ДЕПРИВАЦИЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Депривация
[ < лат. deprivatio – потеря, лишение] – лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо потребностей организма или личности.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ДЕПРИВАЦИЯ
(от англ. deprive – лишать) – недостаточное удовлетворение потребностей ребенка. Различают социальную, эмоциональную, сенсорную, в последнее время также материнскую или отцовскую депривацию.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Депривация
от англ. deprivation — лишение, утрата) — психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, которые затрудняют удовлетворение некоторых основных (жизненных) психических потребностей субъекта в достаточной мере и в течение длительного времени.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

Депривация
(лат. deрrivatio) – выраженное отклонение в интеллектуальном или эмоциональном развитии человека, нарушение социальных контактов, возникшее в результате длительного ограничения или лишения возможностей в удовлетворении человеком его основных психических потребностей.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ДЕПРИВАЦИЯ
(от англ, deprivation – лишение, утрата) – психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических и социальных потребностей. Д. ребенка характеризуется выраженными отклонениями в его эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ДЕПРИВАЦИЯ
выраженное отклонение в интеллектуальном или эмоциональном развитии человека, нарушение социальных контактов, возникшее в результате длительного ограничения или лишения человека возможностей удовлетворения его основных психических потребностей, необходимых для полноценного развития (многообразия стимулов различной модальности, таких, как зрительные, слуховые), условий для учения и приобретения различных навыков, социальных контактов, общественной самореализации и т.д.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ДЕПРИВАЦИЯ
(от англ. лишение, утрата)психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических и социальных потребностей. Д. ребенка характеризуется выраженными отклонениями в его эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. В зависимости от того, чего именно лишен ребенок, выделяют разные виды Д.: сенсорную, двигательную, эмоциональную, материнскую, психосоциальную.
Депривация социальная — депривация, возникающая в связях с окружающей социальной средой, например, в результате ухода на пенсию, утраты близких людей или физического здоровья.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Депривация
(от англ. deprivation — лишение, потеря < лат. deprivatio — лишение) — психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Главным признаком длительной Д. является переживание человеком этого явления, стойкость и глубокое вмешательство травмирующих переживаний в структуру личности. Следует различать Д. эмоциональную (состояние, возникающее в условиях, когда ограничиваются возможности человека в установлении теплых интимных взаимоотношений со значимым близким, например младенца с матерью), образовательную — состояние, возникающее в условиях, когда ограничиваются возможности обучающегося в удовлетворении его образовательных потребностей в самоуважении, самовыражении, самоутверждении в образовательной деятельности и характеризующееся рассогласованием связей личностного смысла с потребностью в образовании как внутренним побуждением к образовательной деятельности, когнитивную — состояние, возникающее в обстоятельствах, когда ограничиваются возможности человека в усвоении значений внешнего пространства, связанные с осмыслением происходящего во вне. Для когнитивной Д. характерно ограничение возможностей познания мира и овладения им в качестве осмысленной структуры прошлого, настоящего и ожидаемого в перспективе.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Депривация
психическое состояние, возни кающее в результате длительного огра ничения возможностей человека для удовлетворения его основных психических потребностей. Характеризуется выраж енными отклонениями в эмоциональн ом и интеллектуальном развитии, на рушением социальных контактов. Для полноценного развития ребёнка необ ходимы следующие условия: 1) многоо бразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т. д.), их недо статок вызывает стимульную (сенсорную) депривацию; 2) удовлетворительные услов ия для учения и приобретения раз личных навыков, хаотичная структура внешней среды, которая не позволяет понимать, предвосхищать и регулиро вать происходящее вовне, вызывает когнитивную депривацию; 3) социальные контак ты (со взрослыми, прежде всего с ма терью), обеспечивающие формирован ие личности, их недостаточность ведёт к эмоциональной депривации; 4) возможность осуществления общественной самореа лизации посредством усвоения социальн ых ролей, приобщения к обществен ным нормам и ценностям, ограничение этой возможности вызывает социаль ную депривацию. Распространённое ранее мнение о необратимости последствий депривации в ран нем возрасте в настоящее время под вергается сомнению. Однако очевидно, что следствием депривации практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении со циальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта. Для лик видации последствий депривации прежде всего необходимы устранение и компенсация вызвавших её условий.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ДЕПРИВАЦИЯ
от лат. deprivatio - лишение; от англ. deprivation - лишение, потеря) — психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения его осн. психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Для полноценного развития ребенка необходимы следующие условия: 1. многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т.д.); их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) Д.; 2. удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходящее вовне, вызывает когнитивную Д.; 3. социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности; их недостаточность ведет к эмоциональной Д.; 4. возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную Д. Распространенное ранее мнение о необратимости последствий Д. в раннем возрасте в настоящее время подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием Д. практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта (см.Нарушения интеллекта). Для ликвидации последствий Д. прежде всего необходимы устранение и компенсация вызвавших ее условий. — явление, которое наступает в результате отделения человека от необходимых источников удовлетворения важных для него потребностей. Главной функциональной сущностью длительной депривации следует признать драматическое переживание человеком этого явления, стойкость и глубокое вмешательство травмирующих переживаний в структуру личности. (Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. ) — новое педагогическоле понятие; состояние изоляции. (Савва Л.И., Пономарев Т.А. Словарь-самоучитель по педагогике межличностного познания. - Магнитогорск, 2003. -15, 76) См. также Когнитивная депривация, Образовательная депривация, Отчуждение в образовании

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДЕПРИВАЦИЯ
от ср.-век. лат. depri-vatio — лишение), психич. состояние человека, возникающее в результате длит. ограничения его возможностей в удовлетворении осн. психич. потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Для полноценного развития ребенка необходимы: 1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т. д.), их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) Д.; 2) удовлетворит, условия для учения и приобретения разл. навыков; хаотичная структура внеш. среды, к-рая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне, вызывает когнитивную Д.; 3) социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности, их недостаток ведет к эмоциональной Д.; 4) возможность осуществления обществ. самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к обществ. целям и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную Д.
Феномен Д. описан Я. А. Коменским, Ж. Итаром, А. Гезеллом и др. Широкую известность приобрели проведенные в 40-х гг. 20 в. иссл. детей в неблагоприятных условиях дет. учреждений; замедления и отклонения в их развитии получили назв. госпитализма.
Возникновение Д. обусловлено недостатком социальных и сенсорных стимулов, когда ребенок изначально живет в ситуации «социальной изоляции» или в случае прекращения уже создавшейся связи между ребенком и его социальной средой. Критическими в этом отношении являются первые 3—5 лет жизни. Формальные условия жизни не показательны: воспитание в дет. учреждении с обеспечением достаточного кол-ва человеческих связей может быть более эффективным, чем воспитание в семье, отягченное неблагоприятными обстоятельствами. К последним относится недостаток социально-эмоциональных стимулов, что имеет место в семье с низким экон. или культурным уровнем в случаях, когда живущий в семье ребенок полностью или частично изолирован от более широкой обществ. среды, при постоянном или долгом отсутствии одного из родителей (в случае неполной семьи), при повышенной невро-тичности родителей или в ситуации их депрессивного состояния, когда отношение к ребенку поверхностно и неадекватно. Отсутствие одного из родителей затрудняет у ребенка усвоение стереотипа поведения своего пола, что может в зрелом возрасте привести к трудностям в собств. семейной жизни. Это не означает, что воспитание в неполной семье всегда дефектно: в условиях нормальных взаимоотношений развитие ребенка в неполной семье может протекать более успешно, чем в формально полной, но фактически нестабильной семье; трудности неполной семьи могут успешно возмещаться повышенным вниманием к ребенку проживающих с ним членов семьи.
Распространенное мнение о необратимости последствий Д. в раннем возрасте в совр. науке подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием Д. являются более или менее выраженная задержка в развитии речи, социальных и гигиенич. навыков, тонкой моторики, интеллекта. Для ликвидации последствий Д. необходимы активная стимуляция, усиление эмоциональных контактов, преобразование социальных отношений и т. д.
Лит.: Воспитание детей в неполной семье, пер. с чеш., М., 1980; Лангмейер И., Матейчек 3., Психич. депривация в дет возрасте, Прага, 1984; Gesell А., Wolf child and human child. L., 1941; Freud A., Burlingham D. T., Infants without families, N. Y., 1944; Deprivation of maternal care, Gen., 1962; Pringle M. L. (K e 1—1 m e r), Deprivation and education. [L. 1965]; Rutter M., Maternal deprivation reas-sessed, Harmondsworth, 1972; P a v n e C. J., White K. J., Caring for deprived child-ren. L., 1979.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
330.10 кб

Материнская депривация и ее структурные компоненты

Куровский Василий Николаевия, Пяткина Галина Николаевна
Депривация означает лишение или ограничение (недостаток) возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.
Читать PDF
189.39 кб

Экологическая депривация личности в современной субкультуре детства

Моисеева Людмила Владимировна, Зебзеева Валентина Алексеевна
Рассматриваются источники и движущие силы экологической субкультуры детства, дается характеристика экологического депривационного развития личности ребенка, раскрываются причины возникновения и механизмы влияния экологической депр
Читать PDF
239.66 кб

Понятие «Социальная депривация», ее влияние на развитие психики ребенка

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу понятия «социальная депривация», ее влияние на развитие психики ребенка
Читать PDF
297.94 кб

Специфические особенности становления речи детей дошкольного возраста в условиях зрительной депривац

Криницкая Оксана Игоревна
В статье рассматриваются особенности становления речи детей с нарушением зрения, показано влияние зрительной недостаточности на формирующуюся речь детей дошкольного возраста.
Читать PDF
396.64 кб

Изучение готовности учащихся со зрительной депривацией к развитию навыков описания в период обучения

Круглова Т. А.
Читать PDF
269.52 кб

Характеристика процесса сопровождения детей с сенсорной депривацией в условиях образовательного прос

Денисова Ольга Александровна
В статье представлен теоретический анализ обобщенного понятия «пространство» с точки зрения различных областей знаний. Описывается опыт проектирования и создания комплексного многоуровневого образовательного пространства.
Читать PDF
259.03 кб

Исторические аспекты развития танцевальной двигательной терапии в работе с лицами с депривацией зрен

Николаева Ксения Игоревна
В статье представлен анализ изучения и обобщения накопленного опыта работы иностранных специалистов в области танцевальной терапии для лиц с нарушением зрения, а также информация о действующих на сегодняшний день крупнейших ассоци
Читать PDF
261.70 кб

О некоторых трудностях развития умений иноязычного устноречевого общения учащихся с депривацией зрен

Насырова Анна Анатольевна
Рассматриваются некоторые трудности овладения умениями иноязычного устноречевого общения учащимися с депривацией зрения.
Читать PDF
185.72 кб

Предупреждение образовательной депривации в процессе преподавания культурологических дисциплин в вуз

Степанова М. Н.
В настоящей статье рассматривается образовательная депривация в вузе, определяется гуманитарная сущность и обосновываются пути предупреяодения образовательной депривации в процессе преподавания культурологических дисциплин.
Читать PDF
164.97 кб

Сюжетно-ролевые игры как средство физического воспитания и минимизации влияния депривации на детейси

Чермит Казбек Довлетмизович, Исаков Алексей Олегович, Бегидова Светлана Николаевна
Обоснованы причины и условия, выполнение которых обеспечивает позитивное влияние сюжетно-ролевых игр на физическое состояние детей-сирот старшего дошкольного возраста, определены основания методики их применения для физического во
Читать PDF
386.77 кб

Преодоление депривации как механизм адаптации студентов в условиях смены культурно-образовательной с

Крылова Анастасия Владимировна
В статье представлены результаты исследования депривации у студентов выпускников городских и сельских школ, а также их адаптации в условиях смены культурно-образовательной среды.
Читать PDF
282.85 кб

Феномен депривации младших школьников в учебном процессе

Ваторопина С. В.
Исследуются негативные ситуации, приводящие к депривации младших школьников.
Читать PDF
504.05 кб

Ситуация успеха как условие предупреждения депривации младших школьников в образовательном процессе

Ваторопина С. В.
Проводится общий анализ результатов констатирующего эксперимента, позволяющий выявить у учащихся присутствие ситуации успеха, наличие желания добиваться успеха в учебе и наличие депривирующих факторов как психологических, так и пе
Читать PDF
0.00 байт

Оценка вегетативной регуляции сердечного ритма на фоне 24-часовой депривации сна и после интенсивног

Королева Марина Андреевна
Показано, что депривация сна вызывает повышение парасимпатических влияний на сердечный ритм.
Читать PDF
162.90 кб

Социальные технологии предупреждения культурной депривации в полиэтнической образовательной среде

Мальцев Юрий Михайлович
В статье раскрывается социологический аспект понятия «культурная депривация» как процесса отчуждения и утраты традиционных свойственных этносу ценностных составляющих.

Похожие термины:

  • КОГНИТИВНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

    явление, возникающее в обстоятельствах, когда ограничиваются возможности человека в усвоении значений внешнего пространства, связанные с осмыслением происходящего во вне. Для когнитивной депри
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

    явление, возникающее в условиях, когда ограничиваются возможности обучающегося в удовлетворении его образовательных потребностей в самоуважении, самовыражении, самоутверждении в образовательн
  • ДЕПРИВАЦИЯ в образовательном пространстве

    явление педагогической действительности, характеризующееся присутствием внешних факторов, ограничивающих возможности удовлетворения личностно значимых потребностей обучающегося. Депривация
  • Психическая депривация

    отср.-век. лат. deprivatio - лишение) - психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характериз
  • Депривация психологическая

    недостаток психологических стимулов для развития ребенка (мотивации, контактности и т.п.).
  • ДЕПРИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

    возникает в связи с окружающей социальной средой, например, в результате ухода на пенсию, утраты близких людей или физического здоровья.
  • МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

    группа симптомов, включая замедленный физический рост и отставание в эмоциональном развитии, проявляющаяся у младенцев, которые были лишены материнского ухода и питания.
  • Депривация (экологическая)

    [см. депривация] – потеря экологической устойчивости вследствие упрощения биологического сообщества.
  • ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

    (от англ, deprivation – лишение, утрата) – результат сравнения людьми собственного положения с положением других воображаемых или реальных групп; ощущение своего недостаточного благополучия.