ПРЕДСКАЗАНИЕПредставление знаний

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Найдено 4 определения термина ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Представление

наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по педагогической психологии

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

одна из форм чувственного познания, наряду с ощущением и восприятием, но в отличие от них возникающая при отсутствии непосредственного контакта с отражаемым объектом. В этом смысле представление приближается к понятию и иногда характеризуется как форма, пограничная между чувственным подсознанием и мышлением, как «предпонятие». В то же время, если сравнивать представление и понятие, то последнее отличается высокой степенью абстрактности/Представления проявляются в способности излагать материал своими словами, формулировать определения правил, явлений, законов, объяснять их, аргументировать. Представления характеризуют начальный уровень овладения знаниями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств. Кроме научного, термин "П." имеет обиходное значение неполного, приблизительного, предварительного знания. В процессе познания П. является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению. Исключительная роль П. в процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздается действительность тогда, когда ее непосредственное восприятие невозможно. Вместе с понятиями П. составляют одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, дают основу для решения теоретических и практических задач. Однако П. не проникает в сущность предмета. Для формирования и функционирования П. необходимо слаженное взаимодействие первой и второй сигнальных систем, без чего П. не может быть выражено в речи и других видах знаковой активности человека (музыкальные звуки, рисование, выразительные движения и др.). Слово и знак позволяют углубить П. о действительности. П. подразделяются на зрительные, слуховые, двигательные и др. У разных людей преобладают разные виды П., что связано с характером практического опыта и особенностями психического склада человека. П. различаются также по степени яркости, отчетливости. В практике обучения П. (не только специально формируемые, но и стихийно сложившиеся), как правило, выступают в роли чувственной опоры при формировании понятий.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств. П., в к-рых более или менее точно воспроизводится образ чего-то, прежде воспринятого, являются П. памяти. П., в к-рых прошлые восприятия настолько переработаны, что содержанию этих П. нет прямого соответствия ни в прошлом личном опыте, ни в окружающей жизни, являются П. воображения. Кроме научного, термин «П.» имеет обиходное значение неполного, приблизительного, предварительного знания.

В процессе познания П. является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению. В состав П. « входят, помимо внешних признаков, такие, к-рые открываются не непосредственно, а только при детальном умственном и физическом анализе предметов и их отношений друг к другу и к человеку» (Сеченов И. М., Избранные филос. и психол. произв., 1947, с. 489). П. как чувственный образ содержит черты, к-рые открываются человеку при непосредственном созерцании. В отличие от ощущений и восприятий, П. носит более или менее обобщенный характер. При этом степень обобщенности может быть разной в разных П. в зависимости от того, отражается ли в нем единичное явление или целый класс их (напр., П. об отд. конкретном человеке или П. о человеке вообще), связывается ли П. об объекте с к.-н. одной частной ситуацией или, наоборот, не зависит от нее. В П. отражаются не все, а лишь нек-рые, обычно наиб. часто повторяющиеся особенности объектов.

Отбор особенностей объектов, к-рые закрепляются в П., не случаен, а зависит от направленности личности и гл. обр. от характера деятельности человека. У каждого человека образуются характерные для него П. Напр., П. о доме, стуле и т. п. вещах складываются у каждого человека индивидуальным путем и поэтому имеют какие-то особые черты. Но все-таки у всех этих П. есть и то одинаковое, что позволяет всем безошибочно отличать данные вещи от других. Это объясняется общностью содержания опыта всех людей в отношении одних и тех же предметов. Поэтому П., хотя и складываются в индивидуальном сознании, получают общезначимые для всех черты. Т. о., уже в П. становится возможным постепенное освобождение образа, остающегося еще наглядным, от той единичности, конкретности (только данный предмет и только в данной ситуации), к-рая отличает восприятие и без освобождения от к-рой невозможен переход к мышлению.

Исключительная роль П. в процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздается действительность тогда, когда ее непосредственное восприятие невозможно. Вместе с понятиями П. составляют одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, дают основу для решения теоретич. и практич. задач. Однако, являясь формой чувственного познания, П. не проникает в сущность предмета.

Существование П. объясняется тем, что образы предметов и явлений, возникшие в мозгу под влиянием наличных объектов, не пропадают бесследно. Под влиянием воздействий, как-то связанных с первонач. впечатлением, нервная ткань может вновь прийти в состояние возбуждения, что и вызывает П. об отсутствующем предмете. Для формирования и функционирования П. необходимо слаженное взаимодействие первой и второй сигнальных систем, без чего П. не могло бы быть выражено в речи и др. видах знаковой активности человека (муз. звуки, рисование, выразит, движения и др.). Слово и знак позволяют углубить П. о действительности.

П. как чувственные образы предметов классифицируются по модальности и подразделяются на зрительные, слуховые, двигательные и др. У разных людей преобладают разные виды П., что связано с характером практич. опыта и особенностями психич. склада человека. П. различают также по степени яркости, отчетливости. Эта особенность П. в Значит. степени связана с силой первонач. впечатления. Предельной силы П. достигают в случаях, известных под назв. эйдетизма, когда П. по своей яркости, детали-зированности совпадают с непосредственным восприятием объекта, хотя и происходит в его отсутствие.

В практике обучения П., как правило, выступают в роли чувственной опоры при формировании понятий. Напр., формированию понятий о хим. свойствах разл. веществ способствуют П. о протекании соответствующих хим. реакций, в к-рых обнаруживаются эти свойства. Для формирования ист. понятий полезно, напр., вызвать у учащихся П. о внешнем облике типичных представителей того или иного класса, используя для этого рисунки, в т. ч. и рисунки самих учащихся, и т. п. В качестве чувственной опоры выступают не только П., к-рые специально формируются в процессе обучения, но и П., стихийно сложившиеся в собственном опыте ребенка. Эти обиходные П. обычно недостаточно обобщенные и прочно связаны с к.-н. одной ситуацией, поэтому не могут быть полноценной опорой для понятий. Их следует исправлять, насыщая новым, подлинно науч. содержанием.

Для формирования правильных П. важно выделить те условия, к-рые обеспечивают их создание. Общим условием формирования П. является наблюдение объекта, сопровождаемое словесным пояснением. Для повышения точности и полноты П. полезно включить в сферу наблюдения вместе с объектом, П. о к-ром должно быть создано, другой объект, в чем-то сходный с первым. Сравнение этих объектов способствует образованию более содержательных П., сохраняющих характерные особенности воспринятого объекта. Напр., наиб. благоприятным условием для образования П. о форме листьев разл. пород деревьев является одновременное восприятие разных типов листьев. Путем их сравнения устанавливается П. об отличит, особенностях каждого. Там, где уч. материал не связан с конкретными предметами, используется только словесное описание. Так, при чтении худож. лит-ры П. возникают на словесной основе.

Другим условием, обеспечивающим возможность использования П. в качестве опоры для соответствующих понятий, является абстрагирующая деятельность мышления. Так, наблюдение определенного чертежа, напр. треугольника, будет способствовать правильному П. о любом треугольнике лишь в том случае, если учащийся сумеет абстрагироваться от всех специфич. особенностей данного треугольника (величина, положение на бумаге) и будет принимать во внимание только существенный и всеобщий для всех треугольников признак — 3 стороны.

Очень важно, чтобы П. формировались на основе собственной практич. деятельности ребенка. Так, существует большой круг задач (арифметич., физич. и т. п.), решение к-рых опирается на П. предметной ситуации задачи. Правильное их решение зависит от качества этих П., т.е. от того, насколько они соответствуют реальной ситуации, предполагаемой текстом задачи. Прежде чем учащийся научится представлять осн. отношения задачи в уме, он обычно пользуется изображением их в виде условного рисунка или схемы. Следует добиваться, чтобы такое изображение учащийся умел делать сам. В этой связи выделяется спец. проблема научить ребенка действиям и приемам, способствующим воссозданию условий задачи в адекватных им П.

Использование П. в уч. работе при достаточном внимании к выработке конкретных приемов по их формированию — одно из условий, обеспечивающее всестороннее, полное знание материала. Дальнейшее его изучение должно отливаться в форму понятия, с к-рым связано глубокое отражение существенного в предмете, действительное познание его.

Лит.: Рубинштейн С. Л, Основы общей психологии, M.; Ананьев Б. Г., Проблема представления в сов. психол. науке, «Филос. зап.», 1950, т. 5; его же, Психология чувственного познания, М., 1960; Психол. исследования представлений и воображения, ИАПН РСФСР, 1956, в. 76; Кругляк М. И., О формировании представлений у школьников V—VI кл., ВП, 1964, № 6; Брунер Дж., О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком, в кн.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова, М., 1981; Арнхейм Р., Визуальное мышление, там же; Давыдов В. В., Проблема развивающего обучения, М., 1986, гл. 4; Салмина Н. Г., Знак и символ в обучении, М., 1988. А. Н. Ждан.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — 0