ЖУРНАЛЫ ученические самодеятельные

Найдено 1 определение
ЖУРНАЛЫ ученические самодеятельные
форма творческой самодеятельности учащихся. Ученические журналы в 1890-е гг. В автобиографической повести А. Бруштейн, построенной на материалах западной (прибалтийской) части Российской империи второй половины 1890-х гг., создание журнала представлено как модное увлечение, приходящее на смену прежним: «Домашние спектакли скоро сменяются новым увлечением: мы издаем журнал. “Издаем” – это, конечно, звучит слишком пышно. Мы ещё не “издаем”, мы только хотим издавать. Мы объявили всем в классе, чтобы кто может писал стихи, рассказы, повести – кто что хочет, кто что любит». Автор описывает организационнотехнические аспекты подготовки журнала ученицами 1го класса женского института (возраст поступления – 10 лет; срок обучения – 7 лет): «Главным редактором мы единогласно выбираем Лиду Карцеву. Она хоть еще сама ничего не написала ни хорошего, ни даже плохого, но у нее две тетки писательницы... “А как мы его назовем?” – спрашивает Маня. “Я предлагаю заглавие: “Пламенные сердца”!” – говорит Варя. “...Давай иначе: “Незабудки”...” Варя изготовляет... прелестную обложку для журнала: по всей обложке сыплются незабудки, а на изящном, косо нарисованном прямоугольнике – заглавие журнала». Далее мы узнаем о характере текстов, предлагаемых ученицами в «редакцию» журнала: «…Что нам принесли для журнала! Стихи, в которых “ни складу ни ладу”. Например: “Роза. / В саду цветов росло немало, / Но всех пышнее роза расцветала! / В садик вошел раз маленький мальчик, / Розу на кустике он увидал, / К ней протянул он свой пальчик / И бедную розу сорвал. / Нет уж хорошенькой розы, / И все цветочки льют слезы!” Редактор Лида беспомощно разводит руками: “Ну можно ли поместить в журнале такую белиберду?” “Нельзя!” – отвечаем хором Варя, Маня и я. Одной из первых приносит рассказ “Неравная пара” Тамара. Мы читаем... Бедный… музыкант дает уроки… княжне… Молодые люди влюбляются друг в друга… Об этом узнают старый князь и старая княгиня и решают отдать свою дочь в монастырь… Подслушав это родительское решение, молодая княжна… бросается в озеро и тонет. Бедный музыкант бросается за ней – и тоже тонет. Конец...» (Бруштейн, 1964, 402–405). Ученические журналы в 1900-е гг. Об общеобразовательных петербургских коммерческих училищах в 1900-е гг.: «Другим видом общешкольного объединения внеклассной работы в коммерческих училищах были ученические журналы. Как форма внеклассной работы ученические журналы были широко распространены в лучших коммерческих училищах. Ещё начиная с первых классов школы, издание журналов было очень и очень популярно среди учащихся. Каждый класс издавал свой журнал и старался сделать его наиболее интересным и красивым. Они печатались на машинке или на гектографе и выходили тиражом в 40–50 штук, продавались среди учащихся по 20–40 копеек. Одни из них прекращались на третьемчетвёртом номере, другие существовали целый год и выходили раз в месяц, а то и раз в 2–3 недели; некоторые существовали ряд лет. Но даже если журнал прекращался в этом году, то на след. год тот же класс снова затевал журнал, порой нового направления и часто с большим успехом. Цель была – выработка сплоченности, объединения учащихся посредством какого-нибудь общего дела. Делом этим прежде всего и чаще всего в лучших коммерческих училищах и являлся журнал. Педагоги всячески поддерживали это дело. Преподаватель Лесного коммерческого училища Г. Г. Тумим отмечал, что Гоголь, как известно, редактировал Нежинской гимназии журнал (под названием «Звезда»), Пушкин – в Царскосельском лицее, Лермонтов – в Московском университетском пансионе, Белинский – в Пензенской гимназии, И. И. Панаев – в Петербургском университетском пансионе, Помяловский – в Александро-Невской семинарии, и многие др. известные писатели являлись издателями, редакторами и наиболее талантливыми сотрудниками школьных журналов в свои ученические годы. По далеко не полным данным за шесть лет в Тенишевском училище (с 1901/1902 по 1906/1907 уч. год) насчитывается 14 названий выходивших там журналов. Из ранних классных журналов сохранился журнал II класса за 1901/1902 уч. год – “Дневник школьников”. Он выходил на двух-трех страницах напечатанного на машинке текста, но довольно часто и регулярно – за 6 месяцев вышло 11 номеров. В нём помещались первые дет. стишки и басни, маленькие рассказики (нравоучительного характера), коротенькие переводы с иностранного, шарады, загадки, анекдоты, «школьный день», в шуточной стихотворной форме отражающий эпизоды классной жизни. Серенький, невзрачный журнал этот объединил и выявил лит. “таланты”. Из числа его корреспондентов мы позднее видим акт. издателей и редакторов общешк. журналов. Журналы IV–V классов в 1903–1904 гг. – “Юный труд” и в 1905/1906 уч. году “Досуг”, “Буревестник” – это тетрадки по 6–7 страниц, отпечатанные на гектографе. Выходили они примерно раз в две недели; цена номера – 7 коп. В них уже выделены отделы: 1) литературный, 2) научный, 3) “по белу свету” (в котором печатались интересные сообщения из газет и журналов “Вестник самообразования”, “Новое время”и др.), 4) училищные дела, 5) критика и библиография. В журналах давалась критика на журналы параллельных классов, разбирались ученические спектакли. Начиная с 1906 г., журнальная деят-сть особенно оживляется: в III классе выходит журнал “Детская мысль”, в IV классе – “Вперёд”, в другом IV – “Юная мысль”, в VI классе – “Возрождение” и т. п. – каждый класс имеет свой журнал. Журналы расходятся в большом кол-ве экз. не только среди учеников своего класса, но и вообще в школе. Так, напр., редакция журнала “Юная мысль” сообщала, что № 1 разошелся в 95 экз. Эти журналы были уже более объёмистые – от 15 до 25 страниц. Почти в каждом из них есть обращения от редакции, характеризующие цели, направление журнала, мобилизующие активность учащихся, объединяющие их вокруг журнала. Здесь были значит. лит. отделы, много публицистического материала из жизни школы (например, обсуждение вопроса о приглашении сверстников и родителей на классные вечеринки), сообщения и обсуждения эпизодов классной жизни (“наша вечеринка”, “о присоединении учеников VI семестра к нашему журналу” и т. п.), заметки о жизни школы, письма и восп-ия товарищей (о наводнении, о немецкой школе, о вечеринке соседнего класса, где корреспондент журнала был делегатом). Жизнь класса и школы занимает всё больше места в журналах, интерес к ней растет и обсуждение её становится всё более активным. Растёт интерес к жизни своих сверстников в др. школах. В нек. журналах (“Вперед” – IV класса, 1905/1906 уч. год) появляется отдел переписки учеников сред. учеб. заведений, хроника дает материалы о др. школах. Ряд журналов наиболее крепких, возглавляемых энергичными редакциями, имел тенденцию перерасти из классных в межклассные, а затем и общешкольные. Так, еще в 1903/1904 уч. году журнал, издававшийся учениками V и IV классов – “Юные силы”, – приобрел хар-р общешк. органа. Это ежемесячный журнал, выходивший в 50 экземплярах, отпечатанный на гектографе, цена номера – 20 копеек. Редакционная комиссия его – инициативная группа учащихся под председательством А. Я. Закса – установила следующую определенную программу, по кот. должен был выпускаться журнал: 1) от редакции, 2) передовые статьи (по училищным делам), 3) беллетристика, 4) науч. статьи, 5) критич. статьи 6) искусство, 7) училищные дела, 8) смесь. После решения всех орг. вопросов по выпуску журнала редакц. комиссия сложила с себя свои полномочия, и была избрана редакция из пяти учащихся, которая и вела в дальнейшем журнал. Журнал довольно обстоятельный, но скучный: статьи в нем длинные, малоинтересные, печатающиеся на протяжении четырехшести номеров (“История органического мира”, “Эдисон, его жизнь и изобретения”), училищные дела излагаются бесстрастно, холодно. Видимо, всё это и вызвало к жизни на протяжении года еще два общешк. журнала: “Проблески мысли” и “Жизнь”. Первый всецело посвящен жизни школы, его отделы: 1) новости дня, 2) нам пишут, 3) слухи, 4) письма в редакцию. Все эти отделы построены на шк. материале, так же, как и “обличительные статьи” журнала, его критика и фельетоны. Весь материал подается в довольно острой сатирической форме. Редактор-издатель журнала “Жизнь” создал интересный юморист. журнал, где небольшое место отводилось лит. отделу, а в остальном журнал давал хронику, интервью, письма, обзоры шк. жизни в юморист. тоне (“Прогулка по Тенишевскому училищу”). Видимо, эти журналы очень хорошо дополняли друг друга и прекрасно уживались. Они были плодом творчества и официально избранных редакций из акт. учащихся-литераторов, и инициативных групп наиболее предприимчивых учащихся, и даже отдельных остро-шумных учеников. Но все они служили одной цели – объединению и развитию творческих сил и способностей учащихся, их интересов, инициативы и активности, любви к школе. И несомненно, эта цель достигалась. К 1906/1907 г. инициатива, энергия, творчество учащихся, которые в 1901/02 г. робко пробовали свои силы на убогих, неприглядных страничках своего классного журнала (“Дневник школьника” – II класс), выросли и развились, настолько, что они создают серьезный большой общешк. журнал “Тенишевец”. Это – устойчивое издание, журнал, печатавшийся типографским способом, на 20–30 страницах большого формата, выходивший ежемесячно и существовавший на протяжении ряда лет (с 1906 по 1910 г. включительно). Цель этого журнала та же, что и многих других; редакция писала: “Мы будем стремиться к оживлению шк. жизни, к созданию интересов, могущих сплотить учеников в нечто целое...”. Журнал был “соединительным звеном” между тенишевцами, в нём отражались их интересы, их мысли, находили ответ со стороны товарищей их запросы, а взгляды их находили критику и оценку сверстников. Журнал в значит. части школьно-публицистический, но часть страниц отведена и беллетристике; был создан и спец. отдел искусства, посвященный впечатлениям учащихся от прочитанного, виденного на сцене, на выставке и т. д. Иногда журнал издавал спец. беллетрист. сборники из произв-ий учащихся. На страницах журнала обсуждались вопросы самообразования, полит. забастовки в сред. школе, роли сред. школы в освободит. движении, критика журналов, издаваемых в училище, работа шк. кружков, вечеринки, училищные дела, вопрос товарищества среди тенишевцев, экскурсии и роль старосты в них, вопросы об ученич. собраниях, хроника жизни школы и т. п. … На страницах журнала отражены порой очень противоречивые и иногда даже просто противоположные мнения, но общее направление журнала всё-таки остается умеренным и аполитичным. Видимо, это и приводило к созданию журналов, недолюбливаемых цензурой, как говорили тенишевцы. Ярким примером такого журнала в Тенишевском училище был журнал “Пробужденная мысль” – резко оппозиционный журнал, редактор и издатель его тоже ученик VII класса в 1906 г. Журнал выходил под лозунгом “Справедливая защита интересов учащихся”. Но журнал не встретил поддержки и сочувствия большинства учащихся… Эта широкая журнальная деят-сть учащихся глубоко привязывала их к своей школе и её жизни, укрепляла товарищество. Учащиеся рассматривали журналы как своё кровное дело, которому они посвятили много сил и которое долго любили всей душой. Старшие, покидая училище, бережно передавали журнальное дело младшим, той смене, которую они сами растили среди сотрудников и редакции… Таким образом, журнальная деят-сть учащихся широко культивировалась в лучших коммерч. училищах… Интерес учащихся к этому виду внекл. работы был так велик, что в большинстве этих школ ученич. поклассные и общешк. журналы прочно вошли в традицию. А в отд. годы она достигала такой интенсивности, как, напр., в Выборгском коммерч. училище, где на протяжении всего 1907/1908 уч. года издавалась гектографически ежедневная общешк. газета» (Зенченко, 1959, 73–79). Ученические журналы в 1910-е гг. «В 1914–1915 годах учитель Иван Ильич Демидов преподавал в 3-м приходском училище города Челябинска и решил вовлечь ребят в издание рукописного журнала… …В течение учебного года школьники выпустили четыре номер “Школьного товарища”, написанных от руки… Узнав о почине И.И. Демидова, ученики Челябинского реального училища решили, что они не хуже ребят из приходского и тоже могут издавать журнал, да не рукописный, а печатный. …В феврале 1916 года был выпущен 45-страничный первый номер журнала “Первые шаги”. На обложке напечатано: “На правах рукописи”, а на третьей: “Печатается с разреш. Педагогического Совета Челябинского реального училища”… Кроме Челябинска, шк. журналы, изданные в печатном виде, были ив других городах Украла. В Екатеринбурге ученицы женской гимназии издавали в 1915–1916 годах журнал “Общими силами” (вышло пять номеров). Не меньше пяти номеров журнала “Улей” выпустили ученики Шадринского реального училища. Формат журнала в два раза больше ученической тетради, и издание выглядит “посолидному”» (Бирюков, 1969, 137–139). В повести К. Филипповой «В гимназии» журнал в середине 1910-х гг. выпускают гимназистки 4–5 класса (14–15 лет) «...Мика сообщила подругам, что в мужской гимназии в старших классах выпускают журнал потихоньку от гимназического начальства. Пишут сами гимназисты, конечно, надежные, которые ничего не разболтают. В журнале есть и стихи, и рассказы, и серьезные статьи... Почему бы нам тоже не выпускать журнал?... “Только как мы это сделаем, Мика?” “Сделаем. Олег обещал помочь. Он рассказ напишет, мы тоже будем писать...”… Нашли тетрадь из хорошей бумаги… Решили… назвать журнал “Луч света”… Главным редактором была назначена Мика. “А кто же у нас будет писать для журнала?” – спросила Ирина. “Как кто? А ты, а Зойка, а я? Рассказ и ещё кое-что обещал Олег. Вот стихи... Без стихов... какой же это журнал!.. Кто может написать?..” Мика задумалась, сморщив брови, но сейчас же просияла. “А Русанова?” – воскликнула она… Зойка бросила на стол вчетверо сложенную бумажку и… сказала: “Посмотрите, девочки, это для журнала”. Мика развернула бумажку: “Вот madame Пикар несется / И кокетливо смеётся… / Вот madame Пикар садится, / Спутать локоны боится… / И поэтому мы русский / Знаем лучше, чем французский”... Катя Русанова также представила свое сочинение. “Был чудно красив, но, увы, небогат / Джигит молодой бенАхмат. / Красавицу-деву красавец любил, / И рок их сердца съединил”… В стихах было всё: и пылкая любовь; и коварная измена, и смертоносный яд, и свадьба… Журнал получился великолепный… От заголовка шли лучи. По краям обложки каемкой были нарисованы парты, за ними девочки... Ирина унесла журнал домой и целый вечер просидела над рисунками…» (Филиппова, 1938; 126–156). Показать журнал читателям не удаётся: он попадает в руки начальства, одну из учениц исключают из гимназии. В Российской гос. библиотеке хранятся несколько подобных журналов, выпущенных учениками гимназий в начале XX в. Журнал «Ласточка». Первый номер подготовлен девочками 2-го класса ЖКУВ. В нем помещены стихи («Пчёлка»), рассказы (отчёты) о химических опытах, повествования о ботаническом саде. Второй номер (май 1909 г.) учащиеся выпускали, будучи ещё во втором классе, а третий номер (декабрь 1909 г.) был выпущен уже третьеклассницами. В нем – записи об экскурсии, о поездках и природе. Особенно объёмным был номер шестой, вышедший в 1912 г. – 169 страниц машинописи. В выходных данных седьмого номера «Ласточки» значится: «Литография СВ. Кульженко, Киев». Исходя из этого, можно сделать вывод, что журналы выпускались каким-то женским киевским училищем. Седьмой номер выпускали уже шестиклассницы в 1913 г. Опубликован дневник путешествия на Кавказ, помещены материалы о клубе, который создали некоторые девочки из класса, и темах, обсуждавшихся на его заседаниях: о приличиях и обычаях, о цели жизни. Открывался номер следующей информацией: «Случайно вышло так, что очередной номер “Ласточки” является в то же время и 50 номером всех журналов, вышедших до сих пор в нашем училище. 7 лет тому назад ученицам 2 класса пришла в голову мысль издавать журнал. Эта мысль осуществилась, когда они были уже в 3 классе, изданием “Подснежника”. Их примеру последовали другие классы, и, таким образом, с прошлого года каждый класс имеет свой журнал. Теперь их вышло уже 50 номеров». Отпечатанный в типографии в марте 1911 г. «литературно-художественный журнал учениц Частной Гимназии Аблецовой и Байковской “Первые шаги”» (23 страницы). Содержание его составляют стихи («Куда идти», «Сон Павлуши», «Осенью») и шарады. Два номера журнала «Улей» вышли в г. Шадринске Пермской губ. (сейчас – Курганской обл.) в 1914 году. В выходных данных первого номера значится: «Шадринск, Тип[ография] К.Е. Доронина. Ученический литературнохудожественный и научный журнал при Шадринском реальн[ом] уч[илище]. Редактор Л.А. Потоцкий. Издатель П.Я. Кожеуров». В выходных данных второго вместо слова «журнал» значится «сборник». В выпуске журнала принимали участие ученики Шадринского реального училища с 1 по 7 класс. Оба номера состоят из трех отделов: «Литературный отдел», «Научный отдел» и «Смесь». Содержание литературного отдела: стихи («Дума», «Осенняя песенка», «Музе» и пр.), рассказы («Любовь Саранки», «Мелодия») и переводы («Lorelei» Гейне), стихотворения («Сиротка», «Тогда лишь»), стихотворение в прозе («Летняя ночь») и пр. В научном отделе публиковались рефераты («И.С. Тургенев как драматург»), домашнее сочинение («Скажи мне, чем ты любуешься, и я скажу, каков ты»), фольклорный материал «Частушки», собранный в Мингалевском, Полевском и Уксянском селах. В отделе «Смесь» помещены задачи и шарады. «Наш журнал» – «издание учениц Московской женской гимназии А.С. Алферовой». Первый (и, повидимому, последний) номер вышел в 1918 г. Журнал открывается предисловием «От бывших редакторов старого журнала “Бабье дело”, выходившего в нашей гимназии в 1909 году»: «Журнал “Бабье дело” возник как-то сам собой, быстро и весело; он не собирался быть долговечным и просуществовал, пока сам себе и другим нравился. Он прекратил своё существование, когда и редакторы, и читатели отвлеклись от него другими делами. Он не собирался никого поучать, и в нём писали оттого, что писать, рисовать и спорить очень хотелось… Ученический журнал очень хорошее дело, но он должен вырасти из действительного сильного желания участников». В журнале три отдела. В литературном отделе опубликованы стихотворения («Молитва», «В лесу»), рассказы: «Крестная мать (из воспоминаний детства)», «Из милого прошлого», «1917-й год» (освобожденный узник едет на санях), проза в стихах «Сирень» («Благоухала лиловая сирень и наполняла дивным ароматом воздух...»), стихотворные переводы с французского. В общем отделе помещён рассказ «Случай (один из многих)». В юмористическом отделе помещены «Записки иностранца, приехавшего в Россию» («“Господа! Товарищи! Граждане!.. …Пропустите! Пятую остановку проезжаю!”»).
О профессоре Н.М. Верзилине (р. 1903): «Будучи третьеклассником [в 1916 году], начал издавать рукописный журнальчик “Луч” и стал единственным его автором, художником, редактором и издателем. Вышло четыре номера. В последнем классе издавал “Беседы у костра”, участвовал в общеученическом журнале “Проблески творчества”» (Гроденский, 1972, 43). Традиция ученических журналов не исчезла и в советский период. Воспитанник Арзамасского реального училища 13-летний Аркадий Голиков (будущий писатель А. Гайдар) в дневнике от 11 января 1918 г. сделал следующую запись: «Было собрание по вопросу об обзаведении класса своим журналом». A.M. Гольдин, школьный товарищ А.П. Гайдара, вспоминает: «Аркадий... организовал классный журнал, был избран его редактором. Вот где надо, по-видимому, искать начало его журналистской деят-сти» (Гайдар, 1982–4; 253, 465). Ученические журналы в 1920-е гг. Г. Белых и Л. Пантелеев в повести «Республика Шкид» (1927) описывают «журнальный бум» в школе им. Достоевского: «Кто поверит теперь, что в годы блокады, голодовки и бумажного кризиса, когда население Совроссии читало газеты только на стенах домов, в Шкидской маленькой республике с населением в шестьдесят человек выходило 60 (шестьдесят) периодических изданий – всех сортов, типов и направлений?» Ход событий авторы излагают следующим образом. Из шкидской еженедельной газеты «Зеркало» возник одноименный журнал, возглавлявшийся Япончиком и переписывавшийся Янкелем: «Япончику не нравится обычный еженедельный ученический журнал, освещающий жизнь и быт школы в стихах и рассказах. Нет, Япончик мечтает из “Зеркала” сделать ежемесячник, толстый, увесистый и солидный журнал со статьями и рефератами по истории, искусству, философии... Количество страниц увеличивается до тридцати, потом журнал становится двухнедельным, потом десятидневным, а школьная хроника и юмор изгоняются прочь. Им не место в “умном” журнале. Зато Еонин пишет большой исторический труд с продолжениями: “Суд в Древней Руси”... Янкелю очень скучно без конца переписывать статьи о Древней Руси. Он знает прекрасно, что никто не прочтет их кроме автора и несчастного типографа... Выпустив семь номеров журнала, Янкель призадумался. Ему также хотелось творить – писать стихи, рассказы, сочинять веселые фельетоны из школьной жизни, а времени не хватало». В результате Янкель начинает выпускать еженедельный «сатирический и юмористический» журнал «Комар» «форматом в тетрадочный лист и размером в восемь страничек», а Япончик – ежемесячник «Вперёд». Купец организует журнал «Мой пулемет», а Цыган – «журнал шарад, ребусов и загадок “Головоломка”». Мамочка и Горбушка выходят из состава «Моего пулемета» и начинают издавать журналы соответственно «Мысль» и «Зори». Руководитель школы Викниксор (Виктор Николаевич Сорокин) оказывает поддержку «журналистам» бумагой и краской и объявляет, что «в скором времени в школе откроется музей, в котором в качестве самых главных экспонатов будут храниться эти журналы». Поддержка руководителя ободряет ребят, и «издательская эпидемия» охватывает все новых воспитанников. Возникают журналы «Вестник техники», «Медвежонок», «Звезда», «Красная заря», «Туман», «Вестник», «Маяк», «Красный школьник», «Летопись», «Мухомор», «Солнышко», «Красное знамя». «Журналов стало так много, что не находится уже читателей на них. Все пишут – читать некогда... Три месяца школа горела одним стремлением – выпускать, выпускать и выпускать журналы... Потом горячка стала постепенно утихать: как звезды на утренней заре, гасли один за другим “Мухоморы”, “Клоуны”, “Факелы”, “Всходы” и другие газеты и журналы... Из шестидесяти изданий остается четыре. Игра замирает, давая место серьёзной работе, а от прежнего увлечения остается след в школьном музее, в виде полного комплекта всех изданий» (Белых, Пантелеев, 1973, 185–200). «Из ученических журналов советского времени… упомяну о “Первых шагах юных краеведов”, выпускавшихся краеведческим кружком при приисковой школе-семилетке Нижне-Туринского района. Первый номер этого издания вышел в июне 1929 года» (Бирюков, 1969, 139). Ещё об одном школьном журнале, выходившем в 1920-е гг., сообщает А.И. Рожков: «Постоянные приставания, недвусмысленные намеки, откровенное насилие сопровождали девушек на протяжении всего периода обучения. В знак протеста против этого школьницы Таганрога, например, выпустили нелегальный девичий журнал, о котором юноши не подозревали» (Рожков, 1999, 148). […] Ученические журналы в 1940-е гг.
О средней школе № 3 поселка Туймазы Башкирской АССР в 1943–1945 гг.: «В литературном кружке работало 56 человек… Конец каждого года работы кружка знаменовался выпуском литературного журнала. На кружке обсуждался план журнала, выделялась редколлегия, авторы статей. И в конце года, на заключительном лит. вечере, читались статьи из этого журнала. Журнал, прочитанный всеми кружковцами, учениками и преподавателями школы, передавался на хранение в учебную часть. Перелистаем наши журналы. Вот № 1, выпущенный в мае 1943 года. В нем статьи учащихся об их любимых книгах (“Что делать?” Чернышевского, “Овод” Войнич, “Песня о Соколе” Горького, стихи Маяковского). Здесь дан анализ лучших произведений о Великой Отечественной войне, статьи о выдающихся докладах прошедшего года. Специальный раздел посвящен работе кружка… В № 2 за 1944 год особенно интересны были отделы “Книги, которые учат жить” (Н. Островский, стихи Маяковского, поэма о Зое Космодемьянской) и “Из классных сочинений”, где были показаны наиболее интересные сочинения за прошедший год: “Союз нерушимый” ученицы М. (о дружбе народов), “Мой брат – офицер…” ученика 9 класса… В журнале имеется также юморист. отдел, эпиграммы на докладчиков и оппонентов. № 3 журнала показал, чем жил кружок в 1945 г., отразил лит. интересы учащихся… Большой отдел журнала носит название “Маяковский – лучший, талантливейший поэт советской эпохи”. Другой отдел посвящен теме “Эти книги любила Зоя”. В нём помещено письмо к матери Зои и ответ её, а также статья, подробно анализирующая лит. вкусы Зои Космодемьянской. Две статьи посвящены скончавшимся советским писателям: А.Н. Толстому и Д. Бедному… В журнале много иллюстраций: 14 портретов великих русских писателей и портреты к статьям О. Маяковском, А.Н. Толстом, Д. Бедном. Портреты рисовали сами кружковцы. Выпуск лит. журналов имел большое значение в жизни кружка. Он был местом пробы критического пера учащихся и вместе с тем подводил итоги каждому году нашей работы» (Стернин, 1951; 328, 333–335). Ученические журналы в 1950-е гг.
О перв. пол. 1950-х гг.: «Во многих школах учащиеся выпускают рукописный литературный журнал. […] Ученические журналы в 1960-е гг.
О 1960-х гг.: «В наше время выпуск рукописных журналов при школах, клубах, краеведческих кружках, библиотеках и им подобным местах стал довольно обычным делом» (Бирюков, 1969, 137). […] Ученические журналы в 1980-е гг.
О 1988–1989 гг. (из письма в журнал): «В нашем классе выходит настоящий журнал. Он называется “Разное о разном”. Издаёт его группа девочек, я – редактор отдела писем, ведь ребята пишут нам. Есть у нас в журнале страничка для хозяюшек, литературная, пионерская, конкурсная страничкию.недавно появилась “Школа смеха”. Наштжурнал не имеет только КИДЖа, но очень хочет подружиться с ребятами из других городов и из-за рубежа… Пишите по адресу:…. Московская область, г. Электросталь… света Померанцева, 10 лет» (Костёр. 1990, 2. – С. 13).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.