ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОГРАНИЧЕННОСТЬПрофессиональная педагогика

профессиональная ориентация

Найдено 6 определений термина профессиональная ориентация

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

профессиональная ориентация

предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

1) деятельность работников системы образования и социальных работников, направленная на оказание консультативной помощи лицам, потерявшим работу или намеревающимся сменить профессию, сделать осознанный выбор нового поприща; 2) комплекс педагогических мероприятий по содействию молодежи в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности в специалистах и ситуацией на рынке труда.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

Профессиональная ориентация

комплекс информационных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на формирование у людей желания и стремления к военной службе, осуществление научного допуска к воинским профессиям в соответствии с индивидуально-личностными особенностями и оптимизации процесса освоения воинской специальности. П.о. включает: профессиональное просвещение, профессиональную пропаганду (рекламу), профессиональные консультации, профессиональную адаптацию, психологический отбор, профессиографию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ (

от фр. orientation – направление на восток < лат. oriens (orientis) – восток) – оказание помощи в профессиональном самоопределении личности в соответствии с ее способностями и с учетом запросов на «рынке» профессий, а также задачами формирования конкретных профессиональных качеств.

О.п. преследует две цели: помочь оптимальному выбору профессии; оказать помощь каждому молодому человеку в выборе работы, которая давала бы ему наибольшее творческое, моральное и материальное удовлетворение.

Актуальной является профессиональная переориентация – научно обоснованное исправление ошибок профессионального самоопределения личности, а также профориентация, профессиональная консультация и начальный профотбор лиц потерявших работу и желающих выбрать другую профессию и специальность.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Акмеологический словарь

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

информационная и организационно-практическая деятельность семьи, образовательных учреждений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивидуальных интересов личности и потребностей рынка труда. Координируется специализированными профориентационными службами, в составе которых действуют центры, бюро, кабинеты и т.д. С 1991 создаются центры занятости населения (биржи труда), оказывающие бесплатные профориентационные и профконсультационные услуги всем группам населения. Они оказывают (на договорной основе) помощь образовательным учреждениям. В условиях рыночной экономики П.о. приобретает особые функции как регулятор процессов рационализации занятости, образования, социальной защиты трудоспособного населения, в т.ч. в связи с переобучением и трудоустройством представителей различных возрастных и социальных групп (молодежи, пенсионеров, инвалидов). П.о. в СССР получила развитие в 1926-36 в структуре ведомств по труду. В ней участвовали и органы народного образования. В 1920 в Москве был создан Центральный институт труда (руководитель А.К. Гастев). Со 2-й половины 30-х гг. до конца 50-х гг. профориентационная деятельность была фактически приостановлена и возобновлена лишь в 60-х гг. Во 2-й половине 80-х гг. стали создаваться центры П.о. школьников и молодежи. П.о. включает 4 осн. направления: профессиональную информацию (профессиональное просвещение и профессиональная пропаганда), профессиональную консультацию, профессиональный отбор и профессиональную адаптацию. — процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

информационная и организац.-практич. деятельность семьи, уч. заведений, гос., обществ. и коммерч. орг-ций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивид, интересов каждой личности и потребностей рынка труда. Координируется специализиров. профориентац. службами, в составе к-рых действуют центры, бюро, кабинеты и др.

Проблема выбора человеком профессии и помощи в подборе ему подходящего занятия обусловлена потребностями развития личности и общества.

В ист. плане проблемы выбора и подбора профессии прошли этапы от стихийного и традиционного разделения труда и распределения людей по профессиям к профессиональному самоопределению человека, при к-ром возрастает как приоритет личности, так и ее ответственность за обоснованность и результаты решений. Право человека на свободный выбор профессии и специальности имеет смысл, когда оно согласуется с правом работодателя на отбор специалистов с учетом их индивидуальных, в т. ч. профессионально значимых, качеств, запросов рынка труда.

Увеличение кол-ва профессий до неск. тысяч, усложнение и интенсификация труда, дифференциация образования, предоставление человеку разнообразных возможностей в выборе форм получения проф. подготовки и типов уч. заведений, сфер приложения труда стимулировали развитие услуг по выбору профессии.

В кон. 19 в. в Великобритании, Германии, США и др. странах при биржах труда, пром. предприятиях создавались бюро по проф. отбору рабочих, самостоят. службы П. о. молодежи, развивалась практика разовых консультац. услуг. Тогда же исследования по П. о. начали: в Зап. Европе — Ф. Гальтон, А. Бине; в США — Ф. Парсон, Л. Термен и др.; в России — Н. И. Кареев, а также М. А. и Н. А. Рыбниковы (в пед. музее при Моск. учительском доме, 1912—17). Экс-перим. данные из области физиологии и психологии показали, что правильный учет различий между людьми по физич. силе, выносливости, психол. качествам в процессе овладения конкретной специальностью при прочих равных условиях позволяет в неск. раз улучшить результаты обучения и практич. деятельности, повысить удовлетворенность личности своим трудом и обществ. положением.

После 2-й мировой войны в зап.-европ. странах и США в П. о. определились два направления. Диагностическое, к-рое, базируясь на прагматич. психологии, трактовало человеческие способности лишь как средство приспособления к требованиям окружающей среды. Альтернативой этой концепции стало направление, опиравшееся на исследования А. Валлона и его последователей, к-рые рассматривали П. о. в контексте развивающейся личности и выводили зависимость проф. самоопределения от целенаправленного воспитания. В практич. П. о. перспективным оказалось сближение этих позиций, однако психолого-пед. исследование П. о. стало связываться гл. обр. с проблематикой проф. самоопределения. П. о. по происхождению, сущности, критериям оценки эффективности

- проблема социально-экон. и гуманитарная, по методам изучения человека — психолого-педагогическая, социологическая и медико-биологическая. В ее науч. исследовании наиб. продуктивен междисциплинарный подход.

С 1991 создаются центры занятости населения (биржи труда), оказывающие бесплатные профориентац. и профконсультац. услуги всем группам населения. Они оказывают (на договорной основе) помощь уч. заведениям.

В условиях перехода к рыночной экономике П. о. приобретает особые функции как регулятор процессов рационализации занятости, образования, социальной защиты трудоспособного населения, в т. ч. в связи с переобучением и трудоустройством представителей самых разл. возрастных и социальных групп (молодежи, пенсионеров, инвалидов). Осознанному проф. выбору, посильному и перспективному в аспекте трудоустройства, содействуют ступенчатая система подготовки специалистов в проф. уч. заведениях от рабочей к ср. спец. и высш. квалификации, использование контрактной системы приема на работу.

Эффективность профориентац. процесса определяется широтой и глубиной осведомленности человека о трудовом процессе и самом себе. Эти знания приобретаются в уч. заведениях, а также во внеурочной и досуговой деятельности в кружках и т. п., выявляющих склонности и задатки личности. При целенаправленной П. о. в уч. заведениях важно сочетание словесно-наглядных методов с практическими (трудовыми). Такая модель получила признание в ряде гос— в Европы и Азии. Ее науч. обоснование дал проф. С. Фукуяма (Япония).

В разл. странах действуют государственные (организационно и по источникам финансирования входящие в структуру ведомств занятости, а в ряде случаев

- и органов образования) и частные службы П. о. Часто гос. службы П. о. йентрализованны (в наим. степени в США). Неоднозначны подходы к решению практич. задач П. о.: в США и Швеции преобладает личностный подход (изучаются и учитываются предпочтения человека как приоритетный фактор при выборе профессии), в Германии распространена модель, предусматривающая самоанализ способностей и интересов личности с учетом реальных потребностей в рабочих и специалистах и возможностей трудоустройства, т.е. функционального совмещения спроса и предложения на рынке труда. Ориентация на личность в П. о. иногда критикуется (У. Канн и др.), т. к. в результате у человека нередко возникают необоснованные надежды и притязания, к-рые не выдерживают испытания практикой. Общей чертой заруб. профориентац. орг-ций является обслуживание всех групп населения, в т. ч. лиц, нуждающихся в перемене профессии.

П. о. в СССР получила развитие в 1928—36 в структуре ведомств по труду. В ней участвовали и органы нар. образования. Использовались теории и методики педологии, психотехники, велись поиски возможностей для профотбора с организацией и экономикой труда в разл. отраслях индустрии и стр-ва (Центр. ин-т труда, руководитель А. К. Гастев). Со 2-й пол. 30-х гг. до кон. 50-х гг. профориентац. деятельность была фактически приостановлена и начала восстанавливаться лишь в 60-е гг. Во 2-й пол. 80-х гг. были созданы центры П. о. школьников и молодежи и взаимодействующих с ними служб, отраслевых и отд. предприятий.

П. о. трактовалась как базовое понятие, включающее 4 осн. вида: проф. информацию (проф. просвещение и проф. пропаганда), проф. консультацию, проф. отбор (проф. подбор) и проф. адаптацию. Проф. информация снабжает человека сведениями о хоз. структурах, предприятиях и учреждениях, реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии, о требованиях профессии к личности и организму человека, о соответствующих проф. уч. заведениях.

В процессе проф. консультации изучаются и сопоставляются возможности и желания человека с требованиями профессий к его здоровью, общеобразоват. знаниям, личностным качествам с целью выработки рекомендации о наиб. предпочтительных путях трудового самоопределения. Ее специфич. методы: тестирование, анкетирование, собеседование.

Проф. отбор (подбор) осуществляется, как правило, по отношению к сложным видам деятельности с высокой степенью социальной, технол. и экон. ответственности. В квалифициров. проф. отборе применяются профессио-граммы с описанием осн. трудовых функций и операций и нормативов проф. пригодности, комплексы тестовых и др. методов. В итоге оформляется заключение о проф. пригодности к определенному виду деятельности.

Проф. адаптация означает процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации и режиму труда и к коллективу. Успешная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора или подбора профессии. Она способствует развитию положит. отношения работника к своей деятельности, сближению обществ. и личной мотивации труда.

И. Н. Назимов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме профессиональная ориентация — 0

Найдено научныех статей по теме профессиональная ориентация — 0

Найдено книг по теме профессиональная ориентация — 0

Найдено презентаций по теме профессиональная ориентация — 0

Найдено рефератов по теме профессиональная ориентация — 0