КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ
возрастной период, характеризующийся качественными изменениями. Термин ввел отечественный психолог Л.С. Выготский. Он выделял К. в.: новорожденности, одного года, трех, семи, тринадцати и семнадцати лет.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ
условные, переходные этапы возрастного развития (онтогенеза), характеризующиеся заметными психологическими и физическими изменениями и определяемые границами стабильных возрастов: кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый и т.д.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Возрастной кризис
временное нарушение сложившегося ранее устойчивого функционирования организма и личности, знаменующее собой переход на новый возрастной этап. В В. К. вовлечены все уровни организации личности: 1) переход психофизиологических систем на новый уровень функционирования; 2) изменение межличностных взаимосвязей; 3) освоение новых иидов деятельности; 4) возникновение нового уровня мышления и отражения действительностью. Ноля — сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ
от греч. crisis — поворотный пункт) — условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому. Психическое развитие происходит в результате смены стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, к-рые актуализируются в К. в. Особенностью кризисных периодов является то, что часть детей в это время становятся трудновоспитуемыми, вступают в острые конфликты с окружающими, испытывают тяжелые переживания, у школьников снижается успеваемость, работоспособность, интерес к учебным занятиям. К. в. являются нормальными процессами, необходимыми для поступательного развития личности. Негативные проявления К. в. не могут считаться неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен могут значительно смягчить протекание К. в.

Источник: Педагогический словарь

Кризисы возрастные
[кризис + возраст] – условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому. Возрастная периодизация развития ребенка структурно-функционально проявляется в том, что, во-первых, достаточно продолжительное плавное, динамичное течение развития чередуется с относительно непродолжительными периодами «бурного» развития ребенка, когда в нем происходят достаточно радикальные изменения, которые обостряют противоречия между возрастными потребностями и ограниченными возможностями. В аспекте диалектического закона перехода накапливаемого количества в новое качество отмеченная сложная природа детского развития является вполне закономерным психосоматическим явлением, с объективным существованием которого необходимо считаться и родителям, и педагогам, и обществу. Кризисные и динамические периоды чередуются, и поэтому всякая возрастная периодизация должна учитывать это чередование. Л.С. Выготский предлагал периодизацию развития ребенка, ориентированную на следующий ряд возрастных кризисов: кризис новорожденности –младенческий возраст (2 месяца – 1 год), кризис 1 года – раннее детство (13 года), кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет), кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 лет), кризис 13 лет – пубертатный возраст (14-17 лет), кризис 17 лет.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ
условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом мн. исследователи рассматривали эти моменты как "болезни роста", негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Л.С. Выготский разработал оригинальную концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с К.в. Психическое развитие осуществляется посредством смены т.н. стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в К.в. На этих этапах происходит коренная смена всей социальной ситуации развития ребенка, возникает новый тип отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. К.в. - закономерные и необходимые этапы развития ребенка; т.о., понятие "кризис" в данном контексте не несет негативной окраски. Однако нередко К.в. сопровождаются проявлениями отрицательных черт поведения. Источник этого явления - противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами педагогического воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. Но негативные проявления К.в. не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен могут значительно смягчить протекание К.в. См. также Капризы, Негативизм,Самостоятельность

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Кризисы возрастные
переходные этапы возрастного развития. В отечественной психологии термин «возрастные кризисы» введен Л.С.Выготским, в зарубежных подходах это понятие используется в психоаналитической традиции (З.Фрейд, Э.Эриксон). К. в. возникают на стыке двух возрастов и выражают завершение одного этапа развития и начало другого. По мнению Выготского, К. в. связан с возникновением психологических новообразований в предшествующий стабильный период развития, которые приводят к разрушению сложившейся социальной ситуации развития и возникновению другой, соответствующей уровню психологического развития ребенка. Процесс перехода на новую возрастную ступень связан с перестройкой взаимоотношений ребенка с окружающими его людьми, которая может протекать в конфликтной форме. В детском возрасте обычно выделяют «кризис первого года жизни», «кризис трех лет», «кризис семи лет», «подростковый кризис», «юношеский кризис». Основные поведенческие проявления К. в. — трудновоспитуемость, упрямство, негативизм, капризность, раздражительность и др. Форма, длительность и интенсивность протекания К. в. зависят от индивидуально-психологических особенностей ребенка и условий его социализации. Негативизм и конфликтность ребенка могут рассматриваться как показатель неблагополучия системы отношений со взрослым. К. в. является сложным в воспитательном отношении и требует внимания к ребенку и его потребности в самостоятельности и новом уровне отношений. Психолого-педагогическая поддержка ребенка в период К. в. может заключаться в расширении его возможностей, помощи в овладении средствами, необходимыми для удовлетворения новых потребностей и освоения новых сфер жизни. К. в. приобретает затяжное течение, если потребность ребенка в новой социальной ситуации развития подавляется внешними социальными требованиями. Любой кризис развития личности может иметь «позитивный» и «негативный» варианты разрешения. В случае позитивного разрешения К. в. личность приобретает психологические новообразования, которые могут усилить ее потенциал развития (например: чувство доверия к миру, автономность, инициативу, самостоятельность, расширение круга социальной самореализации, общность с другими людьми). Негативный вариант разрешения кризиса личности формирует новообразования, накладывающие существенные ограничения на ее дальнейшую самоактуализацию (например: чувство недоверия, зависимость, пассивность, сужение круга общения, интересов и социальной деятельности). В ситуации К. в. человеку требуется психологическая поддержка, а в некоторых случаях — профессиональная психологическая помощь.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ
от греч. krisis — переломный момент, исход), условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В дет. психологии эмпирически отмечалась неравномерность дет. развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом мн. исследователи (3. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Л. С. Выготский разработал оригинальную концепцию, в к-рой рассматривал возрастное развитие как диалектич. процесс. Этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с К. в. Психич. развитие осуществляется посредством смены т. н. стабильных и критич. возрастов (см. Возраст). В рамках стабильного возраста вызревают психич. новообразования, к-рые актуализируются в К. в. Выготский описал след. К. в.: кризис новорожденного — отделяет эмбриональный период развития от младенч. возраста; кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства; кризис 3 лет — переход к дошк. возрасту; кризис 7 лет — соединит, звено между дошк. и шк. возрастом; кризис 13 лет — совпадает с переходом к подростковому возрасту.
На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка — возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. К. в. — закономерные и необходимые этапы развития ребенка; т. о., понятие «кризис» в данном контексте не несет негативной окраски. Однако нередко К. в. сопровождаются проявлениями отри-цат. черт поведения (конфликтность в общении, упрямство, негативизм и т. п.). Источник этого явления — противоречие между возросшими физич. и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами пед. воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В шк. возрасте в рамках К. в. у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к уч. занятиям, общее снижение работоспособности. На остроту протекания К. в. оказывают влияние индивидуальные особенности ребенка.
Яркую негативную окраску имеет, напр., кризис 3 лет, когда прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых.
Негативные проявления К. в. не являются неизбежными. Гибкая смена воспитат. воздействий, учет происходящих с ребенком перемен могут значительно смягчить протекание К. в.
Лит.: Выготский Л. С., Проблема возраста, в кн.: Собр. соч., т. 4, М., 1984. См. также лит. при ст. Возраст.
М. А. Степанова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
86.50 кб

Характеристика возрастных кризисов учителя

Агапов Валерий Сергеевич, Тимофеева Ольга Валерьевна
Статья посвящена анализу полученных результатов эмпирического исследования индивидуально-личностных особенностей возрастных кризисов учителя и возрастной динамики их профессионального становления.
Читать PDF
355.42 кб

ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС: К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ

Грязнова Елена Владимировна, Мухина Татьяна Владимировна, Левашова Анастасия Михайловна
В современном обществе кризисов вопрос о возрастном кризисе становится актуальным по следующим причинам. Во-первых, такие цивилизационные кризисы как экологический, экономический, демографический и др.
Читать PDF
336.05 кб

Кризисы возрастного развития периода взрослости

Яшкова А. Н.
В статье представлено систематическое обобщение психологических характеристик типичных кризисов на разных этапах взрослости: кризисы молодости, зрелости, поздней взрослости с выявлением закономерных этапов прохождения каждого криз
Читать PDF
490.73 кб

Причины детской конфликтности в периоды возрастных кризисов

Истратова О. Н.
Читать PDF
431.90 кб

Онлайн-игра как способ преодоления кризиса в разные возрастные периоды

Горьковая Ирина Алексеевна
В статье рассматривается онлайн-игра, виртуальная среда которой создает феномен присутствия, что позволяет проявлять способность к осознанной саморегуляции субъекта и повышать ее эффективность находить новые креативные решения жиз
Читать PDF
680.09 кб

Ассоциативные карты в работе с возрастным кризисом, осложненным неврастенией

Дмитриева Наталья Витальевна, Перевозкина Юлия Михайловна, Красовская Наталия Рудольфовна
Статья посвящена проблемам психотерапии нормативного возрастного кризиса. Рассматриваются возможности использования ассоциативных карт в работе с кризисом 45-60-ти лет, осложненным неврастенией.
Читать PDF
262.52 кб

Деформация субъективной картины жизненного пути как фактор возрастного кризиса

Ральникова Ирина Александровна, Ипполитова Елена Александровна
Субъективная картина жизненного пути рассматривается как психический образ, отражающий основные события жизни человека, который трансформируется в периоды возрастных кризисов.
Читать PDF
385.18 кб

Эмопиональное выгорание в контексте переживания возрастного кризиса педагогами

Дмитриева Юлия Николаевна
Приводятся результаты исследования по выявлению особенностей протекания возрастного кризи­са у людей, занимающихся педагогической деятельностью.
Читать PDF
427.69 кб

Исследование уровня стресса и копинг-стратегий в нормативном возрастном кризисе

Чипеева Надежда Александровна
Представлены результаты фрагмента исследования взаимосвязи уровня стресса, копинг-стратегий, черт личности и особенностей эмоционального интеллекта у людей, испытывающих нормативный кризис.
Читать PDF
104.00 кб

Соотношение возрастных и профессиональных кризисов в развитии взрослого человека

Головей Лариса Арсеньевна, Манукян Виктория Робертовна, Петраш Марина Дмитриевна
В статье рассматривается соотношение возрастных и профессиональных кризисов в периоде от 28 до 45 лет.
Читать PDF
267.42 кб

Интернализационный кризис в процессе социализации (возрастная специфика проблемы)

Махиянова Алина Владимировна
В статье дано авторское определение понятия ««интернализационный кризис», представлен материал социологического исследования, в котором эмпирически обосновываются причины и последствия развития интернализационнного кризиса в проце
Читать PDF
837.24 кб

Кризисы развития: по результатам контент-анализа шестидесяти возрастных периодизаций

Краснова Оксана Викторовна, Краснов Андрей Андреевич
Возрастные периодизации могут служить теоретическим содержательным материалом, связывающим объяснительные концепции с эмпирикой как отражение накопленного поколениями ученых опыта наблюдений и осмысления процессов развития личност
Читать PDF
786.68 кб

Педагогические аспекты рассмотрения кризисов возрастного развития дошкольного детства

С. А. Сидоренко
Читать PDF
162.64 кб

К проблеме исследования возрастного кризиса детей с разным уровнем школьной готовности

Василенко Виктория Евгеньевна
Статья посвящена проблеме развития детей в период «кризиса семи лет». Цель исследования обнаружить особенности кризисной симптоматики у детей с разным уровнем школьной готовности.
Читать PDF
16.20 мб

Синергетические основания исследования детства: возрастные кризисы как точки бифуркации

Суворкина Елена Николаевна
В статье анализируется значимость синергетического подхода для изучения детства. Под синергетикой понимается наука, исследующая процессы самоорганизации в природе и обществе.