ЗВЕРЕВ Иван Дмитриевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЗВЕРЕВ ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
(1918–2002), педагог, доктор
педагогических наук (1965), профессор (1967). Руководил лабораторией экологического образования. Разрабатывал дидактические проблемы содержания, методов и средств обучения, методику преподавания биологии в школе; выявил типы и динамику связей отдельных элементов системы обучения в целостной структуре учебного предмета, показал межпредметные связи курса, раскрыл его
воспитывающее воздействие на формирование личности. В его трудах прослежен путь образования и развития системы знаний в области, охватывающей окружающую природу и собственно природу человека. Основные работы: “Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиене в средней школе” (1971), “Экология в школьном обучении. Новый аспект образования” (1980), “Экологическое образование школьников” (1983), “Отношение школьников к природе” (1988).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ЗВЕРЕВ Иван Дмитриевич
р. 5(18).!. 1918, с. Новоспасское Тульской обл.], педагог, д. ч. АПН СССР (1971), д-р пед. наук (1965), проф. (1967). Окончил биол. ф-т Томского пед. ин-та (1940). С 1937 работал учителем ср. школы, с 1954 в НИИ педагогики АПН (Ленинград), с 1960 в ЛГПИ им. А. И. Герцена (с 1966 проректор). В 1968—81 акад.-секр. Отделения дидактики и частных методик, в 1981—89 вице-през. АПН СССР. Руководит лабораторией экологич. образования НИИ СИМО (с 1972). Разрабатывает дидактич. проблемы содержания, методов и средств обучения, методику преподавания биологии в школе. В кн. «Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиене в ср. школе» (1971) выявил типы и динамику связей отд. элементов системы обучения в целостной структуре уч. предмета, показал межпредметные связи курса, раскрыл его воспитывающее воздействие на формирование личности. В его трудах прослежен путь образования и развития системы знаний в области, охватывающей окружающую природу и собств. природу человека. 3. — инициатор и организатор первой исследоват. лаборатории при АПН по пед. проблемам экологич. образования. Его труды «Экология в шк. обучении. Новый аспект образования» (1980), «Экологич. образование школьников» (соавт., 1983) и «Отношение школьников к природе» (соавт., 1988) определили новый взгляд на экологич. образование, обосновали необходимость его междисциплинарной основы.
Соч.: Систематизация знаний учащихся по курсу анатомии и физиологии человека, М., 1959; Развитие знаний учащихся об эволюции органич. мира, М. 1962; Взаимная счязь уч. предметов, М., 1977; Проблемы методов обучения в совр. общеобразоват. школе, М., 1980 (соавт.).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ЗВЕРЕВ Иван Дмитриевич
родился 18 января 1918 г. в с. Новоспасское Дедиловского района Тульской области.
Окончил Томский государственный педагогический институт (1940), присуждена ученая степень доктора педагогических наук (1965), утвержден в ученом звании профессора (1967), избран действительным членом РАО (АПН СССР) (1971).
С 1940 по 1946 г. находился на службе в армии, участник Великой Отечественной войны. Работал учителем биологии, химии, завучем в школе № 213 с 1948 по 1958 г. в Ленинграде; доцентом, профессором, проректором Государственного педагогического института им. А.И. Герцена с 1958 по 1968 г.; в Российской академии образования (Академия педагогических наук СССР) с 1968 г., последовательно занимал должности старшего научного сотрудника, заведующего лабораторией экологического образования, академика-секретаря отделения дидактики и частной методики, вице-президента, исполняющего обязанности президента АПН СССР, ведущего научного сотрудника, руководителя Центра теории и методики экологического образования.
Принадлежит к ленинградской школе психологов Б.Г. Ананьева, А.А. Самарина, педагогов и методистов Н.М. Верзилина, Н.А. Рыкова, Г.Н. Щукиной.
Считает своими учениками: А.А. Кондратьева – академика РАО, И.Т. Суравегину – доктора педагогических наук, А.Н. Захлебного – ведущего научного сотрудника НИИ ОСО РАО, А.Ю. Либерова – кандидата педагогических наук.Зверев И.Д. признан как широко известный педагог, целеустремленный ученый и педагог-практик в своей области деятельности; внес существенный вклад в исследования по теории и прикладным вопросам дидактики и методики биологического и экологического образования. В его трудах складывался стиль системного рассмотрения проблем. Его научные интересы концентрируются в области изучения организма человека, раскрытия на доступном для учащихся уровне единства социоприродной сущности человека. Изучение человека как субъекта познания рассматривалось в
системе биологического образования в связи с гуманитарным циклом учебных предметов, на междисциплинарной основе. Органичным явился интерес Зверева И.Д. к психолого- дидактическим аспектам методики биологии как самостоятельной области педагогического знания. Он обогатил теорию развития биологических понятий, конкретизировал научно-методические основы формирования познавательных мотивов учащихся, их ценностных ориентаций в отношении к себе и окружающей среде и тем самым углубил образовательное значение биологических знаний в воспитании здорового образа жизни.
В разработках научно-практического характера использовался комплексный подход как способ преодоления узкопредметных ограничений. Убедительны в этом отношении публикации Зверева И.Д. по теории содержания общего среднего образования и методам обучения, школьного учебника и другим средствам обучения, организации учебно- воспитательного процесса и др.
В результате его научные интересы актуализируются в области формирования ответственного отношения личности к окружающей среде, природе. Можно сказать, что Зверев И.Д. одним из первых дал обоснование экологического образования как новой области педагогической теории и школьной практики.
Совместно с группой сотрудников, учителями, преподавателями вузов, аспирантами под его руководством формируется система непрерывного экологического образования.
Широкое призвание получили концептуальные положения экологического образования, его целей, содержания, структуры, процесса, средств и факторов, благодаря многолетней деятельности научного совета РАО по проблемам экологического образования, руководимого Зверевым И.Д. Эффективность работы проблемного совета наглядно представляется в материалах многих научно-практических конференций, публикациях членов совета и др. В частности Зверев И.Д. опубликовал серию статей, книг, некоторые из них создавались в соавторстве. За последние 30 лет он внес значительный вклад в движение за экологизацию образования личности, охватившее образовательные системы на национальном и международном уровне.
Зверев И.Д. создал российскую школу специалистов в области экологического образования, которая успешно разрабатывает теорию и методику экологического образования как комплекса образовательных систем России, направленных на становление экокультуры человека XXI века.
Соч.: Изучение рефлекторной деятельности животных. – Л., 1956; Развитие знаний учащихся об эволюции органического мира. – М., 1962; Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиены человека. – Л., 1971; Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М., 1972; Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. – М., 1980; Teachin Methods in the Soviet School (на англ., франц., испан. языках) UNESCO Ceneva by Atar SA, 1983.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.