(франц. ingenieur, от лат. ingenium – способность, изобретательность), специалист с высшим техническим образованием, первоначально – название лиц, управлявших военными машинами. Понятие гражданский И. появилось в XVI в. в Голландии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и других странах. Первые учебные заведения для подготовки И. были созданы в XVII в. в Дании, в XVIII в. – в Великобритании, Франции, Германии, Австрии и др. В России первая инженерная школа основана Петром I в 1712 г. в Москве. В Петербурге были открыты Горное училище, приравненное к академиям (1773), Институт инженеров путей сообщения (1809), Училище гражданских инженеров (1832, с 1882 г. – Институт гражданских инженеров), Инженерная академия (1855). С XIX в. за рубежом стали различать И.- практиков, или профессиональных И. (по существу специалистов, имевших квалификацию техника), и дипломированных И., получивших высшее техническое образование (Civil Engineer).
Подготовка И. осуществляется в различного типа и профиля высших учебных заведениях по следующим отраслям технического образования: геологическое, горное, энергетическое, металлургическое, машиностроительное и приборостроительное, радиоэлектронное, лесоинженерное, химико-технологическое, технологическое, строительное, геодезическое, гидрометеорологическое, транспортное, инженерно- экономическое и др. Осуществляется также и подготовка И. комплексных профилей – И.- физик, И.-математик и др. Учебный план каждой инженерной специальности рассчитан на 5–6 лет и состоит из трех циклов учебных дисциплин: о6щенаучных; общеинженерных; специальных. Общенаучные и общеинженерные дисциплины обеспечивают подготовку специалистов широкого профиля, общеспециальные дисциплины (например, теория технологических процессов, теория расчета и конструирование машин и приборов и др.) закладывают научные основы специальной подготовки будущего И. Общеинженерная подготовка, как правило, осуществляется на младших курсах, специальная – на III–V курсах. В процессе обучения будущие И. выполняют ряд расчетно-графических и учебно- исследовательских работ и курсовых проектов, проходят учебную и производственную практику. Выпускники втузов защищают дипломный проект, сдают государственные экзамены и получают квалификацию И. (в соответствии с избранной специальностью – механика, электрика, технолога, экономиста и др.).
Научные и научно-педагогические кадры в области техники готовятся в системе аспирантуры втузов и научно-исследовательских учреждений.
В.А. Юдин
313.49 кб
Гуманитаризация математического образования как фактор повышения качества подготовки будущих инженер
В статье исследуется проблема гуманитаризации математического образования студентов технических вузов как фактор повышения качества профессиональной подготовки.