АФОРИЗМ
АФОРИЗМ
греч. aphorismos) — изречение, выражающее в лаконичной, яркой форме обобщенную, законченную мысль. Афоризмы писали Эразм Роттердамский, Ф. Бэкон, Б. Паскаль, И.В. Гете.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Афоризм
лаконично высказанная мысль, совершенная по содержанию и форме, которая приобретает характер самодостаточного художественного образа-высказывания. Исторически сложилось так, что нередко А. становятся отдельные строки из художественных произведений писателей – при условии, что они «выходят за рамки» конкретного произведения, поднимаются на общечеловеческий уровень осмысления жизни. А. могут стать как поэтические строки («Ненавижу – люблю…» Катулла), так и прозаические («Но человек не создан для поражения» Э. Хемингуэя). Если строки из произведений писателя становятся А., они превращаются в своеобразную «визитную карточку» не только в литературе, но и в общекультурном просторе. Во время изучения художественных произведений осмысление А. помогает постижению морально- эстетического своеобразия личности и творчества писателя, оценить его вклад в сокровищницу творческих достижений человечества. Усвоение А. в их специфике развивает эстетический вкус школьников, обогащает их жизненный опыт, формирует положительные качества личности. В.Г.
Источник: Методика преподавания литературы.
АФОРИЗМ
это малый речевой жанр, краткое устойчивое выражение, в отточенной форме метко выражающее какую-л. глубокую законченную мысль.
Под А. обычно понимаются авторские изречения, нередко взятые из художественных или публицистических произведений. В силу своей смысловой завершённости они не теряют значимости без контекста, становятся самостоятельными. Их употребление говорит о высоком уровне речевой культуры. А. используются в качестве апелляции к авторитету, подтверждения слов говорящего. Они могут выполнять общедидактическую (воспитательную), познавательную, комментирующую, аксиологическую (оценочную), полемическую, комическую и др. функции.
Лаконичность и высокохудожественность формы А. достигается за счёт использования стилистических приёмов, напр., антитезы: Кто умеет — делает, кто не умеет — учит (Б. Шоу); Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть богатыми и свободными — и из-за этого подчас становятся бедными рабами (А. Камю), параллелизма: Где умирает надежда, там возникает пустота (Леонардо да Винчи); Чем кто умнее, тем он скромнее (Цицерон), хиазма: ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно (Конфуций); Легко в учении — тяжело в походе, тяжело в учении — легко в походе (А. Суворов), антиметаболы: Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве (К. Станиславский).
Разновидностью А., отличающейся открыто нравоучительным содержанием, является сентенция (Не судите, да не судимы будете). Сентенции моралистического содержания, облекающие логические или этические принципы, правила, нормы поведения в краткие формулы изъявительной или императивной модальности, называют максимами (На примерах учимся).
Среди А. выделяют также апоф(т)егму — изречение, близкое по содержанию к сентенции, но вписанное в конкретную ситуацию; гному — поучительно-философское изречение в стихотворной форме; Хрию (см.) — поучительный анекдот о каком-л. поступке великого человека.
А. направлен не столько на создание образа, сколько на формирование суждения, выявляющего какое-л. типическое явление действительности.
Лит.: КРРЭСС. М., 2003; Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н.Ярцева. М., 2001; Королькова А.В. Русская афористика в контексте фразеологии: АДД. Елец, 2006; Кулишкина О.Н. Русский афоризм XIX — нач. XX веков: эволюция и сферы влияния: АДД. Санкт-Петербург, 2004; Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003; Рехлова О.А. Афористика в газете // PP.2007. № 3; Geary J. The world in a phrase: a brief history of the aphorism. New York: Bloomsbury , 2005.
E.E. Ермакович
Под А. обычно понимаются авторские изречения, нередко взятые из художественных или публицистических произведений. В силу своей смысловой завершённости они не теряют значимости без контекста, становятся самостоятельными. Их употребление говорит о высоком уровне речевой культуры. А. используются в качестве апелляции к авторитету, подтверждения слов говорящего. Они могут выполнять общедидактическую (воспитательную), познавательную, комментирующую, аксиологическую (оценочную), полемическую, комическую и др. функции.
Лаконичность и высокохудожественность формы А. достигается за счёт использования стилистических приёмов, напр., антитезы: Кто умеет — делает, кто не умеет — учит (Б. Шоу); Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть богатыми и свободными — и из-за этого подчас становятся бедными рабами (А. Камю), параллелизма: Где умирает надежда, там возникает пустота (Леонардо да Винчи); Чем кто умнее, тем он скромнее (Цицерон), хиазма: ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно (Конфуций); Легко в учении — тяжело в походе, тяжело в учении — легко в походе (А. Суворов), антиметаболы: Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве (К. Станиславский).
Разновидностью А., отличающейся открыто нравоучительным содержанием, является сентенция (Не судите, да не судимы будете). Сентенции моралистического содержания, облекающие логические или этические принципы, правила, нормы поведения в краткие формулы изъявительной или императивной модальности, называют максимами (На примерах учимся).
Среди А. выделяют также апоф(т)егму — изречение, близкое по содержанию к сентенции, но вписанное в конкретную ситуацию; гному — поучительно-философское изречение в стихотворной форме; Хрию (см.) — поучительный анекдот о каком-л. поступке великого человека.
А. направлен не столько на создание образа, сколько на формирование суждения, выявляющего какое-л. типическое явление действительности.
Лит.: КРРЭСС. М., 2003; Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н.Ярцева. М., 2001; Королькова А.В. Русская афористика в контексте фразеологии: АДД. Елец, 2006; Кулишкина О.Н. Русский афоризм XIX — нач. XX веков: эволюция и сферы влияния: АДД. Санкт-Петербург, 2004; Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003; Рехлова О.А. Афористика в газете // PP.2007. № 3; Geary J. The world in a phrase: a brief history of the aphorism. New York: Bloomsbury , 2005.
E.E. Ермакович
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.