Принцип сознательности

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Принцип сознательности
сознательное и активное отношение школьника к педагогическому процессу; развитие самостоятельности и творчества у учащихся; развитие потребности в самообразовании и в самовоспитании.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ
Один из ведущих дидактических принципов, предполагающий понимание (осознание) учащимися единиц, которые составляют содержание иноязычной речи, и способов пользования такими единицами для построения высказывания. П. с. предусматривает также сознательное отношение обучающихся к самому процессу обучения. По этой причине общий путь овладения языком следует определять как путь от осознания свойств и особенностей языковых единиц и правил их функционирования в речи к практическому овладению ими (путь «сверху вниз»), т. е. сначала осознаются особенности языковых единиц и правил их оформления, а затем в результате тренировки с опорой на приобретенные знания вырабатываются автоматизмы использования таких единиц в речи. Особенно велика при этом роль правил и инструкций, так как знание правил формообразования и функционирования единиц языка обеспечивает возможность распознавать ошибки, исправлять их и объяснять причины возникновения. Возможен, однако, и практический путь овладения языком (путь «снизу вверх»), при котором грамматические явления специально не разъясняются и усваиваются самостоятельно в процессе наблюдения над фактами языка. Именно последний путь характерен для работы по прямым методам обучения и ряду интенсивных методов. Первый путь относится к обучению по сознательно-практическому методу. Трактовка П. с. претерпела значительную эволюцию в процессе развития методики: а) в период 40–50-х гг. методисты были склонны рассматривать данный принцип как усвоение системы языка, его теории, что нашло выражение в значительном расширении содержания учебников за счет грамматического комментария к языковым фактам и преобладании языковых (тренировочных) упражнений; б) в 60-е гг. П. с. сводился к пониманию учащимися содержания иноязычной речи, сам же процесс овладения речью (собственно учебный процесс) не связывался с этим принципом; в) в наши дни методисты придерживаются определения П. с., согласно которому учащиеся должны не только понимать содержание речи, но и осознавать единицы, из которых она состоит. Таким образом, осознание обучающимися способов использования единиц речи создает предпосылки для практического овладения языком как средством общения. П. с. в соответствии с данной точкой зрения опирается на аналитико-синтетическую деятельность учащихся. Правила и инструкции, т. е. некоторые элементы теории, используются с практической целью в той мере, в какой это способствует лучшему усвоению языка. Такое понимание П. с. базируется на утверждении, что овладение языком носит сознательный характер, а владение им – непосредственно-интуитивный характер.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
206.81 кб

Формирование структуры принципа активности и сознательности в истории отечественной педагогики

Гайфутдинов Азат Минабутдинович
Показана актуальность изучения структуры принципов обучения. Представлен анализ требований, отражённых в педагогической литературе как дидактические принципы. Выявлена структура, отвечающая критериям понятия «принцип».
Читать PDF
798.07 кб

Концептуализация принципа сознательности в процессе оптимизации качества знаний по иностранному язык

Комарицкая Г. В.
В статье речь идёт о необходимости сознательного усвоения языковых знаний и применения их на практике, то есть в речевой деятельности.
Читать PDF
310.19 кб

Использование принципов сознательности и активности в процессе подготовки сотрудников органов внутре

Черкесов Радмир Мухаметбиевич
Статья посвящена определению роли и значимости принципов сознательности и активности в процессе подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Похожие термины:

  • Сущность принципа сознательности

    сущность образования составляют глубоко и самостоятельно осмысливаемые знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной мысли. Цели, задачи, которые ставятся на уроке, ученик дол
  • Принцип сознательности и активности

    результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют возможность самостоятельно планировать и организовыва