ЗНАКОМСТВО

Найдено 1 определение
ЗНАКОМСТВО
речевой жанр установления отношений между людьми, не знающими друг друга. З. может быть поверхностным, «шапочным», или близким, тесным; а также кратковременным или длительным; приятным или неприятным и т.д. По способу выражения этот жанр представляет собой набор стереотипов общения, составляющих коммуникативно-семантическую группу единиц речевого этикета со значением знакомства.
З. осуществляется через посредника или без него. В русской культуре возможны оба способа, однако чем официальнее обстановка общения, тем более необходим посредник. Посреднику должны быть известны правила представления одного другому: младшего представляют старшему, женщину — мужчине, гостя — хозяину, посетителя — должностному лицу, нового сотрудника — начальнику, т.е. «младшего» представляют «старшему». При рукопожатии «старший» первый протягивает руку «младшему».
Основные выражения, используемые для З. через посредника: Познакомьтесь, пожалуйста, с Знакомьтесь! Будьте знакомы! Прошу любить и жаловать! Это NN (наш новый сотрудник) и т.п.
В официальной обстановке общения типичны выражения: Разрешите (позвольте) представить вам NN (кого); Разрешите (позвольте) представить вас NN; Позвольте (разрешите) познакомить вас с NN (с кем).
Менее официально: Я хочу (хотел(-а) бы) познакомить вас с Я хочу (хотел(-а) бы) представить вам NN; ... вас NN.
При представлении младшего старшему посредник может попросить разрешения сделать это: Можно вам представить NN7 Я могу представить вам NN7
После предваряющих выражений следуют имена, имена-отчества, фамилии, названия профессий, должностей, званий и т.д.: Это Варвара Петровна Смирнова, наш новый педагог. А это директор школы, Илья Вадимович; Знакомься: это Аня, я тебе о ней говорил.
Основные выражения, используемые для З. без посредника. При желании познакомиться: Я хочу (хотел(-а)) бы с вами познакомиться; Мне хотелось бы с вами познакомиться; При просьбе о знакомстве: Можно с вами познакомиться? Можно узнать, как вас зовут (как ваше имя)? Нельзя ли с вами познакомиться? При побуждении к знакомству: Давайте познакомимся! Давайте знакомиться! Будем знакомы! Нам пора (надо, нужно) познакомиться. Официальными являются выражения: Разрешите (позвольте) представиться! Разрешите (позвольте) познакомиться! Далее при знакомстве без посредника следует самоназывание.
Выбор той или иной формы имени, имени-отчества, фамилии зависит от обстановки общения, её официальности/неофициальности, намерений, возраста, степени воспитанности, образованности инициатора знакомства и т.д. После имени может быть назван статус, роль и т.д.: Меня зовут Василий Сергеевич (Василием Сергеевичем, Васей); Анна Петровна, Анна, Аня (Анной Петровной, Анной, Аней); Моя фамилия Скворцов, Скворцова; (Я) Василий Сергеевич Скворцов; Василий; Вася; Я Анна Петровна; Анна; Аня; Моя фамилия Соловьёв, Иван Сергеевич. Я руководитель фирмы; Я Анна Петровна, секретарь директора.
Основные выражения, используемые в качестве ответных реплик: Очень приятно! Очень рад(-а)! Мне очень приятно с вами познакомиться! Приятно познакомиться. Давно хотел (мечтал) с вами познакомиться. Рад(-а), что мы познакомились.
Напоминание о прежнем знакомстве: Мы уже знакомились; Мы уже знакомы; Мы уже встречались; Вы меня узнаёте?; Вы меня не узнаёте? Я вас где-то видел(-а), (встречал (-а)); Ваше лицо мне знакомо.
Констатация факта косвенного знакомства: Мне о вас говорили; Мне о вас говорил Л'Л': Я о вас (много) слышал(-а); Я знаю ваши работы (о вас по работам); Я знаком(-а) с вашими работами.
Т.к. в знакомство вступают незнакомые люди, то оно происходит преимущественно в Вы-формах общения, однако дети и молодые люди предпочитают знакомиться на «ты».
Знакомство сопровождается невербальными знаками благожелательства: улыбками, рукопожатиями. Посредник определённым жестом приглашает одного и другого к знакомству.
Лит.: Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1975, 1984; Акишина А.А., Формановская Н.И.Этикет русского письма. М., 1979, 1982, 1986; Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. М., 2001; Балакай А.Г. Толковый словарь русского речевого этикета. М., 2004; Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983; Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1982, 1984; Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 2002, 2004; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. М., 2002.
Н.И. Формановская

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
315.47 кб

Повышение квалификации за рубежом (знакомство с Кипром)

Набок Игорь Леонтьевич
Читать PDF
145.67 кб

Знакомство со средствами выразительности художественной речи в начальных классах

Бардакова В. В.
Читать PDF
247.18 кб

Знакомство с основами педагогической деятельности как средство профессионально-смысловой ориентации

Ярмакеев Искандер Энгелевич
В статье рассматривается место и значение курса "Введение в педагогическую деятельность" в учебно-воспитательном процессе, анализируются способы формирования профессионально-педагогической мотивации студентов в рамках изучения дан
Читать PDF
3.16 мб

Знакомство детей дошкольного возраста с русской зрелищной культурой

Беденко Ирина Геннадиевна
Автор статьи раскрывает, как в условиях дошкольного образовательного учреждения можно формировать у детей представления о русской культуре, патриотические и нравственные основы личности.
Читать PDF
633.19 кб

Занятие математического кружка в VI классе «Знакомство с графами»

Смыкова Наталия Владимировна
В статье приводится разработка занятия школьного математического кружка для VI класса, в которой подобран материал для начального знакомства учащихся с имеющим важное прикладное значение понятием – графами.
Читать PDF
235.72 кб

2014. 01. 029. Неаве г. , Вейга А. Болонский процесс: знакомство, обсуждение и степень осведомленнос

Климова С.М.
Читать PDF
132.54 кб

Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с Малой Родиной

Коваленко О.В.
Актуальность темы обусловлена историческими и общественно-политическими процессами, происходящими в нашем государстве в настоящее время. В последнее время чрезвычайно важной стала проблема патриотического воспитания детей.
Читать PDF
138.28 кб

Промышленный туризм: знакомство с производством

Корешков Михаил Викторович, Деревнина Светлана Евгеньевна
Статья посвящена организации системы промышленного туризма как важной составляющей профориентационной работы в регионе.
Читать PDF
892.82 кб

Знакомство учащихся средних общеобразовательных учреждений со строительными специальностями в вузе

Макарычев Константин Владимирович
В статье приведены способы проведения профориентационной работы на базе вуза с привлечением учащихся средних общеобразовательных школ. Предложены способы знакомства школьников со строительными специальностями.
Читать PDF
274.76 кб

Формирование межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомст

Оборина Елена Владимировна
В статье рассматривается актуальность исследования проблемы формирования межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Читать PDF
946.46 кб

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность, знакомст

Волкова Елена Викторовна
Целью статьи является опыт реализации проекта «Жемчужина России Гжель» в образовательном пространстве ДОУ.
Читать PDF
946.46 кб

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность, знакомст

Выскорко А. А.
Целью статьи является опыт реализации проекта «Березка – символ России» в образовательном пространстве ДОУ.
Читать PDF
1.38 мб

Педагог в профессиональном сообществе Интернета: четыре этапа – от знакомства к творческому сотрудни

Сергеев Алексей Николаевич
Рассматриваются вопросы становления и развития профессиональных интернет-сообществ педагогов, расширения их состава. Описываются особенности деятельности педагога как нового участника профессионального интернет-сообщества.
Читать PDF
451.11 кб

Развитие цветовосприятия детей в процессе знакомства с произведениями прикладного искусства

Литвинова Ольга Владимировна
Сложные переходные периоды, связанные с общественными преобразованиями, неизбежно затрагивают сферу образования.
Читать PDF
362.91 кб

Историческая живопись - потенциальный источник знакомства китайских студентов с русской культурой и

Ян Чуньлэй
В статье рассмотрены проблемы использования исторической живописи на уроках русского языка в китайской аудитории с целью изучения китайскими студентами русской истории, культуры и обогащения словаря, развития устной и письменной р