ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Психология инженерная
отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной [49, c. 64].

Источник: Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования

Инженерная психология
отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе деятельности; разрабатывает требования к конструкции машин и приборов с учетом человеческого фактора.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
область психологии, в которой рассматриваются процессы и средства информационного взаимодействия человека и машины, процессы приема, переработки и хранения человеком информации, методы психодиагностики и профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ПСИХОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНАЯ
раздел психологии, в котором изучается взаимодействие человека и технических устройств. Основными задачами инженерной психологии являются исследования процессов приема, переработки и хранения информации человеком, которые осуществляются при проектировании технических устройств и управлении ими. Работа в инженерной психологии ведется по следующим направлениям: изучение структуры операторской деятельности, ее психофизиологических и психологических аспектов; инженерно-психологическое проектирование; психологическое обеспечение научной организации труда; профессиональный отбор, подбор, обучение и расстановка кадров.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
прикладное направление психологии труда. Изучает взаимосвязи между конструкциями пультов управления и особенностями восприятия и переработки информации операторами. Разрабатывает научно обоснованные пульты управления, проектирует и конструирует их с учетом пропускной способности анализируемых систем человека (зрительной, слуховой и др.). Важно, чтобы поток анализируемых сигналов не превышал психофизиологических возможностей. При конструировании учитываются также и другие формы взаимодействия между оператором и машиной, которые характеризуются рабочей позой оператора, величиной усилия, скоростью, траекторией, числом движений.
Л.А. Леонова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека. И. п. взаимодействует с психологией управления. Данные И. п. используются для разработки методики применения технических средств обучения. Возникновение И. п. обусловлено техническим прогрессом и связанным с ним возрастанием роли человеческого фактора в разработке, проектировании, конструировании и эксплуатации техники. Как самостоятельная наука начала формироваться в годы Второй мировой войны. В начале 1950-х гг. были созданы первые лаборатории И. п., где разрабатывались проблемы эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Важная задача И. п. – обучить человека управлять техникой, что в условиях оснащения образовательного процесса современными техническими средствами обучения является задачей первостепенного значения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая психические процессы, состояния и свойства человека с целью решения инженерных задач: разработки технических средств трудовой деятельности, познания и общения. И.п. возникла в 40-х гг. 20 в. Осн. объектом исследования И.п. является система "человек - машина (более широко - орудие труда) - среда". И.п. изучает гл. звено системы - деятельность человека, управляющего машиной (оператора). Одна из осн. проблем в И.п. - прием и переработка информации человеком-оператором. И.п. разрабатывает рекомендации к средствам передачи информации и организации информационных моделей. Другая проблема И.п. - структура деятельности оператора и ее механизмы. И.п. разрабатывает рекомендации к организации технологического процесса, а также средства передачи информации к органам управления. Изучается динамика работоспособности человека и определяется режим работы человека-оператора. И.п. изучает также зависимость эффективности совместной деятельности от различных психологических и социальных факторов. В разработке этих проблем И.п. объединяется с социальной психологией. Важная задача И.п. - обучение человека управлению техникой. И.п. принимает участие в проектировании и создании специальных тренажеров, разрабатывает методы обучения и тренировки. Исследуя индивидуально-психологические особенности людей и их проявления в деятельности по управлению техникой, И.п. разрабатывает принципы и методы профессионального отбора, прежде всего для тех видов деятельности, которые предъявляют особо высокие требования к психологическим свойствам человека (труд пилота, космонавта, подводника и т.п.). Результаты исследования операторской деятельности могут использоваться в организации учебной деятельности школьников, особенно в связи с компьютеризацией обучения.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая психич. процессы, состояния и свойства человека с целью решения инж. задач: разработки техн. средств трудовой деятельности, познания и общения. Занимает пограничное положение между психол. и техн. науками. И. п. возникла в 40-х гг. 20 в. как ответ на потребность науч.-техн. прогресса в знаниях о человеке, к-рый должен пользоваться техникой. С развитием техники существенно изменяются роль и функции человека в производств. процессе: он все более освобождается от транспортных, энергетич. и технол. функций, его осн. задачами все чаще становятся управление работой машин и контроль за ними. Нередко человеку приходится управлять одновременно мн. объектами, часто в непривычных условиях (шум, вибрации, невесомость и т. д.). При этом он, как правило, не имеет возможности вести непосредств. наблюдение за объектом управления: информация поступает к нему через приборы в закодированной (условной) форме. Все это создает особые (иногда очень высокие) требования к процессам восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональным и волевым свойствам человека. Поактич. задачу приспособления техники и технол. процессов к человеку призвана решать И. п.
Осн. объектом исследования И. п. является система «человек — машина (более широко—орудие труда) — среда». Эта система изучается мн. науками (техн., биол. и психол.), к-рые объединяются в науч.-практич. комплекс, получивший назв. «эргономика» (от греч. ergon — работа и nomos — закон). Решающую роль в формировании этого комплекса сыграла И. п., к-рая изучает гл. «звено» системы «человек — машина — среда»: деятельность человека, управляющего машиной (оператора).
Одна из основных проблем в И. п.— прием и переработка информации человеком-оператором. Экспериментально доказано, что возможности человека по приему и переработке информации ограниченны; если скорость ее передачи превышает нек-рую границу, то оператор начинает допускать ошибки; слишком малая скорость также приводит к негативным явлениям. Для каждого конкретного вида деятельности можно найти оптимальную скорость, при к-рой человек работает наиб. эффективно. Очень важно определить наилучший способ передачи информации. Одна и та же по объему информация может передаваться человеку разл. способами: в виде показаний стрелочных приборов, телевизионного изображения, звуковых сигналов и т. д. Организованная совокупность сигналов, передающих человеку-оператору информацию об объекте управления, называется в И. п. информац. моделью. Основными их видами являются наглядные, знаковые, графич. и комбиниров. модели. При работе с каждым из видов особым образом складываются соотношения между процессами восприятия, памяти, мышления. На основе изучения психич. процессов, обеспечивающих прием и переработку информации человеком, И. п. разрабатывает рекомендации к средствам передачи информации и организации информац. моделей.
Др. проблема И. п.— строение деятельности оператора и ее механизмы. Эта деятельность включает мотивы и цели, антиципацию (предвидение), планирование, проверку результатов. Она представляет собой определенную последовательность действий. На основе исследования деятельности И. п. разрабатывает рекомендации к организации технол. процесса, а также средства передачи информации к органам управления. В связи с анализом деятельности изучается динамика работоспособности человека: Работоспособность имеет неск. фаз: в начале работы она повышается, достигая нек-рого устойчивого уровня; этот уровень сохраняется в течение какого-то времени; затем наблюдаются колебания работоспособности и, наконец, ее падение (утомление). В соответствии с динамикой работоспособности определяется режим работы человека-оператора.
И. п. исследует не только индивидуальную, но и совм. деятельность людей, управляющих техникой. И. п. изучает зависимость эффективности совм. деятельности от численности рабочих групп (коллективов), психол. особенностей членов группы, взаимного обмена информацией между ними и т. д. Данные этих исследований используются при формировании рабочих групп (коллективов). В разработке проблемы совм. деятельности И. п. объединяется с социальной психологией.
Важная задача И. п.—обучение человека управлению техникой. Исследуются процессы формирования навыков и умений, связанных с восприятием и осмысливанием показаний приборов, выработкой оптимальных способов выполнения операций по управлению машинами, формированию эмоциональной устойчивости человека, т. е. его способности работать в условиях неожиданностей и большого напряжения, и др. И. п. принимает участие в проектировании и создании спец. тренировочных машин (тренажеров), разрабатывает методы обучения и тренировки.
Наконец, И. п. исследует индивиду адь-но-психол. особенности людей и их проявления в деятельности по управлению техникой. В этой связи разрабатываются принципы и методы проф. отбора, прежде всего для таких видов труда человека-оператора, к-рые предъявляют особо высокие требования к его психол. свойствам (труд пилота, космонавта, подводника и т. п.).
Данные И. п. и разрабатываемые ею рекомендации могут быть использованы для решения мн. задач, возникающих в разных сферах практики, в частности педагогической. Прежде всего это касается создания уч. техники, к-рая должна проектироваться с учетом всех принципов ее «психол. удобств» для учащихся и учителя. Напр., среди вопросов, относящихся к уч. телевидению, важными являются такие, как определение оптимального объема информации, к-рую целесообразно сообщать в течение одной передачи, соотношения наглядного мате-териала и информации, выраженной в знаковой (в частности, языковой) форме, распределение информации во времени и т. д. Ясно, что точность и прочность усвоения информации, сообщаемой в уч. телевизионной передаче, зависит от того, как эта передача организует восприятие и внимание учащихся, процессы запоминания и мышления. Данные И. п. могут быть полезны также для оформления учебников и уч. пособий.
В связи с применением данных И. п. в пед. практике возникает необходимость учета возрастных особенностей школьников при создании уч. техники, а также возможностей разл. видов этой техники в плане развития физич. и умственных способностей учащихся. Достижения науч.-техн. прогресса уже сейчас могут обеспечить создание спец. техн. средств для развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления учащихся. Особенно большая роль здесь принадлежит компьютерам, к-рые позволяют решать широкий круг задач умственного развития человека.
Результаты исследования операторской деятельности (как индивидуальной, так и совместной) могут использоваться в организации уч. деятельности школьников. наиб. ценность в этом плане представляют данные о формировании умственных действий с разными видами информац. моделей. Их применение в уч. процессе с учетом принципов И. п. обеспечивает возможность формировать и развивать широкий спектр умственных действий и благодаря этому готовить школьника к овладению совр. техникой. Наконец, знакомство школьников с основами И. п.— важный момент политехн. обучения.
Лит.: Инж. психология. Сб. ст., М., 1964; Инж. психология. Сб. ст., пер. с англ., М., 1964; Ломов Б. Ф., Человек и техника, М., 1966; его же, Науч.-техн. прогресс и средства умственного развития человека, ПЖ, 1985, № 6; Инж. психология за рубежом. Сб. ст., пер. с англ., М., 1967; Инж. психология. Теория, методология, практич. применение, М., 1977; Справочник по инж. психологии, М., 1982; Основы инж. психологии, M. Б. Ф. Ломов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
142.93 кб

От инженерной психологии к эргономике

Мунипов В. М.
Читать PDF
116.88 кб

Инженерная психология, техника и психика

Ткачев И. И.
Читать PDF
529.83 кб

Социалогия и психология в инженерном образовании

Федоров И.
Читать PDF
358.87 кб

«Инженерная психология» в техническом университете

Ветров Ю. , Кондратьева М.
Читать PDF
216.19 кб

В.П. ЗИНЧЕНКО И СТАНОВЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СССР

Смолян Георгий Львович
В статье дан обзор трудов В.П. Зинченко в области инженерной психологии в период от начала 1960-х до середины 1970-х гг.
Читать PDF
154.47 кб

Подготовка специалистов в области инженерной психологии и эргономики

Вайнштейн Лев, Дик Сергей, Щербина Наталья, Яшин Константин
Рассмотрены состояние и перспективы подготовки кадров на кафедре инженерной психологии и эргономики Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.
Читать PDF
148.67 кб

Возможности инженерной психологии при исследовании когнитивных процессов

Ларкин Евгений Васильевич, Привалов Александр Николаевич, Акименко Татьяна Алексеевна
Рассмотрены вопросы инженерной психологии при исследовании когнитивных процессов, представлен процесс управления оператором эргатической системой, воспроизводимый на тренажёре, разделенный на состояния, каждое из которых ссуще-ств
Читать PDF
1.16 мб

Социально-психологическая компетентность в континууме инженерной культуры

Литке С.Г.
Понятие «инженерная культура» интериоризируется в различные сферы науки и практики, в том числе в сферу гуманитарных наук, динамично экспансируя различные сферы научного и эмпирического знаний.
Читать PDF
159.32 кб

Концепция «Извлечение экспертных знаний» в инженерно-психологическом контексте

Червинская Ксения Ральфовна
Зарубежные исследователи часто выделяют когнитивную эргономику как направление, предназначенное для исследования процессов оптимизации взаимодействия человека и компьютера, и инженерию знаний как направление, изучающее извлечение
Читать PDF
413.09 кб

Изучение категории «Образ» в инженерной психологии: историко-логический ракурс

Протопопов Владимир Михайлович
Читать PDF
545.88 кб

К вопросу внедрения принципов инженерной психологии в кардиологическую практику

Александров С.А., Александров С.С.
Использование интегральных показателей может облегчить восприятие результатов лабораторных исследований в плане прогнозирования инфарктного повреждения сердечной мышцы.
Читать PDF
131.10 кб

Психология труда, инженерная психология и эргономика: историко-психологический анализ

Носкова Ольга Геннадьевна
Автор обсуждает предмет, задачи, общественный статус психологии труда, инженерной психологии и эргономики, соотношение этих научных дисциплин в разные периоды второй половины ХХ - начала XXI в. в России.
Читать PDF
195.77 кб

Психологическое формирование студентов инженерной специальности к трудовой деятельности

Ильина О.И.
В статье рассмотрено значение изучения курса лекций инженерная психология для студентов технических специальностей.
Читать PDF
76.21 кб

Особенности инженерно-психологического обеспечения проектирования социотехнических систем

Дорожко Г. К., Трофимов Ю. Л.
Статья посвящена применению САПР в отраслях промышленности нашей страны, исследованию этого процесса е точки трения функционирования целостной социотехнической системы и ее инженерно-психологического обеспечения
Читать PDF
578.63 кб

Психолого-педагогические аспекты проблемы развития инженерного мышления младших школьников

Нешумаев Михаил Викторович, Колесникова Анна Сергеевна, Цоцко Татьяна Валерьевна
В исследовании анализируются теоретические основы и собственное содержание понятия «инженерное мышление» так, как оно позиционируется внутри общенаучного и прикладного педагогического дискурса.