Кризис

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Кризис
состояние, порождаемое вставшей перед человеком проблемой, от которой он не может уйти в короткое время и привычным способом.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Кризис
состояние внутреннего конфликта, переживаемого человеком или группой людей в связи с возникновением сложной жизненной ситуации, когда привычные методы приспособления к среде оказываются неэффективными.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

КРИЗИС
(от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – резкий крутой перелом, тяжелое переходное состояние. К. внутренний конфликт, переживаемый человеком или группой людей в связи с возникновением сложной жизненной ситуации, когда привычные способы приспособления к среде оказываются неэффективными.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Кризис
[ < гр. krisis – поворотный пункт, исход, решение] – 1) резкий, крутой перелом; тяжелое переходное состояние какого-л. процесса, социального института, сферы общества (духовной, политической, финансовой) или общества в целом; 2) мед. перелом в течении болезни, сопровождающийся быстрым понижением температуры и исчезновением всех признаков болезни; 3) эконом. назревшее несоответствие между существующими экономическими механизмами и изменившимися в результате развития экономики условиями хозяйственной деятельности (К. структурный); 4) острый недостаток, нехватка чего-л. См. Кризис экологический.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

КРИЗИС
от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — психол. 1) тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т. п; 2) эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни. Педагогику интересуют возрастные кризисы (кризисы развития), возникающие при переходе от одной возрастной ступени к другой; они связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания. Форма, длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуальных особенностей, социальных условий и педагогической системы в целом.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

КРИЗИС
(гр. κρισις – исход, переломный момент) – резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние; острый недостаток, нехватка чего-либо; состояние, когда существующие средства и механизмы достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы, для преодоления которых нужны новые модели мышления и действий. Кризисные состояния возникают в различных сферах жизнедеятельности общества: в экономике, политике, культуре и т. д. Сущность кризиса высшего образования в Украине в начале нового тысячелетия характеризуется отсутствием общего подхода к его модернизации, аморфностью его целей и, как следствие, спорадическими попытками применить тот или иной опыт развитых стран. Кризисные явления в отечественном высшем образовании обусловлены не только социально-экономическими проблемами, но и объективными общемировыми тенденциями развития системы образования. Прежде всего, это изменение функций образования, которое становится массовым и перестает быть просто способом подготовки специалистов для разных сфер жизнедеятельности. Высшее образование становится обязательным этапом развития человека, фактором повышения уровня интеллектуализации нации. В связи с этим на первое место выходит проблема качества образования и его содержания. В условиях глобализации обостряется конкуренция, в том числе и в сфере высшего образования. Отсюда – необходимость подготовки конкурентоспособного специалиста в мировом контексте, а не только в условиях Украины. Динамика изменений в области технологий, информации, знаний обусловливает проблему подготовки студента к самостоятельному обучению и использованию информации в повседневной деятельности. Это также требует серьезных изменений в учебных планах и учебной деятельности в целом. К. высшего образования проявляется в методологическом устаревании научнопознавательных средств обучения, в неадекватности нравственного воспитания. Бессистемность огромного потока информации в рамках отдельных дисциплин, специальностей углубляет тенденции к формированию «мозаичной культуры» (Глоссарий иностранных слов, употребляемых в современном образовании / ХГИ «НУА»; под общ. ред. В. И. Астаховой, А. Л. Сидоренко. – Х. – 2000. – С. 74; Журавський В. С. Вища освіта як фактор державотворення і культури України. – К.: Ін Юре, 2003. – С. 52–55; Кремень В. Вища освіта стає обов’язковим етапом у житті людини // Освіта України. – 2002. – № 46. – С. 2; № 47. – С. 2). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.

КРИЗИС
резкий крутой перелом, тяжелое переходное состояние. Состояние внутреннего конфликта, переживаемого человеком или группой людей в связи с возникновением сложной жизненной ситуации, когда привычные способы приспособления к среде оказываются неэффективными.
Кризисы возрастные — возрастной период, характеризующийся качественными изменениями. Л.С. Выготский выделял кризисы: новорожденности, одного года, трех, семи, тринадцати и семнадцати лет.
Характерные социально-педагогические возрастные кризисные явления: новорожденности — изменение состояния и существования ребенка в
связи с рождением; первого года — период в личностном развитии ребенка на стыке младенческого и раннего возраста, когда впервые «заявляет» о себе консолидировавшееся образование; ребенок из непосредственного становится опосредованным в отношении к себе и оценке действий взрослого; 3-4 года — отрицательные и положительные стороны этого кризиса:
негативизм (отказ от выполнения любых требований взрослого); упрямство (ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал); строптивость (стремление настоять на собственном желании, идущем в разрез с устоявшимися нормами жизни); своеволие (ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения). Выделяются и такие явления, как протест-бунт (поведение ребенка приобретает черты протеста, конфликта); обесценивание (употребление ребенком неприличных слов в обращении к близким ему людям); деспотизм (проявляется часто в семьях с одним ребенком); ревность (проявляется в семьях с несколькими детьми) и пр.; 6-8 лет — школьный кризис, связанный с переходом в иную для ребенка среду. Особенно сложно он может проходить у единственных детей в семье, которые не имели опыта общения с другими детьми («домашних детей»), у детей, не посещавших детский сад. Имеют место изменения в характере и поведении: «манерничание» и «паясничание», утрата непосредственности, «начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности», самолюбие и самооценка и др.; 11-12 лет — ранний пубертат — социальные явления, характерные для ребенка, отличающегося от сверстников ранним развитием вторичных половых признаков (синдром Твиги): противопоставление себя взрослым, отчуждение себя от взрослых, завоевание новой позиции; 15-16 лет — пубертат — утверждение «я»; 17-19 лет — период, связанный с переходом в иную, отличную от школьной среды сферу, с выбором жизненного пути. Выделяются: кризис независимости (строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, которые ранее выполнялись, протест-бунт, ревность к собственности)в отличие от дошкольного кризиса он характеризует позицию «Я уже не ребенок»; кризис зависимости (чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам или вкусам, формам поведения)отражение позиции «Я ребенок и хочу оставаться им».

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
162.02 кб

Образование и кризис понимания

Ильинский Игорь Михайлович
Ректору Московского гуманитарного университета, Президенту Национального союза негосударственных вузов, Президенту Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, доктору философских наук, профессору И. М.
Читать PDF
254.33 кб

Модернизация высшей школы: вносит ли кризис коррективы?

28 мая 2009 г. на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена состоялось выездное заседание Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО).
Читать PDF
84.62 кб

Кризис в стране кризис в образовании

Бабурин Сергей Николаевич
Выступление на VI Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века».
Читать PDF
230.87 кб

Модернизация образования и экономический кризис

Клячко Татьяна Львовна
В условиях экономического кризиса модернизация действующей системы образования должна быть подчинена задачам антикризисной политики, поскольку в противном случае система образования может потерять экономическую устойчивость и сама
Читать PDF
312.58 кб

Кризис чтения или кризис качества чтения?

Петровская Елена Васильевна
Читать PDF
188.52 кб

Кризис школы в России в конце ХХ и начале XXI века

Иванова Т. Ф.
Читать PDF
502.95 кб

Кризис профессионального образования - тревожит ли он работодателей?

Красильникова Марина
Читать PDF
95.59 кб

Национальная идентичность России и демографический кризис

Шабунова Александра Анатольевна, Ласточкина М. А.
Читать PDF
268.90 кб

Кризис патриотического воспитания в России в конце XX в

Федосов Антон Борисович
С началом «перестройки» в стране стабильность образовательной системы была нарушена. Одним из примеров тому является разрушение системы патриотического воспитания молодежи после ] 986 г.
Читать PDF
541.83 кб

Кризис компетентности и профессиональная подготовка руководителей образовательных учреждений в услов

Кузибецкий Александр Николаевич
Проанализированы особенности кризиса личностно-профессиональной компетентности руководителей учреждений образования в условиях становления информационного общества.
Читать PDF
383.04 кб

Тотальный кризис образования

Колесникова Ирина Аполлоновна
На основе ретроспективного анализа исследуется системный кризис современного образования как кризис качества обучения, ценностно-смысловой кризис, кризис профессионально-педагогической компетентности и т.п.
Читать PDF
217.08 кб

Ценности современного общества и кризис классического университетского образования: кого и как форми

Минина Ольга Юрьевна, Мясникова Людмила Анатольевна
В статье обозначены причины кризиса современного университетского образования. Отражены основные необходимые изменения деятельности образовательных учреждений на современном этапе.
Читать PDF
1.20 мб

Кризис перепроизводства педагогических кадров

Блинов В. И.
Читать PDF
0.00 байт

Вузы: как выживать, несмотря на кризис

Юданов А. Ю.
Автор обосновывает возможные формы функционирования вузов в условиях кризиса.
Читать PDF
0.00 байт

Кризис профессионального образования тревожит ли он работодателей?

Красильникова М. Д.

Похожие термины:

  • Экологический кризис

    [кризис + экология] – временное напряжение состояния взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношен
  • Нравственный кризис

    разновидность духовного кризиса человека, пришедшего в противоречие с внешним миром. Суть нравственного кризиса в потере веры, в кризисе принятых смыслов, в потере ответственности и невыполнении
  • Кризис возрастного развития

    гр. – переломный момент) – так в психологии и педагогике называются переходные периоды развития человека от одного возрастного этапа к другому. Этим периодам, как правило, свойственно отмирание о
  • Кризис образования

    рассогласование между требованиями новой эпохи (социальные вызовы), перспективами развития куль туры и цивилизации и уровнем образования, вызванное хроническим отставанием образования от запро
  • Кризис профессионального становления

    1) перестройка личностной направленности профессионального развития, сопровождающаяся изменением смысловых структур профессионального сознания, переориентацией на новые цели, коррекцией социа
  • ДУХОВНЫЙ КРИЗИС

    внутренний кризис общественных идеалов и ценностей, составляющих нравственное ядро культуры и придающих культурной системе качество органичной целостности, аутентичности.
  • КРИЗИС СЕМЬИ

    состояние семьи как социального института, которое следует отличать от гибели или распада семьи (родительского «ядра») на финальном этапе ее жизненного цикла и от разного рода стрессовых ситуаци
  • ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ

    это ситуации, затрагивающие самые основы существования человека и обращение его к проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношений с этим миром, поиска и обретения смы
  • КРИЗИСЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

    трудности, проблемы, возникающие в воспитательном взаимодействии: кризис деятельности (процесс развития останавливается, т. к. все слишком налажено), кризис среды (то, что окружает ребенка, переста
  • КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ

    возрастной период, характеризующийся качественными изменениями. Термин ввел отечественный психолог Л.С. Выготский. Он выделял К. в.: новорожденности, одного года, трех, семи, тринадцати и семнадцат