Знания
результат познавательной деятельности, присвоенная человеком информация.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
ЗНАНИЯ
отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
ЗНАНИЯ
проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Знания
понимание и сохранение в памяти фактов науки и вытекающих из них выводов, теорий, законов и других теоретических обобщений.
Источник: Терминологический словарь современного педагога
ЗНАНИЯ
понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т. д.).
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Знания
проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016
ЗНАНИЯ
в педагогике) – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью [82, c. 242].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
знания
это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности;
Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий
Знания
достоверный результат познания действительности, адекватное отражение в сознании человека качеств и свойств объекта. Личностное («живое») знание — результат выявления смысла изучаемого, включающее отношение к нему, его оценку и стремление к его использованию, расширению и углублению.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ЗНАНИЯ
результат переработки информации посредством обучения. Знания означают всю совокупность фактов, принципов, теорий и практики в сфере труда или обучения. В Европейской структуре квалификаций знания описываются как знание теории и/или фактов. Информация – это ещё не знания, для приобретения последних необходимо приложить усилия, проявить внимание, волю и упорство. Литература: [59; 67].
Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015
ЗНАНИЯ
продукт познания, проверенные практикой результаты познания действительности, верное ее отражение в мышлении обучающихся. Знания как приведенные в систему и закрепленные в памяти представления, понятия и суждения обучающихся о предметах и явлениях реальной действительности, законах природы и общества формируются в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования, жизненного и производственного опыта.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Знания
система понятий, продукт мыслительной деятельности субъекта и всего человечества, полученный в результате постижения человека, общества, природы, техники и т.д. Литературные знания – система литературных понятий о художественном образе и произведении, его содержании и форме, значении и функции, о писателе и читателях, литературоведах и литературном процессе, все то, что можно узнать о литературе, выполнив определенные умственно- практические действия, касающиеся ее восприятия, анализа и обобщения. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
ЗНАНИЯ
результат познания действительности, проверенный практикой; адекватное ее (действительности) отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Понятие «знания» следует рассматривать в двух аспектах: то, что должен усвоить учащийся, и то, что уже усвоено им, применено или соответствующим образом использовано в вербальной (словесной) и предметной практической деятельности, стало свойством его личности, т. е. это запоминание и воспроизведение изученного материала. В профессиональной педагогике используется следующее рабочее определение: знания — это результат усвоения учащимися системы фактов, понятий, законов, закономерностей, теорий; это накопленная работником информация о свойствах материалов, устройстве машин, механизмов и др., методах труда и производства, относящихся к данной профессии, специальности, а также об общем культурно-техническом развитии общества.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Знания
усвоенные или познанные индивидом вербальные, символические или операционные (манипулятивные) сведения, произвольно воспроизводимые индивидом в своей речи или действиях. Нами намеренно знания, умения, навыки (традиционно рассматриваемые в педагогике как результаты обучения) вынесены в раздел, предшествующий обучению. Это сделано потому, что знания, а тем более навыки и умения, могут сформироваться у индивида и без обучения. Например, в результате познания у исследователя появляются определенные знания тогда, когда они еще не переданы в объективный опыт человечества (т.е. существуют еще не в объективизированной, в невербальной форме), однако используются субъектом познания в своей деятельности. Навыки спонтанно формируются у индивида в любой повторяющейся практической деятельности. Знания в свете психологических исследований нельзя рассматривать как застывший образ чего-либо. Знания - это тоже специфическая деятельность: «Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Критерий знаний также неотделим от действий. Знать - это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Знание - понятие относительное. Степень (качество) усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать». Таким образом и знания (а не только умения) связаны с деятельностью, в процессе которой они усваиваются.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
Знания
Существует множество определений термина «знания». Тем не менее, современные концепции знания основаны на ряде базовых различий: (а) Аристотель различал теоретическую и практическую логику. В соответствие с этим различием современные теоретики (Александр и др., 1991) проводят различие между декларативным (теоретическим) знанием и процедурным (практическим) знанием. Декларативное знание включает в себя утверждения относительно конкретных событий, фактов и эмпирических обобщений, а также глубинные принципы природы реальности. Процедурное знание включает в себя эвристику, методы, планы, практику, процедуры, стратегии, тактику, техники и приемы (Охиссон, 1994). (б) Возможно провести различие между формами знания, представляющими различные способы познания мира. На основании этих различий осуществлялись попытки составления соответствующих перечней, в которых часто представлены следующие категории:
- объективное знание (естественное/научное), основанное на определенности;
- субъективное знание (литература/эстетика), основанное на подлинности;
- моральное знание (нормативное), основанное на коллективном принятии (правильно/неправильно);
- религиозное знание, основанное на божественном авторитете. Это базовое понимание сущности знания лежит в основе задаваемых нами вопросов, используемых методов и ответов, которые мы находим в ходе поиска знаний. (с) Знание охватывает скрытое и явное знание. Скрытое знание (Поланий, 1966) является знанием, которым обладают обучающиеся и которое влияет на когнитивный процессинг. Однако они не обязательно могут выражать его явным образом или могут даже не отдавать себе отчет в нем. Явное знание – это то знание, которое обучающееся могут сознательно исследовать, оно включает в себя скрытое знание, которое превращается в явное, становясь «объектом мысли» (Прават, 1989). Источник: Cedefop, 2000 г.
Источник: Terminology of vocational training policy (A multilingual glossary for an enlarged Europe). European Centre for the Development of Vocational Training (Cedefop). 2004
Знания
совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях действительности; результаты процесса познания действительности, отражающие ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, концепций, принципов, законов, закономерностей и т. д.; продукт познания человеком предметов и явлений действительности, законов природы и общества; отражение в сознании или в материализованной форме явлений и предметов реального мира в их причинно-следственных связях и отношениях. Знания военнослужащего должны быть глубокими, гибкими, прочными и действенными. Глубина знаний означает, насколько военнослужащий прочно усваивает сущность, внутренние связи, закономерности сложных явлений, происходящих событий. Гибкость отражает способность творчески использовать их в меняющихся условиях. Прочность – сохранение и устойчивость знаний в сложных условиях воинской деятельности. Действенность – воплощение знаний в практических действиях. Этапы овладения знаниями: -осознание познавательной задачи, уяснение ее сути, значения, актуальности; -передача и восприятие учебного материала; -осмысление материала, его творческая переработка, мысленное расчленение, выделение главного, обобщение основных частей и т. п. Это более активный, на уровне творчества, процесс; -запоминание учебного материала; -применение знаний. Уровни и виды знаний: -начальный уровень – «знания-знакомства», позволяющие воину ориентироваться в обстановке в самых общих чертах; -средний уровень – «знания-репродукции», дающие военнослужащему возможность воспроизвести учебный материал; -высокий уровень – «знания-умения», позволяющие уверенно, творчески применять их в любой боевой обстановке; -высший уровень – «знания-трансформации», дающие возможность не только творчески их применять, но и с их помощью создавать (открывать) новые знания.
Источник: Военная педагогика
ЗНАНИЯ
проверенный обществ.-ист. практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. 3. фиксируются в форме знаков естеств. и искусств, языков.
Элементарные 3., обусловленные биол. закономерностями, свойственны и животным, у к-рых они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации поведенческих актов. 3. являются органич. единством чувственного и рационального. На основе 3. вырабатываются умения и навыки.
3. могут быть донаучными, житейскими, художественными (как специфич. способ эстетич. освоения действительности) и научными (эмпирические и теоретические). Житейские 3., основывающиеся на здравом смысле и обыденном сознании, являются важной ориентировочной основой повседневного поведения человека. Эта форма 3. развивается и обогащается по мере прогресса науч. 3. В то же время сами науч. 3. вбирают в себя опыт житейского познания.
Науч. 3. могут быть переданы путем организованного целенаправленного обучения и характеризуются осмыслением фактов в системе понятий данной науки.
Науч. 3., получаемые учеником в школе, зачастую расходятся и даже противоречат житейским представлениям и понятиям ребенка в силу ограниченности или односторонности опыта, на к-рый последние опираются. Усваивая науч. понятия, имеющие строго определенное в данной науч. области значение (напр., понятие тела в курсе физики), уч-ся понимают их в соответствии с более узким (или более широким) житейским смыслом.
3., усваиваемые в процессе обучения, должны быть систематичными, охватывать все основное в изучаемой области, быть взаимосвязанными, иметь определенную логич. структуру и усваиваться в определенной последовательности. Наряду с внутрипредметными связями, относящимися обычно к одному и тому же уч. предмету, должны создаваться и межпредметные связи.
Осознанность, осмысленность 3., насыщенность их конкретным содержанием, умением учащихся не только назвать и описать, но и объяснить изучаемые факты, указать их взаимосвязи и отношения, обосновать усваиваемые положения, сделать выводы из них — отличает содержательные 3. от формализованных.
Основой усвоения 3. является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Существенная роль в этом процессе отводится и запоминанию. Практич. применение 3. в процессе их усвоения и закрепления — наиб. действенное средство преодоления формализма в усвоении 3., особенно при усвоении обобщенных 3. (общих положений, принципов, закономерностей).
3., приобретаемые в процессе обучения, характеризуются разл. глубиной проникновения в их сущность. Эта глубина зависит и от достигнутого людьми уровня познания данной области явлений, и от целей обучения, и от индивидуальных особенностей учащихся — от уже имеющегося у них запаса 3., уровня их умственного развития, от адекватности усваиваемого 3. возрасту учащихся.
Различают глубину и широту 3., степень полноты охвата ими предметов и явлений данной области действительности, их особенностей, закономерностей, а также степень детализованности 3. Организованное шк. обучение требует четкого определения глубины и широты 3., установления их объема и конкретного содержания.
3. и правильно избранный путь их усвоения — предпосылка умственного развития учащихся. Сами по себе 3. еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрений человека, 3. в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности, и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей. Однако возможны расхождения 3, и убеждений человека (напр., 3. моральных норм не гарантирует следования им).
Лит: Пономарев Я. А., Знания, мышление и умственное развитие, М., 1967; Шапоринский С. А., Обучение и науч. познание, М., 1981.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия