ЗВУКОПИСЬ

Найдено 1 определение
ЗВУКОПИСЬ
подбор звуков в речи (особенно и прежде всего поэтической) таким образом, чтобы их состав соответствовал изображаемой картине. Напр.: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу (Н. Некрасов). В этой строке Некрасов 6 раз повторяет звук [у] и 3 раза звук [с], что особенно ярко и убедительно передает вой и свист ветра, чувство одиночества и страха. Это достигается благодаря включению в языковую ткань стих, слов, содержащих звуки и звукосочетания, способствующие возникновению нужных зрительных, слуховых или иных ассоциаций.
З. осуществляется через систему Звуковых повторов (см.), к которым относятся Аллитерация (см.), Ассонанс (см.), Звукоподражание (см.) — особенно звукоподражание шороху, свисту, вою, грому, крикам птиц, животных и другим звукам живой и неживой природы. При этом чрезвычайно усиливается выразительность и изобразительность речи.
Вот, напр., как изображается гром, воплощаясь в отдельных звуках, в стих. Ф. Тютчева «Весенняя гроза»: Люблю грозу в начале мая, / Когда весенний, первый гром, / Как бы резвяся и играя, / Грохочет в небе голубом. Поэт не только передаёт своё отношение к первой весенней грозе, но и рисует её при помощи звуков так, что читатель слышит эту грозу. Или у В. Маяковского: Били копыта, пели будто: Гриб. Грабь. Гроб. Груб. В этих строчках отчётливо слышится стук конских копыт по городской мостовой. В стих. К. Бальмонта «Камыши» аллитерация озвучивает картину ночи: Полночной порою в болотной глуши / Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши <...> И, вздох повторяя погибшей души, / Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.
Нередко в результате семантизации звуков происходит обновление внутренней формы близких по звучанию, но разных по происхождению слов, которые начинают восприниматься как генетически родственные. Напр., у Л. Мартынова: Попробуешь слова сличить — / И аж мороз идёт по коже! / Недаром «мучить» и «учить» / Звучит извечно столь похоже.
При этом благодаря звуковому сходству отдельных слов между ними появляются и смысловые связи. Такой приём активно используется в Языковой игре (см.), особенно для создания комического эффекта: Понятно, что ни главный санитарный враг..., то есть врач, ни министр науки и обрезания..., то есть образования, ни министры-бароны..., то есть обороны и МВД, не проходили специальной подготовки (АиФ).
З. разнообразна. Она опирается на всевозможные типы звуковой Инструментовки (см.): скопление в тексте коротких или, напротив, длинных слогов, стечение согласных и гласных и намеренное исключение из речи каких-то звуков: Вверху рычат германские моторы: / — Мы фюрера покорные рабы, / Мы превращаем горрода в грробы, / Мы — смерть... Тебя не будет скоро (В. Инбер).
А.С. Пушкин в «Евгении Онегине», описывая лёгкость и полетность танца балерины, использует множество раз звук [л]:
Блистательна, полувоздушна.
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола.
З. не должна идти вразрез со смыслом. Только органическая и гармоническая связь звукового облика и содержания текста, единство слова и образа придают особую, яркую изобразительность и выразительность тексту.
Лит.: см. лит. к ст. Аллитерация, Ассонанс, Звуковой повтор, Звукоподражание.
О.Н. Емельянова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.