ПономарьПонятизация

ПОНЯТИЕ

Найдено 10 определений термина ПОНЯТИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Понятие

есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Понятие

мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исследовательская деятельность

Понятие

форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по педагогической психологии

ПОНЯТИЕ

мысль, которая отражает предметы в их общих существенных признаках, позволяющих отличить предметы, явления от смежных с ними. Является основой создания системы научного познания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования

Понятие

является типом значения, в конструирование которого привлекается логическая форма организации конструирующего мышления. Понятие обладает высоким уровнем абстрактности и содержательно относимо к «идеальному» объекту.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Методологический словарь для стратегов

ПОНЯТИЕ

мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Носителем, способом обозначения понятия является термин. Основная функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Понятия бывают общими и единичными, конкретными и абстрактными [80, c. 420].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ПОНЯТИЕ

форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства, связи и отношения предмета, явления. Основная функция П. — выделение общего, к-рое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. П. неразрывно связано со словом, слова и знаки являются не только выражением понятий, но и средством их образования. П. бывают общими и единичными, конкретными и абстрактными. Одной из задач обучения является формирование П. в рамках изучаемых учебных предметов. Сформированность у учащихся понятийного словаря свидетельствует о достаточно высоком уровне овладения учебным материалом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

ПОНЯТИЕ

универсальная единица мышления, способная отражать глубинные, сущностные стороны познаваемых явлений; с его помощью различные предметы, свойства, отношения отражаются в человеческом сознании через их существенные признаки, т. е. понятие есть результат отражения объектов. Содержание понятия—это набор существенных признаков отражаемого объекта, выделенных и зафиксированных в сознании таким образом, чтобы на основании этих признаков данный объект по возможности легко отличался от всех других. Закрепляясь в словах и словосочетаниях, понятия конденсируют и сохраняют знания, накопленные человечеством, делают их достоянием многих поколений. В психологии различают два вида понятий—житейские и научные. Житейские понятия (стол, стул, дерево и т. п.) приобретаются ребенком в практическом опыте; научные понятия приобретаются в процессе обучения. Чтобы усвоение понятий было сознательным, осмысленным, педагог должен позаботиться о мотивации, о содержательности и наглядности материала. Усвоив словесное определение понятия, учащиеся должны иметь возможность упражняться в применении полученных знаний, в решении учебных и жизненных задач в разнообразных условиях.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

ПОНЯТИЕ

форма научного и обыденного мышления; результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков. П. закрепляются в слове. В П. отражаются такие предметы и их свойства, которые невозможно представить в виде наглядного образа. В П. различают содержание и объем. Содержание П. - это совокупность признаков, по которым предметы обобщаются в П. Объем П. - множество (класс) обобщаемых в П. предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. В зависимости от объема П. классифицируются на единичные, собирательные и общие. В зависимости от характера представленных в П. предметов различают конкретные и абстрактные П. (хотя четкой границы между ними нет). В зависимости от типа процесса обобщения материала (в науке или школьном обучении) выделяются эмпирическое и теоретическое П. Между П. существуют многообразные отношения, подчиняющиеся законам логики. Установление отношений между П. осуществляется в процессе познания и обучения, производится с помощью определения, обобщения, систематизации, сравнения. Этими мыслительными операциями учащиеся овладевают в процессе решения познавательных задач, в активном оперировании П., в ходе проверки П. с точки зрения истинности или ложности, сопоставления П. с конкретной действительностью. При этом П. включаются в суждения, которые в свою очередь образуют систему умозаключений. В процессе мышления П. выступает и в качестве исходного пункта и как его результат. В форме П. происходит процесс усвоения учащимися системы научных знаний. Для педагогики большую значимость имеет различение т.н. житейских и научных П. Житейские П. образуются вне специального обучения, в ходе жизнедеятельности ребенка, опосредованной общением с другими людьми. Научные П. систематичны, имеют четкие признаки, но они более чем житейские П. абстрагированы от реальности, их связь с действительностью должна быть специально раскрыта учащимся в процессе обучения. Иначе П. будут "книжными", формальными, ограниченными внешней речевой формой. Педагогикой и психологией выявлены особенности развития житейских и научных П., а также связи между ними, что должно учитываться в процессе обучения. Это позволит избежать вербализма научных П.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ПОНЯТИЕ

форма научного и обыденного мышления; результат обобщения свойств предметов нек-рого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков. П. закрепляется в слове. В П. отражаются такие предметы и их свойства, к-рые невозможно представить в виде наглядного образа. Однако П. невозможно без связи с образным строем мышления. В П. различают содержание и объем. Содержание П. — это совокупность признаков, по к-рым предметы обобщаются в П. Объем П. — множество (класс) обобщаемых в П. предметов, каждому из к-рых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. Так, в объем П. «река» входит множество, состоящее из отд. рек, называемых Волга, Дон, Днепр и т. п. В зависимости от объема П. классифицируются на единичные, собирательные и общие. Объем единичного П. есть один предмет (напр., автор трагедии «Гамлет»), собирательного — группа однородных предметов, но мыслимых как одно целое (созвездие), общего П. — множество предметов, имеющих известное сходство между собой. В связи с развитием знаний и науч. теорий и в процессе индивидуального развития и обучения человека происходит изменение П. (напр., П. атома в античности и в совр. физике, П. о предметном мире, о др. людях, о самом себе у человека на разных возрастных этапах).

В зависимости от характера представленных в П. предметов различают конкретные и абстрактные П. (хотя четкой границы между ними нет). В конкретном П. мыслятся конкретные объекты (напр., стол, стул), в абстрактном — свойства предметов или отношения между ними (напр., отношения родства между людьми, равенства между числами). В зависимости от типа процесса обобщения материала (в науке или шк. обучении выделяются эмпирич. и теоретич. П. Эмпирич. П. не выходят за пределы чувственного опыта, отражают внеш. общие свойства предметов, выделяемые путем их сравнения и сопоставления, фиксируются в слове-термине. Теоретич. П. являются результатом теоретич. анализа и обобщения, выявляющего существенные свойства совокупности предметов и приводящего к формированию абстрактного мышления. Эмпирич. и теоретич. знания не должны рассматриваться как взаимоисключающиеся. В процессе усвоения знаний, как и в науч. познании, их реальное единство и разумное сочетание полезно и необходимо и должно осуществляться в соответствии с конкретными задачами.

Между П. существуют многообразные отношения, подчиняющиеся законам логики. По содержанию П. делятся на сравнимые, если в них имеются нек-рые общие признаки (треугольник, квадрат, круг), и несравнимые, когда таких общих признаков нет (треугольник, белизна). Сравнимые П. могут быть совместимыми (если их объемы полностью или частично совпадают) и несовместимыми. Совместимые П. могут быть равнозначными, если их объемы совпадают (напр., квадрат и ромб, у к-рого все углы равны); перекрещивающимися, если их объемы частично совпадают (дети, учащиеся); находящимися в отношении логич. подчинения (подчиненные и подчиняющие). Несовместимые П. могут быть противоположными (напр., белый и черный цвета), противоречащими (напр., «это слово изменяется по падежам» и «это слово не изменяется по падежам»), соподчиненными (напр., «животное» и «растение»). Установление отношений между П., осуществляемое в процессе познания и обучения, производится с помощью определения, обобщения, систематизации, сравнения. Этими мыслит, операциями учащиеся овладевают в процессе решения познават. задач, в активном оперировании П., в ходе проверки П. с точки зрения истинности или ложности, сопоставления П. с конкретной действительностью. При этом П. включаются в суждения, к-рые, в свою очередь, образуют систему умозаключений. В процессе мышления П. выступает и в качестве исходного пункта и как его результат.

В форме П. происходит процесс усвоения учащимися системы науч. знаний. Для педагогики большую значимость имеет различение т. н. житейских и науч. П. Житейские П. образуются у ребенка вне спец. обучения в ходе его жизнедеятельности, опосредованной общением с др. людьми. Хотя житейские П. отличаются несистематичностью и безотчетностью, они вместе с допонятийными формами обобщения составляют его личный опыт, на к-рый накладывается понятийное мышление. Науч. П. систематичны, имеют четкие признаки, но они более, чем житейские П., абстрагированы от реальности, их связь с действительностью сложно опосредована и должна быть специально раскрыта учащимся в процессе обучения, иначе П. будут «книжными», не связанными с практикой, формальными, ограниченными внеш. речевой формой, часто оторванной от стоящих за этой формой реальных связей и отношений между вещами, явлениями, процессами. Выявленные в педагогике и психологии особенности развития науч. и житейских П., а также связи между ними должны учитываться в процессе обучения. Это позволит избежать опасности вербализма науч. П. Хотя элементы понятийного мышления обнаруживаются уже у детей 4—5 лет, сисТематич. усвоение науч. П. начинается в шк. обучении. Известны и описаны в психол.пед. лит-ре разл. пути и этапы процесса усвоения П. в рамках дошк. и шк. обучения. Их выбор определяется позицией воспитателя и учителя в отношении понимания процесса учения, методов обучения и т. п. Важнейшим условием успешного усвоения П. является такая организация процесса обучения, при к-рой формирование П. происходит в активной деятельностной форме в процессе выполнения учащимися соответствующих действий в ходе решения уч. задач.

Лит.: Выготский Л. С., Мышление и речь, Собр. соч., т. 2, М., 1982; Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957, гл. 2, § 5; Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А., Психология усвоения знаний в школе, М., 1959; Гальперин П. Я, Эльконин Д. Б., К анализу теории Ж. Пиаже о развитии дет. мышления, в кн.: Флейвелл Дж., Генетич. психология Жана Пиаже, М., 1967; Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника, под ред. Н. Н. Под-дъякова и А. Ф. Говорковой, М., 1985, гл. 3; Ильясов И. И., Структура процесса учения, М., 1986, гл. 2; В о и III в и л л о E К., Понятие как форма мышления, М., 1989; Д а-выдов В. В., О понятии развивающего обучения, П., 1995, № 1. А. Н. Ждан.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ПОНЯТИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ПОНЯТИЕ — 0

Найдено книг по теме ПОНЯТИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ПОНЯТИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ПОНЯТИЕ — 0