Государственные образовательные стандарты
СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
нормативные документы, устанавливающие преимущественные нормы, параметры, правила, показатели уровня качества обучения, а также термины, обозначения и другие характеристики образования для обеспечения его результатов на основе единства и взаимосвязи науки, практики передового педагогического опыта. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством РФ.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Государственные образовательные стандарты
эталонный уровень образования, они определяют минимум содержания основных образовательных программ (включающих учебный план и программы), максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Область действия стандарта нормативно-правовая. Главный объект — нормирование содержания образования. Основная функция образовательных стандартов — обеспечение качества образования и возможность его контроля. Необходима большая подготовительная работа по совершенствованию ГОСов на основе компетентностного подхода. Научно-педагоги чес кое обеспечение образовательных стандартов нового поколения потребует опытно-поисковой работы педагогов и психологов в области образовательных технологий, оценки результатов обучения, управления качеством образования.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
(Федеральные государственные образовательные стандарты, ФГОС) — представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (далее — ООП) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию»; установлены Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон). ФГОС должны обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность ООП начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. ФГОС включает в себя требования: к структуре ООП, в том числе к соотношению ее частей, их объему, к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации ООП (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.); к результатам освоения ООП. Законом установлено, что при реализации ООП для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные ФГОС. Разработка и утверждение ФГОС осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не реже одного раза в десять лет. ФГОС являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее — ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») установлены ФГОС высшего профессионального образования (далее — ФГОС ВПО) и Федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. ФГОС ВПО предназначены для обеспечения: единства образовательного пространства Российской Федерации; качества высшего профессионального образования; основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования; признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании. ООП ВПО обеспечивает реализацию ФГОС с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» реализация программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными университетами, университетами, в отношении которых установлена категория «Национальный исследовательский университет», а также другими федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых самостоятельно. Требования к условиям реализации и к результатам освоения ООП, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС. Введение образовательных стандартов в середине девяностых годов XX века связано с процессами реформирования, затронувшими все сферы жизни общества, необходимостью интеграции российской системы высшего образования в международное образовательное пространство и обеспечения гарантий его качества. Отечественные государственные образовательные стандарты первого (1995 г.) и второго поколений (2000 г.) были сфокусированы на предметно-дисциплинарной и содержательной стороне образования. Их концептуальной основой являлся системно-деятельностный подход к проектированию квалификационно-образовательных требований к уровню подготовки выпускников вузов, реализованный в квалификационных характеристиках специалистов. Проводящиеся реформы (см. Реформирование системы высшего профессионального образования) предъявляют новые требования к уровню интеллектуального и нравственного развития человека, его социальной и профессиональной адаптации к жизни в быстро меняющемся мире. ФГОС третьего поколения, разработанные на основе компетентностного подхода, призваны обеспечить универсальность, фундаментальность и практическую направленность высшего профессионального образования, расширить самостоятельность вузов в определении содержания образования, использовании образовательных технологий, ответственности за качество образования; возрастание личной ответственности преподавателя и обучающегося за результаты образовательного процесса, что, в конечном счете, должно способствовать построению эффективного социального диалога высшей школы и мира труда. Подготовка специалистов на основе ФГОС ВПО третьего поколения только начинается. Опыт, который смогут приобрести вузы в ближайшие годы, развитие механизмов системы общественно-профессиональной аккредитации в России, обеспечение системности процесса получения и оценки объективных данных об образовательной деятельности вузов должны способствовать ее дальнейшему совершенствованию. М.И. Яскевич
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.