Педагогика общей заботы: понятийный аппарат

Перед вами — по сути своей, педагогический словарь, но этот словарь не совсем обычный. Он необычен тем, что представляет собой попытку отобразить некоторое специфическое педагогическое знание и оригинальный практический опыт через взаимосвязь понятий и терминов, их определения, толкования, интерпретацию.

Совокупность взаимосвязанных понятий, используемых в конкретной научной и практической деятельности называют понятийным аппаратом.

Одним из признаков (и критериев) становления и развития конкретной педагогической системы (или теории) можно считать разработку ее собственного понятийного аппарата.

Педагогика общей заботы как целостная педагогическая система, разработанная И. П. Ивановым (1923-1992), существенно отличается от других авторских педагогических систем и от академической («учебной») педагогики (той, которая представлена в учебниках и учебных пособиях) не только своеобразием основополагающих теоретических идей и практических средств их реализации (которые невозможно спутать ни с чем другим — и идеи, и средства очень хорошо распознаваемы), но и своим особенным, довольно специфичным по составу и смыслам понятийным аппаратом.

В нем можно выделить свои собственные основные, наиболее общие понятия — категории данной системы знаний, отражающие наиболее существенные свойства и отношения педагогических явлений. Это прежде всего такие понятия, как: «забота», «отношения», «воспитание». Именно через призму этих категорий и определяются здесь многие понятия.

Чтобы до конца понимать смысл идей Педагогики общей заботы и с максимальной точностью применять их, очень важно осознавать точный смысл и значение понятий, обозначающих педагогические явления именно в этой педагогической системе, причем, в любом контексте — будь то теоретическая работа И.П.Иванова и его последователей или это рассказ об опыте людей, владеющих методикой коллективной творческой деятельности (как ключевым звеном методической системы Педагогики общей заботы).

Сам Игорь Петрович Иванов всегда стремился к тому, чтобы до читателей и слушателей доходил именно тот смысл понятий, в котором он их употреблял, вот почему в его работах встречается довольно много определений, объяснений, толкований понятий.

В настоящем издании предпринята первая попытка собрать воедино эти определения и трактовки, пока не претендуя на исчерпывающе полный характер представления понятийного аппарата.

В словарь-путеводитель включены понятия, которые: либо предложены и определены самим создателем Педагогики общей заботы — И. П. Ивановым и его соратниками, единомышленниками; либо имеют авторскую интерпретацию, не совпадающую с общепринятой; либо как-то характеризуют своеобразие теории и/или практики Педагогики общей заботы как педагогического течения.

109