ДОБРОВОЛЬСКИЙ Антони БолеславДобродетельность

Добродетель

Найдено 4 определения термина Добродетель

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Добродетель

нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как сплав мировоззренческих взглядов, чувств и практических умений, обеспечивающих поведение в рамках оценки по категории «добро». Добродетель – это высшее духовное качество личности, например, отзывчивость, верность, порядочность, скромность, великодушие и многие другие, влияющие на все стороны человеческой жизни – на познавательную деятельность, достижение личного счастья, профессиональную трудовую, досуговую деятельность. Вся жизнь может и, в идеале, должна быть добродетелью: добро абсолютно. Добродетель – это не подвиг, а норма человеческой жизни. В христианстве выделяются семь основных добродетелей, часть из которых дохристианского происхождения. Это: справедливость, умеренность, мужество, мудрость. Новый Завет дал новые добродетели – веру, надежду, любовь. Добродетели охватывают всего человека, определяют все его личностные качества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДОБРОДЕТЕЛЬ

качество нравственной доблести и красоты, способное служить образцом, к которому каждый человек должен стремиться как к идеальной норме. Вся палитра нравственных добродетелей составляет большой и многогранный мир или область ценностной ориентации человека. В функциональном смысле добродетель понимается как средство, возводящее личность на определенную ступень нравственного восхождения и открывающее доступ к переживанию блага. В конститутивном плане добродетель следует рассматривать в качестве неотъемлемого конститутивного элемента нравственной структуры личности, указывающего на степень ее духовно-нравственной сформированности. Виды добродетели: вера в себя, ближнего и общество, надежда и любовь; моральный страх;  благоговение; благочестие; кротость; дружба; раскаяние; умиление; верность; преданность; праведность; умеренность, внимательность. Достигая высоты добродетелей, человек получает общественное признание.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

ДОБРОДЕТЕЛЬ

категория этики, обозначающая положительные нравств. качества личности; сплав идей, чувств и практич. умений, обеспечивающих должное поведение. Нравств. отношения характеризуются мн. Д.: отзывчивостью, верностью, порядочностью, скромностью, великодушием и т. п. От истинной Д. следует отличать Д. ложную, ханжескую, лицемерную, к-рая кичится мнимыми достоинствами, скрывая свои пороки и недостатки за декларируемыми нравств. ценностями. Понимание Д. исторически менялось. Каждая культура, выдвигая свой идеал нравственно совершенной личности, определяла осн. понятия Д. Напр., антич. этика ставила на передний план мудрость, мужество, справедливость и умеренность; христианская этика провозгласила в качестве Д. аскетизми и основанные на свободе воли веру, надежду, любовь; раннебуржуаз-ная — трудолюбие, предприимчивость, бережливость; социалистическая — самоотверженность, солидарность, бескорыстие. Противоположность Д. — порок, порочность, т.е. недостаток или избыток к.-л. качества. Нравств. качества личности образуют целостный ансамбль, и Д., утратившая связь с остальными качествами личности, легко превращается в порок. Педагогика и пед. практика призваны ориентироваться на воспитание целостной личности, а не отдельных Д.

А. П. Скрипник.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ДОБРОДЕТЕЛЬ

буквально - деятельное добро, делание добра; фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; цельная совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве. Для понятия Д. существенными являются следующие признаки. Д.: 1.всегда соотнесена с высшей, самодостаточной целью, которая никогда не может быть низведена до уровня средства и совпадает с человеческим совершенством; 2.сопряжена с особыми, только ей свойственными удовольствиями и практикуется ради самой себя; 3.возникает на пересечении природно-аффективных состояний (инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, является качественной характеристикой (складом, нравственной определенностью) характера (нрава, этоса, темперамента, "души") человека; "Д. - это способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий, а порочность - это ее противоположность" (Аристотель); 4.представляет собой деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках, в соотнесенности с принятыми в обществе образцами поведения; 5.выступает как свободный (преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений; 6.деятельно противостоит пороку. Т.к. Д. связана со всей конкретной человеческой деятельностью (в той мере, в какой последняя зависит от морального выбора личности), то в зависимости от сферы, предметной определенности этой деятельности она распадается на множество отдельных Д. От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных добродетелей: мудрости, справедливости, мужества, умеренности. Аристотель добавил к ним кротость, щедрость (вместе с великолепием), честолюбие (вместе с величавостью), а также дружелюбие (см.Дружба), любезность и правдивость. В патристической и схоластической этике ряд Д. был пополнен теологическими понятиями веры, надежды и любви-милосердия (см. Милосердие), заимствованными у апостола Павла. В Новое время сформировалась Д. терпимости (толерантности), задающая нравственную меру отношения к людям других верований и убеждений; в связи с торжеством мещанского (буржуазного) этоса над аристократическим на уровень общественно значимых Д. были подняты такие качества, как труд, бережливость, прилежание и др.; изменилось соотношение Д. и общезначимых норм в пользу последних. Античная вертикаль Д. как ступеней совершенства, приближающих индивида к высшему благу, была заменена горизонталью различных нравственных отношений. Этика, понимаемая по преимуществу как этика Д., каковой она была в античности и средние века, исходит из того, что: а) человек изначально нацелен на добро и б) мораль, фиксированная в форме Д., становится непосредственным мотивом поведения, и в случае морального индивида этот мотив оказывается более сильным, чем все прочие мотивы (страх, общественное признание, богатство и т.д.). Философская этика Нового времени задала качественно новую перспективу, согласно которой прагматика жизни освобождается из-под непосредственного диктата морали и на место представлений о добродетельном индивиде как гаранте морали приходит убеждение в том, что мораль обнаруживает свою действенность опосредованно - через этико-правовые, этико-научные, этико-хозяйственные и иные нормативные системы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Найдено схем по теме Добродетель — 0

Найдено научныех статей по теме Добродетель — 0

Найдено книг по теме Добродетель — 0

Найдено презентаций по теме Добродетель — 0

Найдено рефератов по теме Добродетель — 0