Социальная практикаСоциальная работа

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 6 определений термина СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Социальная психология

наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по педагогической психологии

Психология социальная

научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в соц. группы, а также психол. характеристика самих этих групп. Ко второй половине XIX в. относятся первые попытки создания самостоятельных соц.-психол. концепций: «психология народов» (М. Лацарус, X. Штанталь, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигеле, Г. Лебон), теория «инстинктов соц. поведения» (У. Макдугалл). П. с. как наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей; психол. характеристики соц. групп, как больших (классы, нации), так и малых; психология личности; практические приложения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

Социальная психология

отрасль психологии, изучающая закономерности поведения общностей людей. Основные направления исследований: 1. Закономерности общения и взаимодействия людей (взаимосвязь межличностных и общественных отношений и место общения в них); атрибуты процесса общения: коммуникация, интеракция, социальное восприятие; способы воздействия в процессе общения; 2. Психология групп (значение группы для развития личности; виды групп, характеристики групп, процессы в больших и малых группах; лидерство, конформизм, сплоченность; развитие группы и образование коллектива). 3. Закономерности проявления психики индивида в социальной среде (социальная детерминация деятельности личности, социализация личности, социальные установки и ценностные ориентации личности).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к тем или иным социальным группам, а также психологические характеристики этих групп. Задачей социальной психологии является исследование основных психических актов, появляющихся в сообществе: побуждений, инстинктов, форм коммуникации, внушения, любви, дружбы, самоутверждения, воли к власти, а также исследование вопроса о влиянии окружающего мира на психику, о свойствах психики различных социальных групп — крестьян, рабочих и т. п. — и, наконец, вопроса о модах, обычаях и направлении их развития. Ее основные разделы и области: общение и взаимодействие людей, психология группы, психология личности. Отдельный большой блок—практические приложения социальной психологии в производстве, образовании, управлении, сфере массовой информации, семейных отношениях, науке, политике, религии и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Первоначально социально-психологические взгляды выражались в рамках различных философских концепций, а также внутри конкретных наук, прежде всего психологии и социологии, антропологии, этнографии, криминологии, языкознания, педагогики. Лишь ко 2-й половине 19 в. относятся первые попытки создания самостоятельных социально-психологических концепций: "психология народов" (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт), "психология масс" (С. Сигеле, Г. Лебон), теория "инстинктов социального поведения" (У. Мак-Дугалл). Началом существования С.п. как особой дисциплины считается 1908, когда одновременно появились работы английского психолога У. Мак-Дугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых присутствовал термин "С.п.". Т.о., С.п. присущ двойственный статус, пограничное положение между системами психологических и социологических знаний. Начало развития отечественной С.п. как самостоятельной дисциплины относится к концу 50-х - началу 60-х гг. С.п. включает в себя следующие осн. разделы: закономерности общения и взаимодействия людей, С.п. групп, С.п. личности, прикладные области. В рамках С.п. исследуются три стороны общения: коммуникативная (общение как способ обмена информацией), интерактивная (общение как организация совместной деятельности), перцептивная (общение как взаимопознание людьми друг друга). Исследование этих процессов важно в реальных социальных группах, трудовых коллективах, школьных классах, спортивных командах и т.д., т.к. позволяет, воздействуя на эти процессы, оптимизировать совместную деятельность. Чтобы конкретизировать знания об общих закономерностях общения, необходимо проанализировать психологические характеристики тех реальных социальных групп, в которых оно развертывается, как "больших" (наций, этносов и пр.), так и "малых" (трудовые, учебные, спортивные коллективы, а также семьи). Важный компонент этого раздела - психология коллектива. Изучение психологических характеристик групп позволяет перейти к анализу социально-психологических проблем личности. Задача С.п. - изучение того, каким образом и в каких конкретных группах личность усваивает социальные влияния, и, с другой стороны, в каких группах она реализует свою социальную сущность (через какие виды совместной деятельности). При таком подходе особое значение приобретают такие проблемы, как социализация, формирование и смена социальных установок и др. Особое значение прикладные социально-психологические исследования имеют в области воспитания. Знание закономерностей организации общения учащихся как между собой, так и с учителем способствует сплочению коллектива класса. Необходимо также знание законов образования коллектива, формирования социальных установок школьников, подготавливающих их активную социальную позицию. Все эти вопросы должны решаться специальной "социально-психологической службой" в системе воспитания, которая еще находится в процессе становления.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

, отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психол характеристики самих этих групп Первоначально социально-психол взгляды разрабатывались в рамках разл филос. концепций, а также внутри конкретных наук, прежде всего психологии и социологии, антропогии, этнографии, криминологии, языкознания, педагогики Лишь ко 2-й пол 19 в относятся первые попытки создания самостоят.социально-психол концепций «психология народов» (М Лацарус, Г Штейнталь, В Вундт), «психология мacc» (С Сигеле, Г Лебон), теория «инстинктов социального поведения» (У Мак-Дугалл). Началом существования С.и. как особой дисциплины считается 1908, когда одновременно появились работы англ. психолога Мак-Дугалла и амер социолога Э Росса, в названиях к-рых содержался термин «С.и. » Возникновение этой науки на стыке двух дисци плин обусловило ее двойственный статус, пограничное положение между системами психол и социологич. знания

После 1-й мировой войны С.и. получила наиб. развитие в США Это обусловило как социальную направленность исследований в прикладной сфере (оптимизация деятельности пром компаний, предотвращение внутр. конфликтов между администрацией и рабочими, повышение эффективности пропаганды и рекламы и т.д. ), так и методологич. принципы, на к-рых базировались экспе-рим исследования Ориентация на философию неопозитивизма, недооценка тео-ретич, мировоззренч аспектов С.и. привели к переоценке количеств методов и к абсолютизации метода лабораторного эксперимента, фокусом исследований стала малая группа Начало развития отеч С.и. в качестве самостоят.дисциплины относится к кон 50-х - нач 60-х гг

С. и включает в себя след осн.разделы закономерности общения и взаимодействия людей, С.и. групп, С.и. личности, прикладные области. Сущность общения раскрывается как реализация общественных и межличностных отношений между людьми, исследуются три стороны общения- коммуникативная, где общение выступает как способ обмена информацией, интерактивная, где общение раскрывается как взаимодействие людей, организация разл форм совм. деятельности, перцептивная, где общение предстает как взаимопознание людьми друг друга и возникающее на этой основе взаимопонимание Исследование всех этих процессов важно в реальных социальных группах, производств бригадах, щк классах, спорт командах и т.д. , потому что позволяет посредством воздействия на эти процессы способствовать оптимизации совместной деятельности.

Чтобы конкретизировать знания об общих закономерностях общения, необходимо проанализировать психол характеристики тех реальных социальных групп, в к-рых оно развертывается, как «больших» (наций, этносов, социальных и проф. групп и т и), так и «малых» (трудовые, учебные, спорт коллективы, а также семьи). Важное достижение отеч С.и. - вычленение именно социально-психол подхода к изучению групп, выяснение тех условий, при к-рых заданная внеш. обстоятельствами группа становится для ее членов психол реальностью Под этим углом зрения изучаются такие феномены, как сплоченность, лидерство, принятие групповых решений и др. Все эти процессы рассматриваются не просто в связи с той деятельностью, к-рой занимается группа, но и как опосредованные этой деятельностью, что позволяет рассмотреть процесс развития группы как процесс развития этого опосредования Важный компонент этого раздела С.и. - психология коллектива, рассматривающая достижение группой такой стадии развития, когда все групповые процессы в ней опосредованы совм. деятельностью, а члены группы принимают цели и ценности группы как свои собственные.

Изучение психол характеристик групп позволяет перейти к анализу социально-психол проблем личности Хотя личность предстает предметом исследования многих наук, прежде всего общей психологии, у С.и. есть собств. задача - изучение того, каким образом и в каких конкретных группах личность усваивает социальные влияния, через какую из систем ее деятельности, с др. стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совм. деятельности). При таком подходе особое значение приобретают такие проблемы, как социализация, формирование и смена социальных установок и др.

Все названные фундам проблемы С. и имеют большое практич. значение Социально-психол исследования проводятся в сфере пром произ-ва для изучения психол климата в рабочих бригадах, совершенствования межличностных отношений, повышения трудовой мотивации и пр, а также в спорте, торговле, «службе семьи» и т.д. Особое значение прикладные социально-психол исследования приобретают в области воспитания Все три осн.раздела С.и. представлены, напр., в условиях воспитат. работы в школе Знание закономерностей организации общения учащихся как между собою, так и с учителем способствует сплочению коллектива класса Вооруженность этими знаниями учителя служит для него важным резервом повышения эффективности воспитат. воздействия Это относится и к знаниям законов образования коллектива, формирования социальных установок школьников, подготавливающих их активную социальную позицию Решение этих задач требует усиления социально-психол подготовки учителя, в частности введения соответствующих курсов в пед. ин-тах Однако работа по проведению система-тич социально-психол исследований в школе требует, так же как и в др. прикладных областях С.и., организации спец. «социально-психол службы» В системе воспитания такая служба еще только складывается В ее задачи входит диагностика состояний трудовых и уч коллективов, консультирование руководителей и членов коллективов по разл социально-психол проблемам и, самое главное, обучение руководителей разного звена общению С этой целью в С.и. разрабатываются спец. программы активной социально-психологической подготовки, в т.ч. социально-психологического тренинга

Лит Социальная психология, под ред. Г II Предвечного, Ю А Шерковина, M, 1975, Методология и методы социальной психологии, под ред. E В Шороховой, M, 1977, Методы социальной психологии, под ред. E С Кузьмина, В E Семенова, Л, 1977, Андреева Г М, Богомолова H Н.Петров-с к а я Л А, Совр. социальная психология на Западе, М, 1978, Психол теория коллектива, под ред. А В Петровского, М, 1979, Психол механизмы регуляции социального поведения, под ред. М И Бобневой, E В Шорохо вой, М, 1979, Социальная психология, под ред. E С Кузьмина, В E Семенова, Л, 1979, ШихиревП Н, Совр. социальная психология США, М, 1979, Андреева Г М, Социальная психология, М, 1980, Социальная психология и обществ. практика под ред. E В Шороховой, В II Левкович, М, 1985, The handbook of social psychology, ed by G Lmdzey and E Aronson, v l—2, 4—5, Readmg (Mass), 1968—702, The context of social psychology a cntical assessment, ed by 3 Israel, H Tajfel, L -N V, 1972, ShaverK G, Prmciples of social psychology, Camb, 1977, Introducmg social psychology, ed by H Tajfel, С Fraser, Har-mondsworth, 1978, Psychologie sociale, ed by S Moscovici, P, 1984 Г М Андреева.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — 0

Найдено книг по теме СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — 0

Найдено презентаций по теме СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — 0

Найдено рефератов по теме СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — 0