НЕВРОЗЫ у детей

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ
социальное расстройство, вызывающееся неблагоприятными психическими воздействиями. При неврозах у детей наблюдаются пониженное настроение, нарушение сна, нарушение аппетита. Классическими формами детских неврозов являются неврастения, неврозы навязчивых состояний (невроз страха), истерический невроз.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

НЕВРОЗЫ у детей
группа функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических симптомах при отсутствии грубых органических изменений нервной системы. В современной психиатрии Н. относят не к собственно психическим заболеваниям, а к "пограничным" расстройствам. Причиной Н. является невротический конфликт - нарушение значимых жизненных отношений ребенка (например, хроническая фрустрация социальных потребностей). Н. всегда вызывается психической травмой, которая впоследствии отражается в клинической картине Н.: в переживаниях ребенка, его сновидениях и т.д. С течением времени психическая травма становится менее значимой и Н., как правило, постепенно проходит. Всем детям, страдающим Н., свойственны понижение настроения, расстройство сна и аппетита. Выделяют три осн. формы Н.: астенический, истерический и Н. навязчивых состояний. Астенический Н. (неврастения) возникает в результате острой психической травмы либо травмирующей ситуации (например, переутомление от многочисленных занятий). Сопровождается физическим истощением, характеризуется расстройством функций вегетативной нервной системы, повышенной раздражительностью, нарушением работоспособности. Истерический Н. обычно появляется при психической травме шокового характера. Его симптомы разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания: параличи, припадки, расстройства координации движений и пр., характерная его черта - небольшая глубина и демонстративность. Встречается гл.о. у девочек, может появиться уже в раннем детстве. Н. навязчивых состояний, как правило, появляется под влиянием хронической травматизации психики. Чаще возникает у детей с повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе. Его симптомы - навязчивые мысли, страхи. Психическая травма в детском возрасте может вызвать т.н. системные Н. - недержание мочи, кала, невротическое заикание и наиболее часто встречающиеся невротические тики. Они возникают, как правило, в дошкольном и младшем школьном возрасте. В зависимости от продолжительности расстройства выделяют кратковременные невротическую реакцию (длится от нескольких минут до нескольких суток), невротическое состояние (от нескольких недель до нескольких месяцев) и невротическое развитие личности, которое тянется годами, постепенно деформируя личность. Н. - социальные заболевания, основа их профилактики - поддержание гармонических отношений в семье, соблюдение педагогического такта воспитателями, установление нормального общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Н. в большинстве случаев излечимы. Только запущенные случаи невротического развития личности могут переходить в зрелый возраст. Лечение осуществляется средствами психотерапии, а также медикаментозно. См. также Комплекс неполноценности, Раздражительность

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НЕВРОЗЫ у детей
группа функциональных нервно-психич. расстройств, проявляющихся в специфич. симптомах при отсутствии грубых органич. изменений нервной системы. В совр. психиатрии Н. относят не к собственно психич. заболеваниям, а к «пограничным» расстройствам. Причиной Н. является невротич. конфликт — нарушение значимых жизненных отношений ребенка (напр., хро-нич. фрустрация социальных потребностей). Он активизируется в психотравми-рующих ситуациях. Н. всегда психогенен, т.е. вызывается психич. травмой, к-рая впоследствии отражается в клинич. картине H в переживаниях ребенка, его сновидениях, интересах и т. д. С течением времени психич. травма становится менее значимой и H., как правило, постепенно проходит. Всем детям, страдающим H, свойственны понижение настроения, расстройство сна и аппетита (эти три компонента могут быть выражены в разл. степени, но без них H практически не встречаются).
Выделяют три осн. формы H.: астенический, истерический и H. навязчивых состояний (Все эти расстройства проявляются и в зрелом возрасте)
Астенич H. (неврастения) возникает в результате острой психич. травмы либо хронич травмирующей ситуации (напр., переутомление от многочисленных занятий). Чаще всего встречается в ст шк возрасте у учащихся, пренебрегающих требованиями психогигиены и чрезмерно загружающих себя умственной работой. У детей мл. возраста астенич. реакции могут появиться на фоне общей соматич. слабости, напр. после перенесенных инфекций. Астенич H., сопровождаясь физич. истощением, характеризуется расстройством функций вегетативной нервной системы, повышенной раздражительностью, слезливостью. Работоспособность нарушается вследствие ослабления внимания и высокой утомляемости
Истерич H. обычно появляется при психич. травме шокового характера. Его симптомы чрезвычайно разнообразны и нередко маскируются под разл. заболевания: параличи, разл. припадки, расстройства координации движений, сенсорные нарушения (истерич глухота, слепота и т. д. ). Характерной чертой таких расстройств является их небольшая глубина и демонстративность. Они обычно приурочены к ситуации реального или кажущегося ущемления личности ребенка, его достоинства. Истерич. H. встречается гл. обр. у девочек, может появиться уже в раннем возрасте. После 16—20 лет встречается реже — наступает эмоционально-волевая зрелость, нарастает способность отстоять свое достоинство с помощью иных, более социализиров форм поведения.
H. навязчивых состояний, как правило, появляется под влиянием хронич. травматизации психики, особенно при длительном конфликте морально допустимого и желаемого. Чаще возникает у детей с повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе. Его симптомы — навязчивые мысли, страхи, движения и компульсии, от к-рых ребенок страдает и стремится избавиться. Одна из форм таких расстройств — детские страхи.
Психич. травма в дет. возрасте может вызвать невротич. недержание мочи и кала, невротич. заикание и др. Наиб. распространенные системные H. — невротич. тики. Они возникают, как правило, в дошк. и мл. шк. возрасте и наряду с др. симптомами проявляются нарушением гармоничного функционирования мышц лица (невротич. моргание, шмыгание носом, подергивание крыльев носа и т.п.), усиливаются при напоминании о них, о вызвавшей их психич. травме, а также при волнении и тревоге.
В зависимости от продолжительности расстройства выделяют кратковременную невротич. реакцию (длится от неск минут до неск суток), невротич. состояние (от неск недель до неск месяцев) и невротич. развитие личности, к-рое тянется годами, постепенно деформируя личность.
H — социальные заболевания, они порождаются дефектами во взаимоотношениях между людьми Поэтому основа их профилактики — поддержание гармоничных отношений в семье, соблюдение пед.такта воспитателями, установление нормального общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Решающая роль при этом принадлежит педагогам, т.к. их поведение и методы воздействия на детей могут в крайне негативных случаях вызывать невротич. реакции (см Дидак-тогении) либо, наоборот, гасить травмирующие конфликты и компенсировать психич. травмы.
H. в большинстве случаев излечимы. Только запущенные случаи невротич. развития личности могут переходить в зрелый возраст. Лечение осуществляется средствами психотерапии, а также медикаментозно (гл. обр. транквилизаторами). Комплексная терапия H. проводится обычно амбулаторно, лишь в нек-рых случаях детей, страдающих H, госпитализируют в дет психоневрологич.санатории и больницы.
H. следует отличать от многочисленных неврозоподобных расстройств, вызываемых органич поражением головного мозга, соматогенной астенией и др. биол.вредностями. Чем выше самоконтроль, тем слабее выявляются неврозоподобные расстройства и сильнее H.
Лит ЗачепицкийР А, Яковлев а Е К, Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов, Л, 1960, Г а р б у зовВ И, ЗахаровА И, Исаев Д H, Неврозы у детей и их лечение, Л, 1977, Файнберге Г, Предупреждение невро зов у детей, M, 1978, ЗахаровА И, Нев розы у детей и подростков, Л, 1988, Буянов M И, Системные психоневрологич.расстройства у детей и подростков (руководство для врачей и логопедов), M 1994
M И Буянов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
576.45 кб

Современные подходы к лечению неврозов у взрослых и детей

Н.И. Турсынов, М.А. Григолашвили, С. Хан, Е.Д. Ким, С.У. Сопбекова, А.Д. Мухамедкалиева
В статье описаны невротические расстройства у детей и взрослых; клинические проявления неврастении, тревоги и обсессивно-компульсивное расстройство, а также основные психотерапевтические методы в лечении неврозов.
Читать PDF
233.89 кб

Возрастные особенности психосоматических расстройств у детей с неврозами

Нурлыгаянова Л. Р., Ахмадеева Э. Н.
Целью исследования было изучение возрастных особенностей течения психосоматических расстройств у детей с неврозами. Из 170 детей с неврозами была выделена группа детей с психосоматическими расстройствами (81 ребенок).
Читать PDF
492.95 кб

Возрастные особенности клинической картины вегетативных дисфункций у детей с неврозами

Нурлыгаянова Л. Р., Ахмадеева Э. Н.
Целью исследования было изучение возрастных особенностей течения психосоматических расстройств у детей с неврозами. Из 170 детей с неврозами была выделена группа детей с психосоматическими расстройствами (81ребенок).
Читать PDF
719.61 кб

Психодинамические аспекты бессознательного образа тела детей с симптомами истерического невроза

Авакян Мариам Асатуровна, Калина Надежда Федоровна
Читать PDF
442.83 кб

Влияние семейного окружения на особенности эмоциональных нарушений у детей с неврозами и неврозоподо

Вейц Алина Эмильевна
В статье представлен анализ результатов исследования влияния семейного окружения на особенности эмоциональных нарушений детей с неврозоподобными расстройствами и неврозами.
Читать PDF
256.09 кб

Защитные механизмы личности и копинг-поведение у детей с неврозами и неврозоподобным синдромами, обу

Мамайчук Ирина Ивановна, Вейц Алина Эмильевна
В статье представлен анализ психологических защит и копинг-стратегий, наиболее часто используемых детьми с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС.
Читать PDF
233.29 кб

Психологическая диагностика особенностей эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобными и неврот

Вейц Алина Эмильевна
В статье выявлены клинико-психологические особенности эмоциональных нарушений у детей с неврозами неорганической этиологии и детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС (F06.