ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
основной инструмент управления качеством профессионального образования на государственном уровне. В.П. Беспалько предложил два варианта стандарта профессионального образования: 1) диагностическое описание минимально обязательных требований к качеству подготовки в данной области деятельности и на данной ступени квалификации, выраженное в стандартных показателях качества обучения и поддающееся стандартным методам контроля; 2) описание минимальных обязательных требований к качеству подготовки на данной ступени квалификации, удовлетворяющее следующим требованиям: выполнено в диагностических показателях качества обучения, удовлетворяющих требованию полноты описания деятельности; содержит количественные критерии оценки качества подготовки и соответствующую шкалу оценки; ориентировано на объективные (воспроизводимые) методы контроля качества подготовки по всем выделенным показателям. Стандарт профессионального образования должен служить социальной гарантией членам общества, их конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках труда; должен быть приемлемым для всех регионов и субъектов федерации, посильным для обучаемых как по содержанию, так и по объему; должен опираться на реально существующие в обществе ресурсы, стыковаться с зарубежными образовательными стандартами; должен стать основой для разработки профессиональных образовательных программ, комплексов методического обеспечения и др. документации. Стандарт профессионального образования должен включать два компонента: федеральный и региональный.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ГОС ПО). Федеральный компонент ГОС ПО рассматривается как инструмент, с помощью которого на государственном уровне осуществляется управление качеством профессионального образования; обеспечиваются гарантии членам общества, их конкурентоспособность на отечественном и мировых рынках, с одной стороны, и удовлетворение персональных потребностей – с другой; создаются основы для разработки вариативных профессиональных образовательных программ, комплексов методического обеспечения образовательного процесса, организации аттестации образовательных учреждений и т.д., а также условия функционирования в России системы непрерывного образования.
Стандарт профессионального образования создан с учетом установления эквивалентности документов об образовании в разных странах в целях осуществления равноправного обмена студентами и учащимися, признания документов об образовании при приеме на работу выпускников профессиональных образовательных учреждений в России, СНГ и дальнем зарубежье, приема на следующую ступень образования; а также с целью оценки интеллектуального потенциала страны.
При разработке ГОС ПО принята двухуровневая концепция проектирования федерального компонента. На первом (уровне правительства) – принимаются основополагающие документы государственного стандарта. Это документы, имеющие долгосрочный характер и определяющие стратегически важные параметры стандартизации. Документы стандарта, ориентированные на конкретные профессии, специальности, направления подготовки рассматриваются и принимаются на уровне федеральных органов образования и составляют второй федеральный уровень ГОС ПО.
К документам первого уровня ФК ГОС профессионального образования относятся реестры профессий, специальностей и направлений, подготовка по которым в соответствии с законом РФ «Об образовании» регулируется на государственном уровне: Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования, Классификатор специальностей среднего профессионального образования, Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования.
Основополагающими являются также документы ФК ГОС, устанавливающие структуру содержания профессионального образования на всех его уровнях.
Стандарты, регламентирующие обязательный минимум содержания основной образовательной программы и требования к уровню подготовки выпускников по конкретной профессии, специальности или направлению, разрабатываются по позициям федерального Перечня и классификаторов и относятся к документам второго уровня.
Лит.: Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета. 1992. 31 июля; Лейбович А.Н. Структура и содержание Государственного стандарта профессионального образования. – М., 1995; Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: Сб. нормативных документов. – М., 1997; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М., 1995.
В.А. Ермоленко

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.