(1918–2002), педагог, доктор
педагогических наук (1965), профессор (1967). Руководил лабораторией экологического образования. Разрабатывал дидактические проблемы содержания, методов и средств обучения, методику преподавания биологии в школе; выявил типы и динамику связей отдельных элементов системы обучения в целостной структуре учебного предмета, показал межпредметные связи курса, раскрыл его
воспитывающее воздействие на формирование личности. В его трудах прослежен путь образования и развития системы знаний в области, охватывающей окружающую природу и собственно природу человека. Основные работы: “Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиене в средней школе” (1971), “Экология в школьном обучении. Новый аспект образования” (1980), “Экологическое образование школьников” (1983), “Отношение школьников к природе” (1988).
ЗВЕРЕВ Иван Дмитриевич
ЗВЕРЕВ ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
ЗВЕРЕВ Иван Дмитриевич
р. 5(18).!. 1918, с. Новоспасское Тульской обл.], педагог, д. ч. АПН СССР (1971), д-р пед. наук (1965), проф. (1967). Окончил биол. ф-т Томского пед. ин-та (1940). С 1937 работал учителем ср. школы, с 1954 в НИИ педагогики АПН (Ленинград), с 1960 в ЛГПИ им. А. И. Герцена (с 1966 проректор). В 1968—81 акад.-секр. Отделения дидактики и частных методик, в 1981—89 вице-през. АПН СССР. Руководит лабораторией экологич. образования НИИ СИМО (с 1972). Разрабатывает дидактич. проблемы содержания, методов и средств обучения, методику преподавания биологии в школе. В кн. «Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиене в ср. школе» (1971) выявил типы и динамику связей отд. элементов системы обучения в целостной структуре уч. предмета, показал межпредметные связи курса, раскрыл его воспитывающее воздействие на формирование личности. В его трудах прослежен путь образования и развития системы знаний в области, охватывающей окружающую природу и собств. природу человека. 3. — инициатор и организатор первой исследоват. лаборатории при АПН по пед. проблемам экологич. образования. Его труды «Экология в шк. обучении. Новый аспект образования» (1980), «Экологич. образование школьников» (соавт., 1983) и «Отношение школьников к природе» (соавт., 1988) определили новый взгляд на экологич. образование, обосновали необходимость его междисциплинарной основы.
Соч.: Систематизация знаний учащихся по курсу анатомии и физиологии человека, М., 1959; Развитие знаний учащихся об эволюции органич. мира, М. 1962; Взаимная счязь уч. предметов, М., 1977; Проблемы методов обучения в совр. общеобразоват. школе, М., 1980 (соавт.).
Соч.: Систематизация знаний учащихся по курсу анатомии и физиологии человека, М., 1959; Развитие знаний учащихся об эволюции органич. мира, М. 1962; Взаимная счязь уч. предметов, М., 1977; Проблемы методов обучения в совр. общеобразоват. школе, М., 1980 (соавт.).
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
ЗВЕРЕВ Иван Дмитриевич
родился 18 января 1918 г. в с. Новоспасское Дедиловского района Тульской области.
Окончил Томский государственный педагогический институт (1940), присуждена ученая степень доктора педагогических наук (1965), утвержден в ученом звании профессора (1967), избран действительным членом РАО (АПН СССР) (1971).
С 1940 по 1946 г. находился на службе в армии, участник Великой Отечественной войны. Работал учителем биологии, химии, завучем в школе № 213 с 1948 по 1958 г. в Ленинграде; доцентом, профессором, проректором Государственного педагогического института им. А.И. Герцена с 1958 по 1968 г.; в Российской академии образования (Академия педагогических наук СССР) с 1968 г., последовательно занимал должности старшего научного сотрудника, заведующего лабораторией экологического образования, академика-секретаря отделения дидактики и частной методики, вице-президента, исполняющего обязанности президента АПН СССР, ведущего научного сотрудника, руководителя Центра теории и методики экологического образования.
Принадлежит к ленинградской школе психологов Б.Г. Ананьева, А.А. Самарина, педагогов и методистов Н.М. Верзилина, Н.А. Рыкова, Г.Н. Щукиной.
Считает своими учениками: А.А. Кондратьева – академика РАО, И.Т. Суравегину – доктора педагогических наук, А.Н. Захлебного – ведущего научного сотрудника НИИ ОСО РАО, А.Ю. Либерова – кандидата педагогических наук.Зверев И.Д. признан как широко известный педагог, целеустремленный ученый и педагог-практик в своей области деятельности; внес существенный вклад в исследования по теории и прикладным вопросам дидактики и методики биологического и экологического образования. В его трудах складывался стиль системного рассмотрения проблем. Его научные интересы концентрируются в области изучения организма человека, раскрытия на доступном для учащихся уровне единства социоприродной сущности человека. Изучение человека как субъекта познания рассматривалось в
системе биологического образования в связи с гуманитарным циклом учебных предметов, на междисциплинарной основе. Органичным явился интерес Зверева И.Д. к психолого- дидактическим аспектам методики биологии как самостоятельной области педагогического знания. Он обогатил теорию развития биологических понятий, конкретизировал научно-методические основы формирования познавательных мотивов учащихся, их ценностных ориентаций в отношении к себе и окружающей среде и тем самым углубил образовательное значение биологических знаний в воспитании здорового образа жизни.
В разработках научно-практического характера использовался комплексный подход как способ преодоления узкопредметных ограничений. Убедительны в этом отношении публикации Зверева И.Д. по теории содержания общего среднего образования и методам обучения, школьного учебника и другим средствам обучения, организации учебно- воспитательного процесса и др.
В результате его научные интересы актуализируются в области формирования ответственного отношения личности к окружающей среде, природе. Можно сказать, что Зверев И.Д. одним из первых дал обоснование экологического образования как новой области педагогической теории и школьной практики.
Совместно с группой сотрудников, учителями, преподавателями вузов, аспирантами под его руководством формируется система непрерывного экологического образования.
Широкое призвание получили концептуальные положения экологического образования, его целей, содержания, структуры, процесса, средств и факторов, благодаря многолетней деятельности научного совета РАО по проблемам экологического образования, руководимого Зверевым И.Д. Эффективность работы проблемного совета наглядно представляется в материалах многих научно-практических конференций, публикациях членов совета и др. В частности Зверев И.Д. опубликовал серию статей, книг, некоторые из них создавались в соавторстве. За последние 30 лет он внес значительный вклад в движение за экологизацию образования личности, охватившее образовательные системы на национальном и международном уровне.
Зверев И.Д. создал российскую школу специалистов в области экологического образования, которая успешно разрабатывает теорию и методику экологического образования как комплекса образовательных систем России, направленных на становление экокультуры человека XXI века.
Соч.: Изучение рефлекторной деятельности животных. – Л., 1956; Развитие знаний учащихся об эволюции органического мира. – М., 1962; Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиены человека. – Л., 1971; Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М., 1972; Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. – М., 1980; Teachin Methods in the Soviet School (на англ., франц., испан. языках) UNESCO Ceneva by Atar SA, 1983.
Окончил Томский государственный педагогический институт (1940), присуждена ученая степень доктора педагогических наук (1965), утвержден в ученом звании профессора (1967), избран действительным членом РАО (АПН СССР) (1971).
С 1940 по 1946 г. находился на службе в армии, участник Великой Отечественной войны. Работал учителем биологии, химии, завучем в школе № 213 с 1948 по 1958 г. в Ленинграде; доцентом, профессором, проректором Государственного педагогического института им. А.И. Герцена с 1958 по 1968 г.; в Российской академии образования (Академия педагогических наук СССР) с 1968 г., последовательно занимал должности старшего научного сотрудника, заведующего лабораторией экологического образования, академика-секретаря отделения дидактики и частной методики, вице-президента, исполняющего обязанности президента АПН СССР, ведущего научного сотрудника, руководителя Центра теории и методики экологического образования.
Принадлежит к ленинградской школе психологов Б.Г. Ананьева, А.А. Самарина, педагогов и методистов Н.М. Верзилина, Н.А. Рыкова, Г.Н. Щукиной.
Считает своими учениками: А.А. Кондратьева – академика РАО, И.Т. Суравегину – доктора педагогических наук, А.Н. Захлебного – ведущего научного сотрудника НИИ ОСО РАО, А.Ю. Либерова – кандидата педагогических наук.Зверев И.Д. признан как широко известный педагог, целеустремленный ученый и педагог-практик в своей области деятельности; внес существенный вклад в исследования по теории и прикладным вопросам дидактики и методики биологического и экологического образования. В его трудах складывался стиль системного рассмотрения проблем. Его научные интересы концентрируются в области изучения организма человека, раскрытия на доступном для учащихся уровне единства социоприродной сущности человека. Изучение человека как субъекта познания рассматривалось в
системе биологического образования в связи с гуманитарным циклом учебных предметов, на междисциплинарной основе. Органичным явился интерес Зверева И.Д. к психолого- дидактическим аспектам методики биологии как самостоятельной области педагогического знания. Он обогатил теорию развития биологических понятий, конкретизировал научно-методические основы формирования познавательных мотивов учащихся, их ценностных ориентаций в отношении к себе и окружающей среде и тем самым углубил образовательное значение биологических знаний в воспитании здорового образа жизни.
В разработках научно-практического характера использовался комплексный подход как способ преодоления узкопредметных ограничений. Убедительны в этом отношении публикации Зверева И.Д. по теории содержания общего среднего образования и методам обучения, школьного учебника и другим средствам обучения, организации учебно- воспитательного процесса и др.
В результате его научные интересы актуализируются в области формирования ответственного отношения личности к окружающей среде, природе. Можно сказать, что Зверев И.Д. одним из первых дал обоснование экологического образования как новой области педагогической теории и школьной практики.
Совместно с группой сотрудников, учителями, преподавателями вузов, аспирантами под его руководством формируется система непрерывного экологического образования.
Широкое призвание получили концептуальные положения экологического образования, его целей, содержания, структуры, процесса, средств и факторов, благодаря многолетней деятельности научного совета РАО по проблемам экологического образования, руководимого Зверевым И.Д. Эффективность работы проблемного совета наглядно представляется в материалах многих научно-практических конференций, публикациях членов совета и др. В частности Зверев И.Д. опубликовал серию статей, книг, некоторые из них создавались в соавторстве. За последние 30 лет он внес значительный вклад в движение за экологизацию образования личности, охватившее образовательные системы на национальном и международном уровне.
Зверев И.Д. создал российскую школу специалистов в области экологического образования, которая успешно разрабатывает теорию и методику экологического образования как комплекса образовательных систем России, направленных на становление экокультуры человека XXI века.
Соч.: Изучение рефлекторной деятельности животных. – Л., 1956; Развитие знаний учащихся об эволюции органического мира. – М., 1962; Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиены человека. – Л., 1971; Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М., 1972; Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. – М., 1980; Teachin Methods in the Soviet School (на англ., франц., испан. языках) UNESCO Ceneva by Atar SA, 1983.
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.