НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
учебные заведения, осуществляющие учебный процесс во всех или в части классов на родном языке учащихся.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Национальные школы
общеобразовательные учебные заведения, осуществляющие обучение на родном языке учащихся, имеющие специфические цели, учебный план и содержание образования. В практике под национальными школами часто понимают вообще все школы (в т. ч. и русскоязычные), которые функционируют в национальных районах, областях и республиках. Особое значение проблема национальной школы приобретает в странах с полиэтническим составом населения. В России до 1917 года количество «инородческих» или «туземных» школ в районах проживания нерусских национальностей было незначительным, преподавание в них, как правило, велось на русском языке. Существовали конфессиональные школы (например, мусульманские мектебы и медресе), но они имели целью не общее гражданское образование, а религиозно-нравственное воспитание. После 1917 года стала создаваться сеть государственных национальных школ с обучением на родных языках во всех национальных республиках и областях. В Конституции РФ закреплены гарантии права на сохранение родного языка, на создание условий для его изучения и развития (ст. 68). В концепции государственной национальной политики (утверждена в 1996 Указом президента РФ) и в Законе РФ «О национально-культурной автономии» (1996) приоритетным направлением названо развитие национальных культур и языков народов Рос. Федерации.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
общеобразовательные учебные заведения, осуществляющие обучение на родном языке учащихся, имеющие специфические цели, учебный план и содержание образования. В практике под Н.ш. часто понимают вообще все школы (в т.ч. и русскоязычные), которые функционируют в национальных районах, областях и республиках. Особое значение проблема Н.ш. приобретает в странах с полиэтническим составом населения. В России до 1917 количество т.н. "инородческих" или "туземных" школ в районах проживания нерусских национальностей было незначительным, преподавание в них, как правило, велось на русском языке. Существовали конфессиональные школы (например, мусульманские мектебы и медресе), но они имели целью не общее гражданское образование, а религиозно-нравственное воспитание. После 1917 стала создаваться сеть государственных Н.ш. с обучением на родных языках во всех национальных республиках и областях. Получили развитие Н.ш. с нерусским составом учащихся, но с русским языком преподавания при обязательном изучении курса родного языка и литературы; смешанные (двуязычные) с обучением на двух языках - родном и русском; школы, в которых наряду с преподаванием родного языка и литературы изучались русский язык и литература. Создавались не только школы, но и отдельные классы и группы с обучением на родном языке в составе русскоязычных школ и др. Разрабатывались специальные методики обучения русскому и родному языку в нерусской школе. С конца 80-х гг. в Рос. Федерации идет процесс трансформации прежней Н.ш. в образовательное учреждение, соответствующее новым условиям развития общества. Н.ш. рассматривается как школа двуязычная и, главное - бикультурная, с достаточно высоким удельным весом родного языка и национальной культуры в содержании образования, с широкими возможностями формирования этнического самосознания. В Конституции РФ закреплены гарантии права на сохранение родного языка, на создание условий для его изучения и развития (ст. 68). В концепции государственной национальной политики (утверждена в 1996 Указом президента РФ) и в Законе РФ "О национально-культурной автономии" (1996) приоритетным направлением названо развитие национальных культур и языков народов Рос. Федерации.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
576.44 кб

Облик русской национальной школы

Гончаров Иван Федорович
В. В. Путин неоднократно заявлял: «Мы строим русский мир». Это утверждение не пойдет дальше благого намерения, если не опираться на русскую национальную школу.
Читать PDF
442.05 кб

Политическая наука: национальные школы

Верченов Л. Н.
При подготовке данного очерка автором были использованы материалы, опубликованные ранее в изданиях ИНИОН. Редколлегия сборника выражает призна-тельность К.С.Гаджиеву, Р.В.Золотареву, А.И.Ковлеру, В.М.Кулистикову, Б.А.Куркину, А.М.
Читать PDF
3.38 мб

Перспективы развития национальной школы

Швецова Галина Николаевна
К концу 1980-х годов доминирующим типом национальной школы стало учебное заведение с обучением на русском языке и преподаванием родного языка как одного из предметов.
Читать PDF
278.33 кб

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА

Масловская Елена Витальевна
Рассматриваются основные национальные школы и ведущие теоретические направления в современной западной социологии права. Характеризуются теоретические подходы к изучению правовой сферы в американской социологии.
Читать PDF
396.48 кб

Национальные школы в кабардинской АССР в 1940-1950-е гг

Шомахов Заур Хамидбиевич
В статье рассматриваются проблемы становления и развития национальных школ в Кабардинской АССР в 1940-1950-е гг.
Читать PDF
367.10 кб

Тема национальной школы и образования в региональной печати

Потапов П. Ф.
В статье раскрывается значение региональной печати в просвещении народов Поволжья, рассказывается о том, что делается в Мордовии, Татарстане, Чувашии для развития национальной школы и образования, выявляются позитивные и негативны
Читать PDF
85.06 кб

Становление национальной школы в Бурят-Монголии: битва в пути

Базарова Валентина Владимировна
Статья посвящена становлению национальной школы в Бурят-Монгольской АССР в 1920-х гг., в период коренизации, которая являлась составляющей частью государственной национальной политики.
Читать PDF
556.32 кб

Национальные школы Среднего Поволжья в 1930-х начале 1940-х гг

Панкратова Елена Владиславовна
Рассматривается развитие национальных школ Среднего Поволжья в предвоенное десятилетие в контексте государственной образовательной политики, эффективность всеобщего обучения в Среднем Поволжье, динамика развития сети национальных
Читать PDF
102.15 кб

Национальные школы Среднего Поволжья в 1930-х начале 1940-х гг.

Читать PDF
75.51 кб

Этапы развития национальной школы в Калмыкии (1993 - 2003 гг. )

Сартикова Евгения Викторовна
В статье рассматривается развитие национальной школы в Калмыкии как один из механизмов, использование которого позволяет народу сохранить свою культуру, передавая из поколения в поколение накопленный веками опыт, поддерживая связь
Читать PDF
116.00 кб

Становление и развитие национальной школы Шри-Ланки в ХIX XX вв

Шкунов В. Н.
Статья посвящена истории становления и развития национальной системы образования Шри-Ланки. Уделяя особое внимание просвещению народа, правительство острова добилось впечатляющих результатов.
Читать PDF
234.63 кб

Идея национальной школы в педагогической системе И. Н. Ульянова

Сергеев Тихон Сергеевич
В статье раскрывается деятельность инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова по открытию, наряду с русскими, чувашских, мордовских и татарских школ, забота об их обзаведении и дальнейшей работе.
Читать PDF
241.66 кб

Содержание этнопедагогической подготовки учителя национальной школы

Харитонов Михаил Григорьевич
Этнопедагогическая подготовка учителя рассматривается как наиболее существенная часть профессиональной подготовки, представляющая собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к этнопедагогической деятельности и об
Читать PDF
260.72 кб

Развитие личности учащихся национальной школы в обучении математике

Янтранова Светлана Степановна
В работе рассматривается проблема воспитания этнокультурно самоопределившейся, поликультурно ориентированной личности, способной к творческой жизни в многонациональном демократическом обществе через формирование бурятско-русского
Читать PDF
103.73 кб

Сахалинские корейцы: из истории национальной школы (1925-2000-е гг. )

Кузин Анатолий Тимофеевич