Национальная
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
энциклопедия

Словари

Сайты

Поиск для сайта

Педагогическая технология


Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий Пособие для преподавателей. 2002.— 368 с.

Педагогическая технология Понятие «педагогическая технология» появилось в начале 1960-х годов. С 1966 года в Англии раз в два года проходят конференции, по материалам которых выпускаются книги «Aspects of Educational Technology». Этот же термин используется и в американских педагогических журналах. В 70-е годы понятие «педагогическая технология» расширилось, к нему начали относить все, что касается совершенствования учебного процесса. Технология (от греческого techne — искусство, мастерство, умения и логия — наука) — совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. Педагогическая технология — это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79. Лондон — Нью-Йорк, 1978. С. 258 (на англ, яз.) Цит. по Кларин М. В). В данной работе под педагогической технологией будет пониматься набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями. Цели должны быть конкретны и измеримы; операции воспроизводимы (вероятность реализации технологии отдельным субъектом должна быть высокой, другие педагоги могут овладеть этим набором операций и успешно их использовать); операции должны иметь законченный процесс по достижению цели; субъективизм учителя должен быть сведен к минимуму. Свобода педагога возможна и необходима в том диапазоне действий, которые приводят к достижению целей. Поскольку на реализацию технологии влияют множество переменных, связанных как с особенностями педагогов, так и с особенностями учащихся, и условий, в которых протекает педагогический процесс, то творчество педагога не может быть исключено. Оно предполагается в любой технологии на уровне отдельных операций, действий. Рассматривая психологический аспект школьной педагогической технологии, необходимо определить: 1. Ц — цели обучения и воспитания, их психологическую структуру; психические материалы, конструкции. 2. О — набор операций по достижению этих целей. Операции могут рассматриваться на физическом и психологическом уровнях. 3. К — психологические характеристики коммуникаторов (педагогов), реализующих эти цели выбранными для них операциями. 4. Р — психологические характеристики реципиентов (учащихся), участвующих в акте коммуникации с определенными целями, при взаимодействии с конкретными коммуникаторами и осуществляющих определенные операции по выполнению учебно-воспитательных задач. 5. СР — средства, используемые при выполнении определенных операций. 6. ПР — принципы обучения и воспитания, согласно которым конструируются цели обучения и воспитания, подбираются и реализуются операции по достижению этих целей. Технология — это функция (Ц, О, К, Р, СР, ПР). В педагогической технологии можно выделить следующие функциональные компоненты деятельности педагогов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный (Н. В.Кузьмина). Таким образом, педагогические технологии учителя будут складываться из операций по накоплению знаний, по проектированию целей обучения и воспитания, по организации учебно-воспитательного процесса, по передаче знаний от коммуникатора (педагога) реципиентам (учащимся). Гностический компонент включает в себя познание педагогом целей обучения и воспитания, содержания предмета преподавания, изучение самого себя, учащихся, принципов и технологий, проведения обучающих и воспитывающих занятии. Гностический компонент предполагает также набор операций по анализу эффективности своей деятельности. Эта задача является одной из важнейших при овладении на этапе познания педагогической деятельностью. Проектировочный компонент включает в себя проектирование дальних целей (перспектив), операций, средств. Проектирование должно осуществляться с учетом половых различий. Конструктивный компонент предполагает набор операций по подготовке предстоящего занятия. Коммуникативный компонент включает в себя набор операций вербального и невербального взаимодействия с учащимися. Организаторский компонент предполагает набор операций по подготовке и проведению занятий с учащимися. Два последних компонента тесно связаны друг с другом. Существуют различные классификации технологий. Для данной работы необходимо различать как минимум два типа технологий: педагогические и психологические. *В педагогических технологиях операции и действия физически ощутимы. Психологические технологии носят скрытый характер: это психические операции и действия в психике конкретного человека. Однако провести четкую границу между ними довольно трудно. Иногда классификация технологий на психологические и педагогические осуществляется по тому, в какой из наук они применяются. Однако такая классификация не соответствует требованиям к классификациям. Если операция разрабатывалась и применялась в одной науке, а стала применяться в другой, то к какой науке ее относить? Очень часто технологии разрабатываются на стыке двух наук и дать однозначную их отнесенность весьма затруднительно. Педагогические технологии могут быть классифицированы также следующим образом: технологии обучения, воспитания, развития, диагностики. Технологии обучения можно разбить на технологии обучения и самообучения (учения). Под технологиями обучения понимается набор операций по формированию знаний, умений, навыков (рис. 5). Технологии воспитания — это набор операций по целенаправленному формированию относительно устойчивых и постоянных высокообобщенных отношений (рис. 5). Технологии развития тесно связаны с технологиями обучения. Психическое развитие — это формирование умственных умений, это прирост каких-то операций в психике человеке (рис 5). Но при формировании предметных умений тоже идет прирост психических умений, без этого они не могут сформироваться. Таким образом, там, где происходит формирование умений, всегда наблюдается психическое развитие. Однако если при обучении конечным продуктом являются знания, предметные умения, навыки, то при развитии идет замер сформированности умственных умений. Для преподавателя-предметника результатом являются предметные знания, умения, навыки и материалом является содержание предмета, которое должно быть усвоено. При психическом развитии материал воздействия может быть любой, а результатом (психическим материалом) является степень сформированности психических умений (операций). При физическом развитии результатом являются физические умения. Таким образом, педагогические технологии по развитию могут не ограничиваться конкретным содержанием предметов. Учителя-предметники цель своей работы видят в усвоении материала предметов. Педагоги, занимающиеся развитием, цель работы видят в формировании психических либо физических операциях. Говоря о школьной педагогической технологии, можно отметить, что она начинает применяться при определении и формировании готовности к школе. На первом этапе педагоги или психологии диагностируют готовность к школе, после этого при необходимости используют технологии по ее формированию. Разновидностью технологий обучения, воспитания и развития могут быть технологии по коррекции (исправлению), профилактике (предупреждению), терапии (лечению), реабилитации (восстановлению). При разработке педагогической технологии актуальным является определение психического материала, который должен быть сформирован в психике учащихся.

Альтернативные толкования термина педагогическая технология:
  1. Балыхина Т. М. Словарь терминов и понятий тестологии, 2000 г.
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. techne мастерство, искусство + logos слово, речь). Направление в современной дидактике, за...
  2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ система последовательных, взаимосвязанных между собой действий учителя и учащегося по целенаправлен...
  3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ набор технологических процедур, обеспечивающих систематическое и последовательное воплощение на прак...
  4. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 г.
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ это последовательное и непрерывное осуществление взаимосвязанных между собой компонентов, методов, с...
  5. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Терминологический словарь. Педагогические технологии, 1999 г.
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ совокупность знаний о способах и средствах осуществления педагогического процесса. ...
  6. Дрешер, Ю. Н. Краткий терминологический словарь по библиотерапии, 2009 г.
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ научно обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения конкретной, реально...
  7. Новокшонова Г.А. Словарь социального педагога, 2000 г.
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ последовательное, непрерывное осуществление взаимосвязанных между собой компонентов, этапов состояни...
  8. Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий, 2004 г.
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ  системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к...
  9. Родионова А.В. Педагогический глоссарий, 2010 г.
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с...
  10. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспи...
  11. Русинова Л. П. Учебное пособие ««Педагогический словарь по темам»», Сарапул, 2010 г.
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 1) совокупность психолого-педагогических приёмов, методов обучения, воспитательных средств....
  12. Словарь по технологиям обучения, 2005 г.
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - это комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять ...
  13. Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ способ организации деятельности педагога и обучающихся, предполагающий достижение заранее поставлен...
  14. Словарь-справочник для работника системы дополнительного образования детей, 2006 г.
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – научно обоснованный и апробированный на практике набор операций по формированию, развитию и контр...
  15. Терминологический словарь современного педагога, 1999 г.
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ это организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой. ...
  16. Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обуче...

Статьи по теме:
  1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ // Москалева Т.С., Севостьянова О.М. »
  2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ // Колоколов В.Н. »
  3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РИТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ // Качалова Л.П. »
  4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ // Панчишко О.С. »
  5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКОЙ БАРЬЕРИСТОК // Вдовина Н.Н. »


У нас также ищут:
  1. ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
     — в России до 1917 начальные школы, руководимые духовенством. Начали создавать в начале...
  2. ДУХНОВИЧ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (1803-1865)
    — просветитель, писатель, педагог. С 1843 протоиерей Пряшевского собора (Австрия). Один...
  3. DM
    (Doctor of Medicine) — докторская степень в области медицины
  4. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ
    [12(24). 7 1828, Саратов, - 17(29). 10 1889, там же], писатель, публицист, философ, обществ. дея...
  5. ADDRESS SUPPORTING ORGANIZATION – ASO (ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО АДРЕСАМ)
    консультирует совет директоров ICANN по всем вопросам, связанным  с  распределением  адресов  пр...

Ads By Exchange: Кредитная карта банк покупка webmoney кредитной картой
Опубликоваться:
  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Нарисовать свою схему к термину









Rambler's Top100