Технология

Найдено 26 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТЕХНОЛОГИЯ
совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Технология
совокупность знаний о способах и средствах осуществления тех или иных процессов.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Технология
совокупность методов изменения состояния, свойств и качеств материала в процессе производства продукции.

Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”

Технология
совокупность методов воздействия орудиями труда на физические, химические и иные свойства предмета труда. (1)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Технология
наука о мастерстве, способах преобразовательной деятельности и конкретных технологических процессах; интегративная образовательная область.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

ТЕХНОЛОГИЯ
совокупность и последовательность методов и процессов преобразования, исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Технология
нормативное выражение последовательности процессов получения конечного результата соотнесенно с последовательностью воздействий применяемых средств.

Источник: Методологический словарь для стратегов

Технология
это система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует достижение заданной цели.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Технология
(греч. techno – искусство, мастерство + logos – наука, закон) – наука о мастерстве; совокупность эффективных и рациональных методов и приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ТЕХНОЛОГИЯ
(технология от techne – искусство, мастерство + loike – разумность, внутренняя закономерность, последовательность) – методы воздействия орудиями труда на физические, химические и иные свойства предмета труда.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Технология
от гр. techne — искусство, мастерство, умения и ...логика) — совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала, осуществляемых в процессе производства продукции.

Источник: Исследовательская деятельность

Технология
[гр. techno – искусство, мастерство, умение + логия] – мастерство, искусство реализации знаний о формировании определенного процесса, об изготовлении, создании некоторого объекта, изменении состояния, свойства, формы, конкретного явления.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ТЕХНОЛОГИЯ
1) в переводе с греческого «techne» – искусство, мастерство, умение и совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта. (Словарь иностранных слов); 2) совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерство (Толковый словарь).

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

ТЕХНОЛОГИЯ
(гр. technē – искусство, мастерство, умение; logos – понятие, мысли, разум) – 1) Совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. 2) Любое средство преобразования исходных материалов для получения желаемой продукции и услуг.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Технология
совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта (материального или информационного) в процессе производства (в случае материального объекта) или в процессе продуцирования (в случае информационного объекта), а также наука о способах воздействия на материал (в случае материального объекта) или на информационный продукт (в случае информационного объекта), соответствующими орудиями производства (в случае материального объекта) [49, c. 67].

Источник: Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования

Технология
рациональное (стабильное) сочетание нескольких последовательно применяемых операций для получения какого-либо продукта. Т. может восприниматься как логически-операционально воспроизводимое ядро методики. Признаки Т.: постановка целей, оценивание педагогических систем, обновление планов и программ на альтенативной основе, операционные компоненты, средства и способы организации деятельности, постоянный рост эффективности процесса, потенциально воспроизводимые педагогические результаты.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

ТЕХНОЛОГИЯ
Понимается как воспроизводимое ядро методики, причем воспроизводимое логически операционально, а не буквально содержательно, может также рассматриваться одним из необходимых признаков методики. Но будучи необходимым признаком методики, технология не может стать ее единственным и достаточным признаком. Целенаправленность и целесообразность методики задается такими компонентами и признаками как стратегия воспитательной деятельности и тактика воспитательного взаимодействия. (ТитоваЕ.В. Методика воспитания: методологические аспекты.— СПб, 1996.— С.13-15)

Источник: Педагогика общей заботы: понятийный аппарат

ТЕХНОЛОГИЯ
совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых осуществляется производственный процесс. Важнейший компонент технологии – последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций), каждое из которых основано на каких-либо естественных процессах (физических, химических, биологических и др.) и человеческой деятельности; в сфере образовательных технологий – процесс достижения определенных результатов по применению исходного состояния субъекта/объекта посредством использования свойственной конкретной области деятельности совокупности методов, средств, способов.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ТЕХНОЛОГИЯ
от греч. techne — искусство, мастерство и logos — учение) — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология воплощает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Совокупность технологических операций образует технологический процесс. Современная наука использует термин «технология» и в таких сочетаниях, как «технология обучения, образовательного процесса, лечения, управления».

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ТЕХНОЛОГИЯ
(от гр. τέχνη – мастерство, искусство и λόγοζ , – понятие, учение) – совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, а также сами эти процессы, при которых происходит качественное изменение объекта. Наибольшее распространение термина «технология» приходится на вторую четверть XX в. Технология разделяется на научную и практическую. В третьей четверти XX в. происходит дальнейшая дифференциация этого понятия (описательная, инструктивная, контрольная и т. д.). Сделана попытка сформулировать предмет научной технологии как науки, изучающей процессы целенаправленного преобразования форм существования материи. (Режим доступа: http:// gaps-gw.tstu.ru). О. В. Лазаренко

Источник: Глоссарий современного образования.

"ТЕХНОЛОГИЯ"
школьный предмет, пришедший в некоторых школах на смену предмету «Труд».
О Шадринске во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг.: «Официально предмет “труды” назывался “технология” и велся с 5 по 11 класс. “Технология” делилась каждый год на две части: первое полугодие преподавали “кулинарию”, а второе – шили разные вещи. Чем старше класс, тем сложнее задания, например, в 5 классе мы учились делать бутерброды и шили фартук, а в 11 классе шили уже детскую одежду и готовили торты. Мне всегда не нравился этот предмет, потому что родители меня растили “вольным стилем”, а в школе я, как Золушка, должна готовить и шить. Я считаю этот предмет пережитком СССР и хочу, чтобы его убрали из школ» (012).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Технология
1) система предписаний, алгоритмов для выполнения исследовательской и практической деятельности. В отличие от методик (исследования, обучения, воспитания) Т. содержит четко и однозначно заданные цели, предполагает возможность объективных, поэтапных и итоговых изменений достигнутых результатов. Т. в силу отработанности этапов и операций в большей степени, чем традиционные методы и методики, обеспечивает получение заданных результатов, однако не обладает гибкостью, вариативностью, необходимых в изменяющихся ситуациях обучения. Видимо, целесообразно сочетать Т. (в стандартных и стабильных ситуациях) с методиками (в быстро меняющихся или нестандартных); 2) определенные образовательные системы, авторские методики.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Технология
(педагогическая) – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт). Предметом педагогической технологии являются конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения или воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств. Прямыми задачами педагогической технологи являются: – отработка глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков в различных областях деятельности; – отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения; – научные действия с технологическим инструментарием: – развитие технологического мышления, умений самостоятельно планировать, алгоритмизировать, стандартизировать свою учебную, самообразовательную деятельность; – воспитание привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий и общественно полезного труда.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

ТЕХНОЛОГИЯ
(от греч. techne – искусство, мастерство, умение и ...логия) – совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т.д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приемы и способы. Т. (или технологическими процессами) называются также сами операции добычи, обработки, переработки, транспортирования, складирования, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса. В состав современной Т. включается и технический контроль производства. Т. принято также называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.Т. обычно рассматривают в связи в конкретной отраслью производства (Т. горных работ, Т. машиностроения, Т. строительства) либо в зависимости от способов получения или обработки определенных материалов (Т. металлов, Т. волокнистых веществ, Т. тканей и пр.). В результате осуществления технологических процессов происходит качественное изменение обрабатываемых объектов.
Задачей Т. как науки является выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов, требующих наименьших затрат времени и материальных ресурсов.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ТЕХНОЛОГИЯ
научно и/или практически обоснованная система деятельности, применяемая человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.
Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер. Понятия «образовательная» и «педагогическая» технологии в значительной степени перекрываются. С одной стороны, понятие «образовательная технология» (технология в сфере образования) представляется несколько шире, чем понятие «педагогическая технология» (относящаяся к сфере педагогики), ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. С другой стороны, педагогика традиционно охватывает и обучение, и воспитание, и развитие, составляющие образование человека. Кроме того, понятие «педагогическая технология» относится, очевидно, ко всем разделам педагогики (социальная, дошкольная, школьная, вузовская, андрагогика, индивидуальная, коллективная, семейная, досуговая, внешкольная, средовая, производственная, превентивная, специальная, коррекционная, лечебная, педагогика здоровья и др.).
Социальные технологии — 1) способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки имеют дело, прежде всего с решением практических задач, связанных с функционированием и совершенствованием социальных объектов, понимая в данном случае под социальными объектами не только группы людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы; 2) совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем.
Технология социальной работЫ - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Технология работы социального педагога — 1) совокупность содержания методов, приемов практической социально-педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария социальным педагогом; 2) система строго последовательных действий профессионала, нацеленных на решение определенной социально-педагогической задачи, проблемы.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ТЕХНОЛОГИЯ
Наиболее общее современное определение технологии: технология – это система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной задачи. Современное понимание технологии пришло в широкий обиход из сферы производства в последние десятилетия. А именно тогда, когда в развитых странах стали выделяться в отдельные структуры фирмы – разработчики ноу-хау: новых видов продукции, материалов, способов обработки и т. д. Эти фирмы стали продавать фирмампроизводителям в менее развитых странах лицензии на право выпуска своих разработок, сопровождая эти лицензии детальным описанием способов, средств и условий производства – т. е. технологиями. Вслед за этим понятие «технология» стало применяться в более широком смысле. Технология, понимаемая в современном, более широком смысле, связана не только с техникой, но и с другими завоеваниями цивилизации. Когда говорят, например, о компьютерной или информационной технологии, то имеют в виду открываемые ими новые возможности, которые они несут с собой. В этом смысле о технологии стали говорить после того, как выяснилось, что цивилизационные завоевания, достижение новых эффектов труда связаны не только с новой техникой. Но и с новыми формами кооперации, организации производства, с возможностями концентрации ресурсов, с культурой труда, с накопленным научнотехническим и культурным потенциалом, с целеустремленностью усилий общества и государства и т. д. Постепенно под технологией стали подразумевать сложную реальность, которая представляет собой сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т. д.). Другое, более узкое понимание технологии (для производственной сферы): Технология – комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом. В промышленности и сельском хозяйстве описание технологии выполняется в документах, именуемых карта технологического процесса (при подробном описании) или маршрутная карта (при кратком описании). В сценическом искусстве технология исполнения спектаклей, пьес, съёмки кинофильмов, … описывается сценарием. Применительно к политике с 70-х годов прошлого столетия установился термин дорожная карта (дословный перевод англоязычного термина Road map). В разговорной речи термин технология часто заменяют англоязычным словосочетанием Know How – «Знайте Как». Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, нанотехнологии, микробиологическая промышленность. В сфере услуг к высоким технологиям относят образование, здравоохранение и финансовые технологии. Информационные технологии – технологии, использующие совокупности средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Инновационные технологии – комплексы (системы) методов, средств, и условий, поддерживающих реализацию нововведений. Литература: [33, 37].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
269.57 кб

Педагогическая технология профессиональной и физической подготовки военнослужащих воздушно-десантных

Ягодкин Геннадий Анатольевич
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии профессиональной и физической подготовки военнослужащих воздушно-десантных войск к выполнению боевых задач в условиях локальных кон
Читать PDF
300.41 кб

Технология формирования готовности к профессиональной деятельности у сотрудников ГПС МЧС России

Грачев Алексей Анатольевич
В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию и разработке технологии формирования готовности к профессиональной деятельности у сотрудников ГПС МЧС России, а также психолого-педагогических условий для ее прак
Читать PDF
426.30 кб

Технология преподавания: квантовый газ по Эйнштейну как инструмент познания свойств воды

Саргаева Надежда Павловна, Саргаев Павел Маркелович, Наймушин Алексей Борисович
Обнаружена связь резкого повышения изохорной теплоемкости в области околокритических температур с квантовым состоянием частиц воды, которое характеризуется как идеальный одноатомный квантовый газ по Эйнштейну.
Читать PDF
81.40 кб

Технология использования электронных информационных ресурсов в вузе

Гармаш А. Н., Костюк А. И., Николава А. Ю.
Читать PDF
168.72 кб

Диалог в обучении как технология развития смыслообразования учащихся

Белова Л. И., Суфиянов В. В.
Читать PDF
135.99 кб

Технология презентации языкового материала

Литвиненко Елена Владимировна
Читать PDF
263.61 кб

Педагогическая технология подготовки учителя к рефлексивной деятельности

Стеценко И. А., Лазовой А. Ю.
Читать PDF
320.85 кб

Интегративная технология повышения двигательной активности студентов в процессе физического воспитан

Пономарев Василий Викторович, Козлов Дмитрий Викторович, Близневский Андрей Александрович, Стручков Владимир Ильич
Двигательная активность является естественной потребностью гармоничного развития человеческого организма.
Читать PDF
239.38 кб

Технология комплексной экспертизы качества тестовых материалов для контроля учебных достижений обуча

Максимова О. А.
Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы обеспечения мониторинга качества образования надежными и валидными тестовыми измерителями.
Читать PDF
259.94 кб

Деловая игра как технология формирования управленческих умений учителя

Мезина О. Н.
Статья содержит описание технологии игрового моделирования, применяемого в практике повышения квалификации педагогов в части формирования управленческих умений.
Читать PDF
312.98 кб

Технология адаптивого компьютерного тестирования контроля качества обучения в техническом вузе

Терюха Р. В.
Читать PDF
310.05 кб

Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента вуза нефтегазовой

Титушина Н. В.
Читать PDF
427.47 кб

Игровая технология как область профессиональной компетенции специалиста-режиссера театрализованных п

Пономарев В. Д.
Читать PDF
91.89 кб

Технология обучения, направленная на развитие самостоятельности студентов

Буйновский А. С., Медведева М. К., Молоков П. Б., Стась Н. Ф.
Рассмотрены проблемы обучения химии в вузах, связанные с недостатками школьной подготовки студентов по этой дисциплине.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогическая технология внутрифирменного профессионального развития специалистов строительного про

Булат Роман Евгеньевич
Обобщение достижений психолого-педагогической науки и науки управления позволило разработать комплексную педагогическую технологию внутрифирменного профессионального развития специалистов.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ –1)

    содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько); 2) описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков); 3) системная совокупность и порядок функционир
  • ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

    такая организация учебного процесса, при к-рой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый учащийся имеет определенное ролевое задание, в к-ром он должен публично отчитаться, либо
  • Антропологическая технология обучения

    гр. – природосообразная человеку) – ветвь антропологии, занимающаяся исследованием особенностей обучения и воспитания людей с учетом их исторического и культурного прошлого и настоящего, социа
  • Аудиовизуальная технология обучения

    информационная технология обучения, осуществляемая с использованием носителей информации, предназначенных для восприятия человеком по двум каналам одновременно (зрительному и слуховому) при по
  • Библиотерапевтическая технология

    системный метод создания, применения и определения процесса формирования здорового образа жизни с учетом взаимодействия психотерапевтических ресурсов литературы различных жанров и методов биб
  • Модульная технология обучения библиотерапевтов

    технология, обеспечивающая гибкость библиотерапевтического обучения с учетом индивидуальных потребностей личности, уровня ее базовой подготовки.
  • ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИЯ

    это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанном на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.
  • ТЕХНОЛОГИЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ

    алгоритм выполнения определенной преподавательской деятельности через ее расчленение на систему последовательных взаимосвязанных элементарных дидактических действий, которые определены боле
  • ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

    совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса [50; 93].
  • СЕТЕВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

    вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между п
  • ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ НАД ДИССЕРТАЦИЕЙ

    совокупность методов и процессов подготовки и защиты диссертации.
  • ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

    тип развивающего обучения, в ходе которого происходит интериоризация знаний через личный опыт учащегося, с опорой на его способности и интересы. Педагогическая мастерская реализует принципы: · Р
  • ГЕШТАЛЬТ-ТЕХНОЛОГИЯ

    педагогическая технология, основанная на гештальт-теории усвоения. Упражнения по гештальт-теории оперируют достаточно крупными, законченными в смысловом отношении фрагментами информации, расче
  • ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ

    работа групп на принципах дифференциации и межгрупповая работа, когда каждая группа выполняет свое задание в общей цели, что позволяет обеспечить активизацию учебного процесса, достижение высок
  • ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

    новое (с 50-х годов) направление в пед. науке, к-рое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов
  • ТЕХНОЛОГИЯ DRAG-AND-DROP

    (англ. drag – тащить и drop – опускать) – технология, позволяющая выделять объект в документе и перемещать его в этом же документе или в другой.
  • Технология коммуникаций

    способы доставки сообщений, включая почтовые,радио-и телевизионные, телефон, спутниковую связь и компьютерные сети.
  • Технология информационного взаимодействия образовательного назначения в условиях использования средств ИКТ

    совокупность детерминированных средств и методов, реализованных на базе современных средств ИКТ, обеспечения информационного взаимодействия, реализация которых определяет заранее заданный рез
  • ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

    такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными [35; 93].
  • Информационно-образовательная технология

    процесс получения знаний, построенный не на общении с преподавателем, а на применении новейших методик и приемов, основанных на использовании компьютерных, аудио- и видеотехнических средств.