АНАЛИЗ РАБОЧИХ МЕСТ

Найдено 1 определение
АНАЛИЗ РАБОЧИХ МЕСТ
Основными функциями труда рабочего являются:
1) расчетные функции;
2) подготовка рабочего места или работ (наладка, настройка инструментов, приспособлений, установка предметов труда и т.д.);
3) приведение в движение предметов и орудий труда;
5) организация управления и контроль хода технологического процесса и качества продукции.
При анализе рабочих мест, с одной стороны, производится изучение самой производственной деятельности рабочего в рамках его конкретной профессиональной специализации, составляющей в совокупности трудовые функции по таким параметрам: выполнение расчетных функций; подготовка рабочего места или работы; приведение в движение предметов и орудий труда с помощью мускульных усилий; воздействие на предмет труда посредством управляемых рабочим орудий труда; организация, управление и контроль хода рабочего процесса и качества продукции. С другой стороны, проводится анализ по таким же параметрам влияния предполагаемых на ближайшее будущее средств труда на содержание основных трудовых функций рабочих ведущих профессий.
А.р.м. проводится по заранее разработанному плану и включает следующие позиции: приемы, операции и комплексные работы, выполняемые на данном рабочем месте; количество таких рабочих мест;
сменность в цехе;
вид производственной деятельности цеха, изделий; количество учащихся, которые могут обучаться в цехе;
оснащенность рабочего места прогрессивными приспособлениями и инструментами;уровень механизации;
состояние средств техники безопасности; продолжительность обучения на рабочем месте;
возможность использования на рабочем месте учащимися теоретических знаний в процессе производственного обучения;
нормы времени и нормы выработки на этом рабочем месте; навыки, которые может отработать учащийся;
степень загрузки работами, не относящимися к данному рабочему месту; условия труда (затраты мускульной энергии, утомляемость и др.);
соответствие рабочего места требованиям промышленной санитарии и гигиены труда; условия воспитательной работы.
При А.р.м. определяется состав работ по изучаемой, смежной и совмещаемой профессиям и затрачиваемое время (степень занятости), степень дублирования различных операций: время, затраченное на наблюдение и выполнение несвойственных работ; время простоев, время перехода с одной работу на другую; порядок ознакомления учащихся с заданиями; разделение и кооперация труда; рациональное чередование работ; скорость выполнения операций и др. При этом обращается внимание на расхождение содержания труда рабочих на предприятиях с содержанием труда, определяемым учебными программами, выявляется диапазон знаний, навыков и умений, которыми учащиеся должны овладеть дополнительно, а также выявляются неблагоприятные факторы и пути их локализации. Речь идет, в конечном счете, об аттестации рабочих мест, определении соответствия их предъявляемым требованиям, их организации и обслуживании.
К проведению такого анализа привлекаются рабочие, постоянно занятые на данных рабочих местах. Это дает возможность полнее выполнять воспитательные и образовательные задачи производственной практики. Составление карточек- характеристик на каждое рабочее место позволяет наладить учет отработанных операций, дает наглядное представление о загрузке каждого учащегося.
Ниже приводится схема анализа организации труда на рабочем месте и его оснащения.
 
Состояние нормирования труда., Нормы на рабочем месте. Удельный вес технически обоснованных норм по количеству и трудоемкости. Количество расчетных норм, их прогрессивность. Выполнение нормы. Эффективность применяемых систем оплаты труда.
Планирование и организация обслуживания рабочего места., Состояние оперативного и экономического планирования. Состояние материально-технического обеспечения.
Организация контроля качества продукции на рабочем месте. Степень загрузки работами, не относящимися к данному рабочему месту.
Оборудование, оснастка, инструмент., Показатели машинного времени работы оборудования. Использование календарного фонда времени работы оборудования. Использование режимного фонда времени работы оборудования. Использование технологических особенностей оборудования. Оснащенность рабочего места. Применение прогрессивного инструмента.
Планировка рабочего места и условия труда., Планировка рабочего места. Условия труда работающих. Затраты мускульной энергии. Утомляемость.
Технологические процессы., Прогрессивность технологических процессов. Уровень механизации технологических процессов. Применяемые припуски.Организация и приемы труда., Применяемые режимы труда. Объединение или разделение труда. Рациональность движений.
Творческая инициатива работающих., Квалификация рабочих. Участие в соревновании. Участие в рационализации. Участие в обмене опытом.
 
Очень важно, например, при организации производственного обучения в бригаде проводить анализ работы бригад за предыдущие годы. Так, на Черноморском судостроительном заводе обстоятельно изучаются показатели производственной деятельности; выполнение сменных и месячных заданий по номенклатуре и срокам; производительность труда; качество выполняемых работ и нормы выработки; снижение трудоемкости, достигнутое бригадами, или уменьшение численности работающих при тех же или возросших объемах работ; выполнение заданий по экономному и бережному использованию предметов и средств труда; длительность цикла выполнения работ; освоение прогрессивной технологии, применение оснастки, средств механизации; оказание помощи смежными бригадами и др.
В результате анализа выявляют, какие новые профессии появляются в народном хозяйстве и каким уровнем знаний, навыков и умений рабочие – носители этих профессий должны обладать, чтобы квалифицированно выполнять эту работу; какие профессии из ведущих будут второстепенными. В то же время в результате сокращения малоквалифицированного, неквалифицированного труда и физически тяжелых его видов устанавливается, какие профессии обречены на отмирание и какие в связи с этим могут быть высвобождены внутрипроизводственные резервы рабочих кадров, требующих заблаговременной и планомерной подготовки и переподготовки.
Лит.: Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997; Батышев С.Я. Блочно- модульное обучение. – М., 1997.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
6.30 мб

Сравнительный анализ специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест

Кулиева Г.А., Кочанова М.И., Лунев Д.В.
Проведен сравнительный анализ специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест.
Читать PDF
1.36 мб

Сравнительный анализ специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест

Чемезов Егор Николаевич, Яковлева Ая Николаевна
В статье анализируются достоинства и недостатки аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда.
Читать PDF
48.23 кб

Анализ гигиенических и экономических показателей на рабочих местах женщин-полировщиц с целью оптимиз

Краснощекова В. Н., Романова И. Г., Гайнутдинова Н. А.
Measurements of temperaturе, relative humidity, air motion velocity, sound pressure intensity in octave zones of average geometric frequencies and equivalent values of sound, levels of local vibration, concenration of aerosols lar
Читать PDF
311.95 кб

Анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях угольной промышленности

Голоскоков С. И., Попов М. С., Макаров А. Е., Голоскоков Е. И., Попов А. М.
Приведены статистические данные инструментальных измерений вредных факторов производственной среды для основных профессий, определены основные причины профзаболеваемости рабочих подземной угледобычи для предприятий Кемеровской обл