в общеобразовательной школе предпрофильной подготовки и профильного обучения обусловливает необходимость поиска новых путей профессиональной ориентации школьников.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
(ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА) – субъективная склонность к выбору какойлибо профессии; комплекс психологопедагогических и медицинских мероприятий, направленных на формирование (коррекцию сложившегося) у человека осознанного, наиболее целесообразного для него в данных условиях профессионального выбора (в соответствии с его склонностями, интересами и потребностями экономики региона), оказание ему помощи в трудоустройстве.
* Профориентационная работа в школе – целенаправленная деятельность в условиях школы по формированию (коррекции) у старшеклассников осознанного, наиболее целесообразного для них в данных условиях профессионального выбора. Включает: информацию о профессиях, их содержании, перспективах; создание мотивации к овладению ею; обучение профессиональноориентированным практическим навыкам, консультирование и пр.
* Треугольник профориентации – наглядное изображение взаимодействия трех компонентов системы профессиональной ориентации: свойств личности; требований профессии; «рынка» профессий. Т. и. должен решаться применительно к каждой личности в процессе профессиональной консультации.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
однаизосновных составляющих профессионального самоопределения личности, ориентированность личности на тот или иной вид профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение личности представляет собой поэтапное принятие решений, в ходе которого устанавливается соответствие между предпочтениями личности и потребностями современного рынка труда. П. о. – управляемый процесс подготовки учащихся к осмысленному выбору профессии, формирование умений соотносить свои потребности, мотивы и интеллектуальные способности с общественными целями выбранной профессии, а также процесс адаптации старшеклассников к выбранной сфере образования и будущей профессиональной деятельности. В конечном итоге П. о. – это научно-практическая система подготовки личности к свободному и осознанному выбору профессии (Бринк К.-П. К концепции школьной профориентации // Экономика. Вопр. шк. экон. образования. – 2002. – № 1. – С. 15–18; Можаровський В. Профорієнтація – новий зміст освіти // Директор школи. – 2001. – № 44 (188). – С. 9– 10; Урванцева С., Горбунова Н. Теория и практика профессиональной ориентации школьников // Экономика. Вопр. шк. экон. образования. – 1999. – № 4. – С. 5–11). Т. А. Удовицкая

Источник: Глоссарий современного образования.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
информационная и организационно-практическая деятельность семьи, образовательных учреждений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивидуальных интересов личности и потребностей рынка труда. Координируется специализированными профориентационными службами, в составе которых действуют центры, бюро, кабинеты и т.д. С 1991 создаются центры занятости населения (биржи труда), оказывающие бесплатные профориентационные и профконсультационные услуги всем группам населения. Они оказывают (на договорной основе) помощь образовательным учреждениям. В условиях рыночной экономики П.о. приобретает особые функции как регулятор процессов рационализации занятости, образования, социальной защиты трудоспособного населения, в т.ч. в связи с переобучением и трудоустройством представителей различных возрастных и социальных групп (молодежи, пенсионеров, инвалидов). П.о. в СССР получила развитие в 1926-36 в структуре ведомств по труду. В ней участвовали и органы народного образования. В 1920 в Москве был создан Центральный институт труда (руководитель А.К. Гастев). Со 2-й половины 30-х гг. до конца 50-х гг. профориентационная деятельность была фактически приостановлена и возобновлена лишь в 60-х гг. Во 2-й половине 80-х гг. стали создаваться центры П.о. школьников и молодежи. П.о. включает 4 осн. направления: профессиональную информацию (профессиональное просвещение и профессиональная пропаганда), профессиональную консультацию, профессиональный отбор и профессиональную адаптацию. — процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
информационная и организац.-практич. деятельность семьи, уч. заведений, гос., обществ. и коммерч. орг-ций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивид, интересов каждой личности и потребностей рынка труда. Координируется специализиров. профориентац. службами, в составе к-рых действуют центры, бюро, кабинеты и др.
Проблема выбора человеком профессии и помощи в подборе ему подходящего занятия обусловлена потребностями развития личности и общества.
В ист. плане проблемы выбора и подбора профессии прошли этапы от стихийного и традиционного разделения труда и распределения людей по профессиям к профессиональному самоопределению человека, при к-ром возрастает как приоритет личности, так и ее ответственность за обоснованность и результаты решений. Право человека на свободный выбор профессии и специальности имеет смысл, когда оно согласуется с правом работодателя на отбор специалистов с учетом их индивидуальных, в т. ч. профессионально значимых, качеств, запросов рынка труда.
Увеличение кол-ва профессий до неск. тысяч, усложнение и интенсификация труда, дифференциация образования, предоставление человеку разнообразных возможностей в выборе форм получения проф. подготовки и типов уч. заведений, сфер приложения труда стимулировали развитие услуг по выбору профессии.
В кон. 19 в. в Великобритании, Германии, США и др. странах при биржах труда, пром. предприятиях создавались бюро по проф. отбору рабочих, самостоят. службы П. о. молодежи, развивалась практика разовых консультац. услуг. Тогда же исследования по П. о. начали: в Зап. Европе — Ф. Гальтон, А. Бине; в США — Ф. Парсон, Л. Термен и др.; в России — Н. И. Кареев, а также М. А. и Н. А. Рыбниковы (в пед. музее при Моск. учительском доме, 1912—17). Экс-перим. данные из области физиологии и психологии показали, что правильный учет различий между людьми по физич. силе, выносливости, психол. качествам в процессе овладения конкретной специальностью при прочих равных условиях позволяет в неск. раз улучшить результаты обучения и практич. деятельности, повысить удовлетворенность личности своим трудом и обществ. положением.
После 2-й мировой войны в зап.-европ. странах и США в П. о. определились два направления. Диагностическое, к-рое, базируясь на прагматич. психологии, трактовало человеческие способности лишь как средство приспособления к требованиям окружающей среды. Альтернативой этой концепции стало направление, опиравшееся на исследования А. Валлона и его последователей, к-рые рассматривали П. о. в контексте развивающейся личности и выводили зависимость проф. самоопределения от целенаправленного воспитания. В практич. П. о. перспективным оказалось сближение этих позиций, однако психолого-пед. исследование П. о. стало связываться гл. обр. с проблематикой проф. самоопределения. П. о. по происхождению, сущности, критериям оценки эффективности
- проблема социально-экон. и гуманитарная, по методам изучения человека — психолого-педагогическая, социологическая и медико-биологическая. В ее науч. исследовании наиб. продуктивен междисциплинарный подход.
С 1991 создаются центры занятости населения (биржи труда), оказывающие бесплатные профориентац. и профконсультац. услуги всем группам населения. Они оказывают (на договорной основе) помощь уч. заведениям.
В условиях перехода к рыночной экономике П. о. приобретает особые функции как регулятор процессов рационализации занятости, образования, социальной защиты трудоспособного населения, в т. ч. в связи с переобучением и трудоустройством представителей самых разл. возрастных и социальных групп (молодежи, пенсионеров, инвалидов). Осознанному проф. выбору, посильному и перспективному в аспекте трудоустройства, содействуют ступенчатая система подготовки специалистов в проф. уч. заведениях от рабочей к ср. спец. и высш. квалификации, использование контрактной системы приема на работу.
Эффективность профориентац. процесса определяется широтой и глубиной осведомленности человека о трудовом процессе и самом себе. Эти знания приобретаются в уч. заведениях, а также во внеурочной и досуговой деятельности в кружках и т. п., выявляющих склонности и задатки личности. При целенаправленной П. о. в уч. заведениях важно сочетание словесно-наглядных методов с практическими (трудовыми). Такая модель получила признание в ряде гос— в Европы и Азии. Ее науч. обоснование дал проф. С. Фукуяма (Япония).
В разл. странах действуют государственные (организационно и по источникам финансирования входящие в структуру ведомств занятости, а в ряде случаев
- и органов образования) и частные службы П. о. Часто гос. службы П. о. йентрализованны (в наим. степени в США). Неоднозначны подходы к решению практич. задач П. о.: в США и Швеции преобладает личностный подход (изучаются и учитываются предпочтения человека как приоритетный фактор при выборе профессии), в Германии распространена модель, предусматривающая самоанализ способностей и интересов личности с учетом реальных потребностей в рабочих и специалистах и возможностей трудоустройства, т.е. функционального совмещения спроса и предложения на рынке труда. Ориентация на личность в П. о. иногда критикуется (У. Канн и др.), т. к. в результате у человека нередко возникают необоснованные надежды и притязания, к-рые не выдерживают испытания практикой. Общей чертой заруб. профориентац. орг-ций является обслуживание всех групп населения, в т. ч. лиц, нуждающихся в перемене профессии.
П. о. в СССР получила развитие в 1928—36 в структуре ведомств по труду. В ней участвовали и органы нар. образования. Использовались теории и методики педологии, психотехники, велись поиски возможностей для профотбора с организацией и экономикой труда в разл. отраслях индустрии и стр-ва (Центр. ин-т труда, руководитель А. К. Гастев). Со 2-й пол. 30-х гг. до кон. 50-х гг. профориентац. деятельность была фактически приостановлена и начала восстанавливаться лишь в 60-е гг. Во 2-й пол. 80-х гг. были созданы центры П. о. школьников и молодежи и взаимодействующих с ними служб, отраслевых и отд. предприятий.
П. о. трактовалась как базовое понятие, включающее 4 осн. вида: проф. информацию (проф. просвещение и проф. пропаганда), проф. консультацию, проф. отбор (проф. подбор) и проф. адаптацию. Проф. информация снабжает человека сведениями о хоз. структурах, предприятиях и учреждениях, реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии, о требованиях профессии к личности и организму человека, о соответствующих проф. уч. заведениях.
В процессе проф. консультации изучаются и сопоставляются возможности и желания человека с требованиями профессий к его здоровью, общеобразоват. знаниям, личностным качествам с целью выработки рекомендации о наиб. предпочтительных путях трудового самоопределения. Ее специфич. методы: тестирование, анкетирование, собеседование.
Проф. отбор (подбор) осуществляется, как правило, по отношению к сложным видам деятельности с высокой степенью социальной, технол. и экон. ответственности. В квалифициров. проф. отборе применяются профессио-граммы с описанием осн. трудовых функций и операций и нормативов проф. пригодности, комплексы тестовых и др. методов. В итоге оформляется заключение о проф. пригодности к определенному виду деятельности.
Проф. адаптация означает процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации и режиму труда и к коллективу. Успешная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора или подбора профессии. Она способствует развитию положит. отношения работника к своей деятельности, сближению обществ. и личной мотивации труда.
И. Н. Назимов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
6.20 мб

ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ

Габдрахманова А.Р., Данилова М.В.
Читать PDF
250.08 кб

О ЖУРНАЛЕ "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ"

Фурсов А.Л
Читать PDF
705.69 кб

Профессиональная ориентация учащихся школ

Башмур Екатерина Олеговна, Лапотина Екатерина Игоревна
Профессия это билет в жизнь. Каждый школьник, находящийся на пороге выпуска из школы, сталкивается с серьёзным выбором своей будущей деятельности. От его решения зависит его дальнейший жизненный путь.
Читать PDF
294.26 кб

Профессиональная ориентация старшеклассников

Нагаева Л. Г., Нагаева А. Л.
Читать PDF
305.14 кб

Акмеологичность в профессиональной ориентации

Карпов Владимир Васильевич
Профессиональная ориентация молодежи рассматривается как выбор последней профессионального образования с точки зрения движения к акмерезультату как отражению способностей личности к определенному уровню достижений.
Читать PDF
1.26 мб

Профессиональная ориентация: школа — техникум

И. Ю. Вершинин
Читать PDF
544.04 кб

Система профессиональной ориентации в Германии

Меер Бернд
Читать PDF
10.92 мб

Современная система профессиональной ориентации

Карташова Е.И.
Статья посвящена проблемам профессиональной ориентации.
Читать PDF
27.46 мб

Профессиональная ориентация при обучении физике

Гавриленкова Ирина Витальевна
Проблема профессиональной ориентации, рассматриваемая автором статьи как «подготовка человека к осознанному выбору профессии» и активно решаемая в стране начиная с 20-х гг.
Читать PDF
216.39 кб

Профессиональные ориентации учащихся с инвалидностью

Аржаных Елена Владимировна, Мойсов Виктор Владимирович
В статье отражены результаты социологического опроса учащихся московских школ с инвалидностью и их родителей, проведенного Лабораторией мониторинговых исследований МГППУ осенью 2012 г.
Читать PDF
321.52 кб

Профессиональная ориентация молодежи на службу в ОВД

Криволапчук Владимир Алексеевич
Статья посвящена рассмотрению научных подходов к осуществлению профессиональной ориентации молодежи на службу в органах внутренних дел Украины, анализу недостатков и перспектив совершенствования профориентационной работы.
Читать PDF
801.00 кб

Анализ социально-профессиональной ориентации учащихся

Клочков Юрий Сергеевич, Клочкова Елена Сергеевна
Проведен социологический опрос директоров школ, учителей и родителей абитуриентов для определения факторов влияющих на выбор высшего учебного заведения и направления подготовки.
Читать PDF
458.01 кб

Профессиональная ориентация в России: вчера и сегодня

Тарлавский Валерий Ильич
В статье приведен обзор основных этапов становления и функционирования отечественной профессиональной ориентации в XX веке, рассмотрено современное состояние, изменение подходов к понятию «профессиональная ориентация».
Читать PDF
110.27 кб

Некоторые вопросы профессиональной ориентации молодежи

Малый А. Т., Кирилаш А. Р., Глухова Т. И., Зубченко Л. В.
В статье рассматривается некоторые проблемы профессиональной ориентации молодежи, ее структурные элементы и пути улучшения здоровья нации средствами физического воспитания в системе рыночных отношений суверенного государства.
Читать PDF
445.14 кб

Нужна ли Академии система профессиональной ориентации?

Т.В. Марокко
Рассматривается проблема профессиональной ориентации молодежи. Предлагаются пути создания системы профориентации в Академии гражданской защиты МЧС России.

Похожие термины:

  • Военно-профессиональная ориентация

    1)Установка, определяющая отношение человека к воинской службе, военным профессиям и образ его действий по отношению к ним; 2) Формирование установки на выбор военной профессии.