то же, что и «умственная деятельность». К этой категории можно отнести всю область познавательных процессов человека в той мере, в какой они протекают преднамеренно – внимание, ощущения, восприятие, память, воображение, мышление (переформулировав сказанное в терминах преднамеренных актов, соответственно получим: аттенционные, сенсорные, перцептивные, мнемические, имажинитивные, мыслительные действия). Один из глубоко укорененных в массовом общественном сознании предрассудков состоит в том, что труд подразделяют на «умственный» (т.е. интеллектуальный) и «физический». Это психологически не точно, поскольку любые трудовые движения человека (начиная от перемещения тубуса микроскопа и кончая работой кузнеца ручной ковки) всегда идут под контролем познавательных процессов, в частности, мало еще изученного в психологии практического мышления (см. Ум; Интеллект)).
Лит.: Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М., 1982; Завалишина Д.Н. Мышление в материально-производственном труде // Психологический журнал. 1984.
№ 5; Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для непсихологических вузов. – М., 1997; Корнилов Ю.К. Мышление в производственной деятельности. – Ярославль, 1984; Якиманская И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. – М., 1979.
Е.А. Климов
261.27 кб