его интегральная характеристика, позволяющая сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития. Компоненты жизнестойкости не только детерминируют характер личностной реакции на внешние стрессовые и фрустрирующие обстоятельства, но и позволяют эти обстоятельства обратить в возможности самосовершенствования. Жизнестойкость включает следующие компоненты: нормальная смысловая регуляция личности, стремление к саморазвитию, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, навыки целеполагания и целедостижения, развитые коммуникативные и рефлексивные способности, высокий уровень самоконтроля.
В науке утвердилось несколько точек зрения на данный феномен. Широко известна концепция жизнестойкости С.Мадди (1998). По мнению С.Мадди, жизнестойкость как внутренний ресурс имеет структуру установок и навыков, позволяющих превращать стрессовые ситуации в новые возможности развития. В эту структуру входят установки: - включенности (участия в социальном взаимодействии, постоянного контакта с окружающими, что задает позиции сотрудничества);
- контроля (стремления влиять на жизненные события в противовес ощущению беспомощности, что задает ценность надежности);
- вызова (принятия жизненного риска в противовес безопасности и снижению напряжений, что порождает ценность творчества).
Близким жизнестойкости по сути является феномен «личностного потенциала», введенный Д.А.Леонтьевым (2002). В концепции Д.А.Леонтьева личностный потенциал предстает как интегральная характеристика уровня личностной зрелости, а форма его проявления — как самодетерминация, осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий, как внешних, так и внутренних (в том числе, биологических, телесных предпосылок, а также потребностей, характера и других устойчивых психологических структур). Личностный потенциал отражает меру преодоления человеком заданных обстоятельств, в конечном счете, самого себя.
Между понятиями «жизнестойкость» и «психологическая устойчивость» можно провести параллели. Под психологической устойчивостью М.Тышкова (1987) понимает целостную характеристику личности, обеспечивающую устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Психологическая устойчивость зависит от типа нервной системы, опыта человека, приобретенного в среде, в которой он развивался, от выработанных ранее навыков поведения и действия, от уровня развития основных познавательных структур.
Феномен «онтологической уверенности», описанный Р.Лэнгом (1961), также близок феномену жизнестойкости: «онтологически уверенной» Р.Лэнг называет личность, осознающую свою целостность, спокойно встречающую жизненные невзгоды. «Онтологическая уверенность» наделяет человека самоидентичностью и способностью вступать в общение с другими.
В философии аналогом жизнестойкости можно считать «мужество быть» П.Тиллиха (1995): «Мужество быть — это мужество утверждать свою собственную разумную природу вопреки всему случайному, что есть в человеке. Мужество — это самоутверждение «вопреки», а именно вопреки тому, что пытается помешать «Я» утвердить самое себя».
Названные компоненты жизнестойкости вполне поддаются развитию психолого-педагогическими методами и средствами. Для педагогики это открывает перспективу воспитания жизнестойкой личности, которая способна эффективно преодолевать жизненные трудности, добиваться успеха в деятельности, труде, общении.
С.В.Книжникова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005