1. Один из качественных показателей морально- психологического климата в трудовом коллективе. 2. Одна из важнейших характеристик индивидуального стиля профессиональной деятельности, совокупность взаимосвязанных, присущих личности способностей, знаний, навыков, умений и ценностных ориентаций, которые позволяют располагать к себе другого человека (других людей), вызывать доверие, создавать непринужденную, комфортную психологическую атмосферу и, в итоге, достигать взаимопонимания, добиваться максимальной эффективности делового общения с точки зрения реализации целей организации (интересов дела) и личных профессиональных интересов. Различают два уровня в К.д.о.: внешний, поведенческий, операционально-технический (технологический) и внутренний, глубинный, затрагивающий личностно-смысловые образования. Этот последний играет определяющую роль по отношению к внешнему – поведенческому, в его основе лежит сформированная у личности потребность уважать в другом (партнере делового общения) человека, видеть такую же, равную себе личность. Обязательными элементами культуры общения являются: умение слушать и слышать собеседника; способность эмоционально поддержать его; искренняя заинтересованность и доброжелательность; готовность понять партнера, увидеть ситуацию (проблему) его глазами. К.д.о. предполагает также умение проанализировать вклад не только партнера, но и собственный, причем как его конструктивный, так и деструктивный потенциал, с тем чтобы увидеть и то, что способствует общению, и то, что затруднит его.
Ю.В. Колесников
132.25 кб