Кризис
Кризис
состояние, порождаемое вставшей перед человеком проблемой, от которой он не может уйти в короткое время и привычным способом.
Источник: Педагогическая антропология. Словарь
Кризис
состояние внутреннего конфликта, переживаемого человеком или группой людей в связи с возникновением сложной жизненной ситуации, когда привычные методы приспособления к среде оказываются неэффективными.
КРИЗИС
(от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – резкий крутой перелом, тяжелое переходное состояние. К. внутренний конфликт, переживаемый человеком или группой людей в связи с возникновением сложной жизненной ситуации, когда привычные способы приспособления к среде оказываются неэффективными.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Кризис
[ < гр. krisis – поворотный пункт, исход, решение] – 1) резкий, крутой перелом; тяжелое переходное состояние какого-л. процесса, социального института, сферы общества (духовной, политической, финансовой) или общества в целом; 2) мед. перелом в течении болезни, сопровождающийся быстрым понижением температуры и исчезновением всех признаков болезни; 3) эконом. назревшее несоответствие между существующими экономическими механизмами и изменившимися в результате развития экономики условиями хозяйственной деятельности (К. структурный); 4) острый недостаток, нехватка чего-л. См. Кризис экологический.
КРИЗИС
от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — психол. 1) тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т. п; 2) эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни. Педагогику интересуют возрастные кризисы (кризисы развития), возникающие при переходе от одной возрастной ступени к другой; они связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания. Форма, длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуальных особенностей, социальных условий и педагогической системы в целом.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
КРИЗИС
(гр. κρισις – исход, переломный момент) – резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние; острый недостаток, нехватка чего-либо; состояние, когда существующие средства и механизмы достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы, для преодоления которых нужны новые модели мышления и действий. Кризисные состояния возникают в различных сферах жизнедеятельности общества: в экономике, политике, культуре и т. д. Сущность кризиса высшего образования в Украине в начале нового тысячелетия характеризуется отсутствием общего подхода к его модернизации, аморфностью его целей и, как следствие, спорадическими попытками применить тот или иной опыт развитых стран. Кризисные явления в отечественном высшем образовании обусловлены не только социально-экономическими проблемами, но и объективными общемировыми тенденциями развития системы образования. Прежде всего, это изменение функций образования, которое становится массовым и перестает быть просто способом подготовки специалистов для разных сфер жизнедеятельности. Высшее образование становится обязательным этапом развития человека, фактором повышения уровня интеллектуализации нации. В связи с этим на первое место выходит проблема качества образования и его содержания. В условиях глобализации обостряется конкуренция, в том числе и в сфере высшего образования. Отсюда – необходимость подготовки конкурентоспособного специалиста в мировом контексте, а не только в условиях Украины. Динамика изменений в области технологий, информации, знаний обусловливает проблему подготовки студента к самостоятельному обучению и использованию информации в повседневной деятельности. Это также требует серьезных изменений в учебных планах и учебной деятельности в целом. К. высшего образования проявляется в методологическом устаревании научнопознавательных средств обучения, в неадекватности нравственного воспитания. Бессистемность огромного потока информации в рамках отдельных дисциплин, специальностей углубляет тенденции к формированию «мозаичной культуры» (Глоссарий иностранных слов, употребляемых в современном образовании / ХГИ «НУА»; под общ. ред. В. И. Астаховой, А. Л. Сидоренко. – Х. – 2000. – С. 74; Журавський В. С. Вища освіта як фактор державотворення і культури України. – К.: Ін Юре, 2003. – С. 52–55; Кремень В. Вища освіта стає обов’язковим етапом у житті людини // Освіта України. – 2002. – № 46. – С. 2; № 47. – С. 2). Е. Ю. Усик
Источник: Глоссарий современного образования.
КРИЗИС
резкий крутой перелом, тяжелое переходное состояние. Состояние внутреннего конфликта, переживаемого человеком или группой людей в связи с возникновением сложной жизненной ситуации, когда привычные способы приспособления к среде оказываются неэффективными.
Кризисы возрастные — возрастной период, характеризующийся качественными изменениями. Л.С. Выготский выделял кризисы: новорожденности, одного года, трех, семи, тринадцати и семнадцати лет.
Характерные социально-педагогические возрастные кризисные явления: новорожденности — изменение состояния и существования ребенка в
связи с рождением; первого года — период в личностном развитии ребенка на стыке младенческого и раннего возраста, когда впервые «заявляет» о себе консолидировавшееся образование; ребенок из непосредственного становится опосредованным в отношении к себе и оценке действий взрослого; 3-4 года — отрицательные и положительные стороны этого кризиса:
негативизм (отказ от выполнения любых требований взрослого); упрямство (ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал); строптивость (стремление настоять на собственном желании, идущем в разрез с устоявшимися нормами жизни); своеволие (ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения). Выделяются и такие явления, как протест-бунт (поведение ребенка приобретает черты протеста, конфликта); обесценивание (употребление ребенком неприличных слов в обращении к близким ему людям); деспотизм (проявляется часто в семьях с одним ребенком); ревность (проявляется в семьях с несколькими детьми) и пр.; 6-8 лет — школьный кризис, связанный с переходом в иную для ребенка среду. Особенно сложно он может проходить у единственных детей в семье, которые не имели опыта общения с другими детьми («домашних детей»), у детей, не посещавших детский сад. Имеют место изменения в характере и поведении: «манерничание» и «паясничание», утрата непосредственности, «начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности», самолюбие и самооценка и др.; 11-12 лет — ранний пубертат — социальные явления, характерные для ребенка, отличающегося от сверстников ранним развитием вторичных половых признаков (синдром Твиги): противопоставление себя взрослым, отчуждение себя от взрослых, завоевание новой позиции; 15-16 лет — пубертат — утверждение «я»; 17-19 лет — период, связанный с переходом в иную, отличную от школьной среды сферу, с выбором жизненного пути. Выделяются: кризис независимости (строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, которые ранее выполнялись, протест-бунт, ревность к собственности)в отличие от дошкольного кризиса он характеризует позицию «Я уже не ребенок»; кризис зависимости (чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам или вкусам, формам поведения)отражение позиции «Я ребенок и хочу оставаться им».
Кризисы возрастные — возрастной период, характеризующийся качественными изменениями. Л.С. Выготский выделял кризисы: новорожденности, одного года, трех, семи, тринадцати и семнадцати лет.
Характерные социально-педагогические возрастные кризисные явления: новорожденности — изменение состояния и существования ребенка в
связи с рождением; первого года — период в личностном развитии ребенка на стыке младенческого и раннего возраста, когда впервые «заявляет» о себе консолидировавшееся образование; ребенок из непосредственного становится опосредованным в отношении к себе и оценке действий взрослого; 3-4 года — отрицательные и положительные стороны этого кризиса:
негативизм (отказ от выполнения любых требований взрослого); упрямство (ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал); строптивость (стремление настоять на собственном желании, идущем в разрез с устоявшимися нормами жизни); своеволие (ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения). Выделяются и такие явления, как протест-бунт (поведение ребенка приобретает черты протеста, конфликта); обесценивание (употребление ребенком неприличных слов в обращении к близким ему людям); деспотизм (проявляется часто в семьях с одним ребенком); ревность (проявляется в семьях с несколькими детьми) и пр.; 6-8 лет — школьный кризис, связанный с переходом в иную для ребенка среду. Особенно сложно он может проходить у единственных детей в семье, которые не имели опыта общения с другими детьми («домашних детей»), у детей, не посещавших детский сад. Имеют место изменения в характере и поведении: «манерничание» и «паясничание», утрата непосредственности, «начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности», самолюбие и самооценка и др.; 11-12 лет — ранний пубертат — социальные явления, характерные для ребенка, отличающегося от сверстников ранним развитием вторичных половых признаков (синдром Твиги): противопоставление себя взрослым, отчуждение себя от взрослых, завоевание новой позиции; 15-16 лет — пубертат — утверждение «я»; 17-19 лет — период, связанный с переходом в иную, отличную от школьной среды сферу, с выбором жизненного пути. Выделяются: кризис независимости (строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, которые ранее выполнялись, протест-бунт, ревность к собственности)в отличие от дошкольного кризиса он характеризует позицию «Я уже не ребенок»; кризис зависимости (чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам или вкусам, формам поведения)отражение позиции «Я ребенок и хочу оставаться им».