ГОРНОЗАВОДСКИЕ УЧИЛИЩА И ШКОЛЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Горнозаводские училища и школы
учебные заведения при горных заводах Урала 18–19 вв., а затем Юга России, готовившие квалифициров анных рабочих и техников горного де ла. Возникли в связи со строительством уральских горных предприятий.
Пер вые школы были открыты в 1716 году В.И. Генниным, управляющим Олонецкими заводами, а в 1721 году по инициативе В.Н. Татищева – на Кунгурском, Алапаевском и Уктусском заводах на Урале. К 1737 году такие школы были открыты при всех крупных казённых и ча стных горных заводах. Система горнозаводских школ состояла из 5 ступе ней: начальной (словесной) школы, в которой преподавались грамота, чтение, письмо, пение; арифметической, где изучались основы арифметики и геометрии, тригонометрия, черчение и элементарные основы горнозаводского дела, немецкий, латинский (с освоение м немецкого и латинского языков) и знаменованны (рисовальный). В горнозаводские школы принимались дети «нижних чинов и рабочих людей» от 7 лет. Для изучения практики горного дела учащихся направляли на завод. Развитие горнозаводских училищ в 50–90-е гг. 18 в. связано с именами адмирала Ф.И. Соймонова и его сына М.Ф. Соймонова, основавших Навигацкую школу в Нерчинске и Геодезическую школу в Тобольске. С созданием гл. горных округов в каждом из 6 округов создавались окружные училища, а заводские – в каждом заводском селении, в горнозаводских районах окружные горные школы должны были давать достаточно широкое общее образование и профессиональную подготовку. В окружные училища принимались лучшие выпускники заводских школ. К 1835 году в 46 заводских школах обучалось 3618 учащихся. Известными были Нерчинское, Барнаульское главные горные училища. В 1852 году Екатеринбургская школа реорганизован а в Уральское горное училище, выпускавшее помощников инженеров. В 1879 году заводские школы переданы Министерству просвещения и преобразованы в 2-классные начальные и городские училища. Позднее часть их была подчинена Министерству торговли и промышленности. По типу уральских соз давались и горнопромышленные училища и школы на Алтае и на Юге России, в Донбассе. В конце 19 – начале 20 вв. специалистов горного дела готовили горнозаводские и горные училища, штейгерские училища и школы, горные и горнозаводские отделения реальных училищ.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ГОРНОЗАВОДСКИЕ УЧИЛИЩА И ШКОЛЫ
учебные заведения при горных заводах Урала XVIII– XIX вв., а затем юга России, готовившие квалифицированных рабочих и техников горного дела. Возникли в связи со строительством уральских горных предприятий.
Первые школы были открыты в 1716 г. В.И. Генниным, управляющим Олонецкими заводами, а в 1721 г. по инициативе русского ученого и государственного деятеля В.Н. Татищева
– на Кунгурском, Алапаевском и Уктусском заводах на Урале. К 1737 г. такие школы были открыты при всех крупных казенных и частных горных заводах. Требования к организации и содержанию работы регламентировались разработанными Татищевым горным заводским уставом, «Наказом» и инструкциями. Одна из них – «Учреждение, коим порядком учителя русских школ имеют поступать» – правила производственного обучения под руководством мастеров-специалистов требовала сочетания элементарной общеобразовательной подготовки с практическим обучением. Устав отпределял систему горнозаводских школ из 4-х ступеней: начальной (словесной) школы, в которой преподавались грамота, чтение, письмо, пение; арифметической, где изучались основы арифметики и геометрии, тригонометрия, черчение и элементарные основы горнозаводского дела; немецкой, где изучение физики, механики и техники шло в связис освоением немецкого языка и латинской – для детей высшего технического персонала, высшего духовенства и иностранных специалистов. В горнозаводские школы принимались дети «нижних чинов и рабочих людей» горного ведомства в возрасте от 7 лет. Для изучения практики горного дела учащихся направляли на завод, где они работали под руководством механиков, шихтмейстеров, межевщиков и получали жалованье. Лучшие ученики прикреплялись к главным механикам и межевщикам. Для учащихся устанавливалась специальная форма одежды, они обеспечивались учебными принадлежностями.
Развитие горнозаводских училищ в 50–90-е гг. XVIII в. связано с именами адмирала Ф.И. Соймонова (1692–1780) и его сына М.Ф. Соймонова, основавших Навигацкую школу в Нерчинске и Геодезическую школу в г. Тобольске. Возглавляя Берг-коллегию, М.Ф. Соймонов способствовал развитию горнозаводских училищ. Сенатом был утвержден «План об учреждении при Берг-коллегии горного училища».
Дальнейшее развитие учебные заведения получили в связи с созданием главных горных округов (1801). В каждом из шести округов создавались окружные училища, а заводские
– в каждом заводском селении. Были определены основы школьного дела в горнозаводских районах, где окружные горные школы должны были давать достаточно широкое общее образование и специальную подготовку для работы в металлургии и горнорудной промышленности. В окружные училища принимались лучшие выпускники заводских школ. К 1835 г. в 46 заводских школах обучалось 3618 учащихся. Известными были Нерчинское, Барнаульское главные горные училища. В 1852 г. Екатеринбургская школа была реорганизована в Уральское горное училище, выпускавшее помощников инженеров. В 1879 г. заводские школы были переданы министерству просвещения и преобразованы в 2-классные начальные и городские училища. Позднее часть их была подчинена Министерству торговли и промышленности. По типу уральских создавались и горнопромышленные училища и школы на Алтае и на юге России, в Донбассе.
В конце XIX – начале XX в. специалистов горного дела готовили горнозаводские и горные училища, штейгерские училища и школы, горные и горнозаводские отделения реальных училищ.
Лит.: Нечаев Н.В. Горнозаводские школы Урала: К истории профессионально- технического образования в России. – М., 1956; Очерки истории профессионально- технического образования в СССР. – М., 1981.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.