ЗВЕНЬЕВАЯ ФОРМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
ЗВЕНЬЕВАЯ ФОРМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
. Наряду с групповой различают еще и звеньевую форму производственного обучения.
Звено – это микрогруппа в количестве 3–5 человек. Его состав комплектуется таким образом, чтобы в процессе трудовой деятельности у обучающихся имелось больше возможностей для взаимодействия, чтобы существовал определенный стиль взаимоотношений. Этого можно достигнуть, если состав звена длительное время является постоянным. В этом случае обучающиеся в большей степени проникаются взаимной ответственностью за порученное дело.
З.ф.п.о. связана с обучением относительно небольших групп обучающихся при выполнении ими преимущественно однородной работы. Возглавляется звено лучшим обучающимся или квалифицированным рабочим. Как правило, звено выполняет часть общего задания бригады (если звено является структурной ее частью). При З.ф.п.о. обучающиеся лучше проявляют свои способности и инициативу. Звенья комплектуются таким образом, чтобы в их составе находились обучающиеся, которые могут самостоятельно выполнять данный вид работы. В то же время при организации такой работы возможны сложности, связанные с тем, что сильные обучающиеся вынуждены сдерживать высокий темп работы. Поэтому предусматривается выполнение специальных заданий, заранее планируются и подбираются задания нужной сложности.
Такое предпочтение связано с тем, что именно в звене начинает создаваться производственный коллектив. Звеньевая структура позволяет быстрее приобщать обучающихся к производственному труду, решать вопросы, связанные с разделением труда, на основе более тесных непосредственных и постоянных контактов. При такой организации труда и обучения учащиеся лучше осознают взаимосвязь между собой, важность предпочтения одних другим.
Звеньевая структура наиболее соответствует принятым на предприятии нормам организации труда и исключает обезличку его участников. В бригадах со звеньевой структурой более совершенна система учета и распределения, контроля и планирования. Это объясняется тем, что значительную часть организационных вопросов, решаемых ранее на уровне бригадного самоуправления, способны решать сами члены микроколлектива.
При звеньевой структуре расширяются возможности педагогического руководства бригадой благодаря возможности группового инструктирования и благоприятным условиям для организации разнообразных видов взаимного обучения. В рассматриваемых бригадах часть функций по руководству коллективом со стороны педагога переходит к звеньевым. Они получают возможность оперативно решать ряд вопросов дисциплинарного и организационного плана.
Звеньевая структура способствует возникновению дополнительных связей и отношений в процессе труда, так как в создавшихся условиях действия обучающегося чаще подвергают коллективной оценке. Бригады со звеньевой структурой в свою очередь могут подразделяться на бригады с разделением труда внутри звеньев, между звеньями, с комбинированным типом разделения труда.
Предпочтение обычно отдается бригадам первого типа, так как разделение труда внутри звена создает предпосылки сближения труда обучающихся с производственной деятельностью рабочих, открывает возможности дифференцированного подхода в обучении при объединении в одной бригаде более сильных и менее подготовленных обучающихся.
Мастер (бригадир) имеет возможность систематически проводить перестановку обучающихся по рабочим местам, осуществлять вводный, текущий и заключительный инструктажи.
Лит.: Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1996; Проблемы дидактики производственного обучения / Сб. научн. статей ВНИИ профобразования. – М., 1978.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.