Педагогическая наблюдательность
Педагогическая наблюдательность
это профессиональное качество педагога, выражающееся как способность и умение замечать, видеть, выявлять мало заметные, но существенные внешние признаки поведения ребенка и на этой основе правильно интерпретировать его поступки, адекватно воспринимать и понимать его и его состояние. Педагогическая наблюдательность включает в себя педагогическую рефлексию, остроту восприятия, внимание к ребенку, психологическую зоркость, эмпатию. Исследования показывают, что это качество учитель может сознательно сформировать у себя, самодиагностируя устоявшиеся «зоны наблюдения» и «мертвые зоны», куда наблюдение «не доходит», и корректируя их. Педагогическая наблюдательность является ведущим, системообразующим качеством педагога.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)