ДЕПРИВАЦИЯ
Депривация
[ < лат. deprivatio – потеря, лишение] – лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо потребностей организма или личности.
ДЕПРИВАЦИЯ
(от англ. deprive – лишать) – недостаточное удовлетворение потребностей ребенка. Различают социальную, эмоциональную, сенсорную, в последнее время также материнскую или отцовскую депривацию.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Депривация
от англ. deprivation — лишение, утрата) — психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, которые затрудняют удовлетворение некоторых основных (жизненных) психических потребностей субъекта в достаточной мере и в течение длительного времени.
Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь
Депривация
(лат. deрrivatio) – выраженное отклонение в интеллектуальном или эмоциональном развитии человека, нарушение социальных контактов, возникшее в результате длительного ограничения или лишения возможностей в удовлетворении человеком его основных психических потребностей.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ДЕПРИВАЦИЯ
(от англ, deprivation – лишение, утрата) – психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических и социальных потребностей. Д. ребенка характеризуется выраженными отклонениями в его эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ДЕПРИВАЦИЯ
выраженное отклонение в интеллектуальном или эмоциональном развитии человека, нарушение социальных контактов, возникшее в результате длительного ограничения или лишения человека возможностей удовлетворения его основных психических потребностей, необходимых для полноценного развития (многообразия стимулов различной модальности, таких, как зрительные, слуховые), условий для учения и приобретения различных навыков, социальных контактов, общественной самореализации и т.д.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ДЕПРИВАЦИЯ
(от англ. лишение, утрата)психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических и социальных потребностей. Д. ребенка характеризуется выраженными отклонениями в его эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. В зависимости от того, чего именно лишен ребенок, выделяют разные виды Д.: сенсорную, двигательную, эмоциональную, материнскую, психосоциальную.
Депривация социальная — депривация, возникающая в связях с окружающей социальной средой, например, в результате ухода на пенсию, утраты близких людей или физического здоровья.
Депривация социальная — депривация, возникающая в связях с окружающей социальной средой, например, в результате ухода на пенсию, утраты близких людей или физического здоровья.
Депривация
(от англ. deprivation — лишение, потеря < лат. deprivatio — лишение) — психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Главным признаком длительной Д. является переживание человеком этого явления, стойкость и глубокое вмешательство травмирующих переживаний в структуру личности. Следует различать Д. эмоциональную (состояние, возникающее в условиях, когда ограничиваются возможности человека в установлении теплых интимных взаимоотношений со значимым близким, например младенца с матерью), образовательную — состояние, возникающее в условиях, когда ограничиваются возможности обучающегося в удовлетворении его образовательных потребностей в самоуважении, самовыражении, самоутверждении в образовательной деятельности и характеризующееся рассогласованием связей личностного смысла с потребностью в образовании как внутренним побуждением к образовательной деятельности, когнитивную — состояние, возникающее в обстоятельствах, когда ограничиваются возможности человека в усвоении значений внешнего пространства, связанные с осмыслением происходящего во вне. Для когнитивной Д. характерно ограничение возможностей познания мира и овладения им в качестве осмысленной структуры прошлого, настоящего и ожидаемого в перспективе.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Депривация
психическое состояние, возни кающее в результате длительного огра ничения возможностей человека для удовлетворения его основных психических потребностей. Характеризуется выраж енными отклонениями в эмоциональн ом и интеллектуальном развитии, на рушением социальных контактов. Для полноценного развития ребёнка необ ходимы следующие условия: 1) многоо бразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т. д.), их недо статок вызывает стимульную (сенсорную) депривацию; 2) удовлетворительные услов ия для учения и приобретения раз личных навыков, хаотичная структура внешней среды, которая не позволяет понимать, предвосхищать и регулиро вать происходящее вовне, вызывает когнитивную депривацию; 3) социальные контак ты (со взрослыми, прежде всего с ма терью), обеспечивающие формирован ие личности, их недостаточность ведёт к эмоциональной депривации; 4) возможность осуществления общественной самореа лизации посредством усвоения социальн ых ролей, приобщения к обществен ным нормам и ценностям, ограничение этой возможности вызывает социаль ную депривацию. Распространённое ранее мнение о необратимости последствий депривации в ран нем возрасте в настоящее время под вергается сомнению. Однако очевидно, что следствием депривации практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении со циальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта. Для лик видации последствий депривации прежде всего необходимы устранение и компенсация вызвавших её условий.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
ДЕПРИВАЦИЯ
от лат. deprivatio - лишение; от англ. deprivation - лишение, потеря) — психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения его осн. психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Для полноценного развития ребенка необходимы следующие условия: 1. многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т.д.); их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) Д.; 2. удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходящее вовне, вызывает когнитивную Д.; 3. социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности; их недостаточность ведет к эмоциональной Д.; 4. возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную Д. Распространенное ранее мнение о необратимости последствий Д. в раннем возрасте в настоящее время подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием Д. практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта (см.Нарушения интеллекта). Для ликвидации последствий Д. прежде всего необходимы устранение и компенсация вызвавших ее условий. — явление, которое наступает в результате отделения человека от необходимых источников удовлетворения важных для него потребностей. Главной функциональной сущностью длительной депривации следует признать драматическое переживание человеком этого явления, стойкость и глубокое вмешательство травмирующих переживаний в структуру личности. (Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. ) — новое педагогическоле понятие; состояние изоляции. (Савва Л.И., Пономарев Т.А. Словарь-самоучитель по педагогике межличностного познания. - Магнитогорск, 2003. -15, 76) См. также Когнитивная депривация, Образовательная депривация, Отчуждение в образовании
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ДЕПРИВАЦИЯ
от ср.-век. лат. depri-vatio — лишение), психич. состояние человека, возникающее в результате длит. ограничения его возможностей в удовлетворении осн. психич. потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Для полноценного развития ребенка необходимы: 1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т. д.), их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) Д.; 2) удовлетворит, условия для учения и приобретения разл. навыков; хаотичная структура внеш. среды, к-рая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне, вызывает когнитивную Д.; 3) социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности, их недостаток ведет к эмоциональной Д.; 4) возможность осуществления обществ. самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к обществ. целям и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную Д.
Феномен Д. описан Я. А. Коменским, Ж. Итаром, А. Гезеллом и др. Широкую известность приобрели проведенные в 40-х гг. 20 в. иссл. детей в неблагоприятных условиях дет. учреждений; замедления и отклонения в их развитии получили назв. госпитализма.
Возникновение Д. обусловлено недостатком социальных и сенсорных стимулов, когда ребенок изначально живет в ситуации «социальной изоляции» или в случае прекращения уже создавшейся связи между ребенком и его социальной средой. Критическими в этом отношении являются первые 3—5 лет жизни. Формальные условия жизни не показательны: воспитание в дет. учреждении с обеспечением достаточного кол-ва человеческих связей может быть более эффективным, чем воспитание в семье, отягченное неблагоприятными обстоятельствами. К последним относится недостаток социально-эмоциональных стимулов, что имеет место в семье с низким экон. или культурным уровнем в случаях, когда живущий в семье ребенок полностью или частично изолирован от более широкой обществ. среды, при постоянном или долгом отсутствии одного из родителей (в случае неполной семьи), при повышенной невро-тичности родителей или в ситуации их депрессивного состояния, когда отношение к ребенку поверхностно и неадекватно. Отсутствие одного из родителей затрудняет у ребенка усвоение стереотипа поведения своего пола, что может в зрелом возрасте привести к трудностям в собств. семейной жизни. Это не означает, что воспитание в неполной семье всегда дефектно: в условиях нормальных взаимоотношений развитие ребенка в неполной семье может протекать более успешно, чем в формально полной, но фактически нестабильной семье; трудности неполной семьи могут успешно возмещаться повышенным вниманием к ребенку проживающих с ним членов семьи.
Распространенное мнение о необратимости последствий Д. в раннем возрасте в совр. науке подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием Д. являются более или менее выраженная задержка в развитии речи, социальных и гигиенич. навыков, тонкой моторики, интеллекта. Для ликвидации последствий Д. необходимы активная стимуляция, усиление эмоциональных контактов, преобразование социальных отношений и т. д.
Лит.: Воспитание детей в неполной семье, пер. с чеш., М., 1980; Лангмейер И., Матейчек 3., Психич. депривация в дет возрасте, Прага, 1984; Gesell А., Wolf child and human child. L., 1941; Freud A., Burlingham D. T., Infants without families, N. Y., 1944; Deprivation of maternal care, Gen., 1962; Pringle M. L. (K e 1—1 m e r), Deprivation and education. [L. 1965]; Rutter M., Maternal deprivation reas-sessed, Harmondsworth, 1972; P a v n e C. J., White K. J., Caring for deprived child-ren. L., 1979.
Феномен Д. описан Я. А. Коменским, Ж. Итаром, А. Гезеллом и др. Широкую известность приобрели проведенные в 40-х гг. 20 в. иссл. детей в неблагоприятных условиях дет. учреждений; замедления и отклонения в их развитии получили назв. госпитализма.
Возникновение Д. обусловлено недостатком социальных и сенсорных стимулов, когда ребенок изначально живет в ситуации «социальной изоляции» или в случае прекращения уже создавшейся связи между ребенком и его социальной средой. Критическими в этом отношении являются первые 3—5 лет жизни. Формальные условия жизни не показательны: воспитание в дет. учреждении с обеспечением достаточного кол-ва человеческих связей может быть более эффективным, чем воспитание в семье, отягченное неблагоприятными обстоятельствами. К последним относится недостаток социально-эмоциональных стимулов, что имеет место в семье с низким экон. или культурным уровнем в случаях, когда живущий в семье ребенок полностью или частично изолирован от более широкой обществ. среды, при постоянном или долгом отсутствии одного из родителей (в случае неполной семьи), при повышенной невро-тичности родителей или в ситуации их депрессивного состояния, когда отношение к ребенку поверхностно и неадекватно. Отсутствие одного из родителей затрудняет у ребенка усвоение стереотипа поведения своего пола, что может в зрелом возрасте привести к трудностям в собств. семейной жизни. Это не означает, что воспитание в неполной семье всегда дефектно: в условиях нормальных взаимоотношений развитие ребенка в неполной семье может протекать более успешно, чем в формально полной, но фактически нестабильной семье; трудности неполной семьи могут успешно возмещаться повышенным вниманием к ребенку проживающих с ним членов семьи.
Распространенное мнение о необратимости последствий Д. в раннем возрасте в совр. науке подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием Д. являются более или менее выраженная задержка в развитии речи, социальных и гигиенич. навыков, тонкой моторики, интеллекта. Для ликвидации последствий Д. необходимы активная стимуляция, усиление эмоциональных контактов, преобразование социальных отношений и т. д.
Лит.: Воспитание детей в неполной семье, пер. с чеш., М., 1980; Лангмейер И., Матейчек 3., Психич. депривация в дет возрасте, Прага, 1984; Gesell А., Wolf child and human child. L., 1941; Freud A., Burlingham D. T., Infants without families, N. Y., 1944; Deprivation of maternal care, Gen., 1962; Pringle M. L. (K e 1—1 m e r), Deprivation and education. [L. 1965]; Rutter M., Maternal deprivation reas-sessed, Harmondsworth, 1972; P a v n e C. J., White K. J., Caring for deprived child-ren. L., 1979.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия