ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
одна из основных идей организации процесса образования, идеалом которого служит образ «целостного человека» или «целостной жизни» человека. Противоположностью идеи целостности образования является идея «частичного» образования, образом которой выступает «частичный человек» или частично образованный человек. Синонимом «частичного человека» служит понятие «одномерного человека», введённое в философское знание Г. Маркузе. Человек, отчуждающий одну из своих природных или общественных сущностных черт, будет «частичным человеком». Понятия целостности и частичности образования являют пример диалектических противоположностей. Гегель определял диалектику целого и части как ложную, так как часть сама по себе является целым, а целое — частью чего-то большего. Отличительным признаком целого является определённость формы предмета (объекта). Содержание части и целого могут быть одинаковы, а формы их — всегда различны, как различны и их сущности. Например, отвечая на вопрос Фауста «Так кто же ты?», Мефистофель говорит: «Часть вечной силы я, всегда желавшей зла, творившей лишь благое». Фауст требует пояснения: «Ты мне сказал: “я часть”; но весь ты предо мной?». Однако Мефистофель верен диалектике целого и части: «А я — лишь части часть, которая была в начале всё той тьмы, что свет произвела...». Мефистофель, как видно, не решается назвать мир зла (духа зла), к которому он принадлежит, целым. Он знает, есть другие миры. Лишь люди считают «мирок нелепый свой... за всё, за центр всего творенья». Интерпретация идеи целостности образования (ЦО), таким образом, зависит от выявления границ жизненного мира человека как целого его бытия. Очевидно, целое жизненного мира ребёнка и взрослого, учащегося духовной семинарии и технического колледжа будет различно, оно различно и по соотношению учёбы, работы и отдыха. Общим для них оказывается лишь структура бытия: наличие мира внутренней жизни, мира ближайшего окружения и внешнего человеку мира. Содержание же каждого из миров будет существенно различно. В обучении и воспитании идея ЦО наполняется своим особенным содержанием. В частности, идея единого знания, высказанная ещё Кантом, служит основанием для поиска синтеза различных учебных дисциплин. Основу целостности воспитания составляют национальные традиции, народные обычаи, религиозные или светские ценности. Религиозно мыслящие исследователи основание ЦО видят в единой (духовной) природе (сущности) человека, мира и Бога. Они рассматривают ЦО в качестве принципа образования, то есть того, что служит основанием практической деятельности обучения и воспитания. Теоретически очевидна логическая несостоятельность трактовки ЦО в качестве принципа образования. Дух и в религиозном, и в светском понимании не имеет чётких границ или единой формы своего существования, не является целым. Следовательно, можно говорить лишь об идее, а не о принципе ЦО. Однако в практике религиозного образования осуществляется жёсткий контроль используемых в обучении духовных форм, создающих духовное единство (не целостность) верующих. В.М. Кондратьев

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.